Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7375) 24 апреля - 7 мая 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ВИКТОР СУХОРУКОВ: "Я, как ребенок, лезу в розетку"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В.Сухоруков

В человеческой и творческой судьбе Виктора СУХОРУКОВА столько крутых виражей, что только диву даешься. "Американские горки" какие-то - то оглушительное падение на самое "дно", то стремительный и шумный взлет. Накануне своего 50-летия он в никуда ушел из Санкт-Петербургского Театра комедии, где проработал много лет, а потом и вовсе оставил город на Неве, перебравшись в столицу. Как актер театральный, здесь он был мало кому известен. Кинематографическая слава звучала громче, хотя после балабановской дилогии "Брат" и "Брат-2" бритого Сухорукова втиснули в однозначное амплуа "злодея". Сегодня, по признанию артиста, он попал в очередной крутой вираж. Связано это с двумя грядущими премьерами - фильма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел" с Сухоруковым в роли императора и спектакля Владимира Мирзоева "Лир", где вчерашний император станет Шутом.

    

- Виктор, закончив съемки, вы тут же признали роль Павла лучшей и любимой. Почему?

- Не только потому, что роль главная, и не потому, что императора. Этой ролью, черт возьми, я сразу многим отвечу: Сухоруков может быть и аристократом, и философом, и спинку держать прямо, и от "чоканья" избавиться. Только вы, режиссеры, будьте терпеливее, внимательнее и нежнее к актерам.

    

- Не мне вам говорить, что актер зачастую оказывается в плену собственного имиджа. Как случилось, что Мельников разглядел в вас царские задатки?

- Началось с того, что девушки мои знакомые подсунули ему фильм "Счастливые дни" по Беккету, между прочим, дебютную картину Алексея Балабанова. Мельников посмотрел и решил со мной встретиться. А ведь у него, наверное, тоже от меня осталось впечатление бандита, отморозка, негодяя и "субпассионария российского кино", как меня когда-то Виктор Матизен обозвал.

    

- Это что такое?

- Типа антигерой, или герой с отрицательной энергетикой, как я понял. А вообще-то это слово взято из гумилевской теории. Но вы-то, критики, что ж вы так типажно мыслите? Кто во мне бандита открыл? Балабанов. А до этого я был и комиком в "Комедии строгого режима", и олицетворением "вождизма" в "Бакенбардах", и крепким мужиком. Но заметили-то "Брата", потому что уж слишком он прошумел. И повесили ярлык. Я и сам его испугался. Боялся синдрома Ихтиандра и Сухова, сам в него угодил. Но я верил, что получу такую роль, в которой собью этот имидж. Между прочим, у меня до "Павла" уже была картина "Золотой век" Ильи Хотиненко, где я сыграл графа Палена. Куда она пропала, не знаю. Я согласился у Натальи Погоничевой сняться в "Теории запоя". Посмотрите, критики, эту картину, она вам не понравится. Но Витьку Сухорукова вы там увидите обаятельного, очаровательного. Я там, правда, даже глаза поменял. Но дело-то не в линзах, там характер есть.

    

- Значит, "Павел" появился очень кстати?

- Конечно, для меня это был шанс. Мельников дал мне возможность сыграть целую судьбину. В три месяца съемок вошли четыре года жизни самого таинственного, самого неоднозначного и сложного нашего императора Павла I. Я столько прочитал о нем материала! Когда картину озвучивали и монтировали, специалисты все время спрашивали: а за что же его убили, царь-то хороший? Вот она, моя победа. И никто не сказал, что Сухоруков - не царь. Я прежде всего благодарен режиссеру, он в меня поверил, поддержал. И сегодня я впервые в жизни своей киношной не жду премьеры. Случится удача, ну и хорошо. Поругают меня уважаемые критики? Я не обижусь. Потому что я уже изменился. Сыграв Павла, я стал другим. Достойнее, чище.

    

- По-человечески другим?

- Да. Я как человек изменился. Если вдруг после "Павла" остановится земля и закроется мое личное дело, я не оскорблюсь. Скажу: спасибо, Господи, ты прав. У меня ощущение было, что все свое неудовольствие последних лет, весь свой бунт, весь профессионализм, все приобретенное, хорошее и плохое, счастливое и неприятное, я туда вложил. Были эпизоды, где я думал о Сереге Бодрове или вспоминал мать с отцом. Были сцены, где я кричал своим врагам: нате, глядите, я живой, я талантливый, я могу.

    

- То есть вместе с Павлом и себя сыграли?

- Сыграл. Мне так показалось. Я надорвался? Наверное. У меня болела голова, были бессонные ночи. Но я - победитель. Идите и смотрите на победителя. В каждом эпизоде вы увидите, на что способен Сухоруков. Может быть, это будет традиционное кино, без всякого авангарда, революционного подхода и новаторства. Но зато какая история доверия и предательства! История человека, который правил и сомневался, наказывал и каялся, бил и просил прощения. И погиб он у нас достойно и красиво. Открою секрет. Павел нам помогал.

    

- Это как?

- Мистика. Снимаем сцену на Гатчинском плацу, у нас войска отборные. Вдруг снег выпал, все белым-бело. Только отсняли - утекло. Или эпизод строительства Инженерного замка. Ну, словно по приказу, в городе все перерыли, замок одели в леса, идет реконструкция, каналы и траншеи вырыты. Наряжай массовку и снимай. Что и сделали - факелы зажгли, фартуки надели, и загудело. Отсняли - тут же появились современные атрибуты, целлофан всякий. Да кто б нам позволил самим-то копать в центре Питера? Бог помогал, а вместе с ним и Павел Петрович, потому что он был человеком верующим. И я чувствовал по игре своей, что кто-то ведет. Бывали такие моменты, когда мне казалось: вот-вот и я тресну. Но выкарабкивался.

Сыграв Павла, я успокоился и про себя воскликнул: "Ай да Сухоруков, ай да сукин сын!" Теперь кто бы и что мне ни говорил, я знаю, что актер я талантливый, опытный, многострадальный, черт возьми. И горжусь тем, что я сегодня живу, и щеки у меня розовые.

    

- После такой работы, наверное, трудно придется соглашаться на следующую, не теряя лица?

- Ничего. Хороший урожай не каждый год бывает. Но я понял ваш вопрос, и он мне приятен. Значит, Сухоруков уже и до таких вопросов дожил. Да, хочется соответствовать, держать планку на уровне. И тем не менее, если вдруг захотят мне дать какую-то грамоту почетную за роль Павла, я выйду за ней и скажу: "Ваша награда говорит о том, что я расту. И отношусь я к этому не как к вершине, а как к творческому росту".

    

- Легко ли было после императора стать Шутом?

- Ролью Павла я словно бы отчитался перед Петербургом, попрощался с ним, и в Москву златоглавую бултых шутом. Чем не сюжет для романа?

    

- Как вы попали в спектакль Вахтанговского театра?

- Мне сначала Владимир Мирзоев позвонил и пригласил. А я, когда в театр впервые пришел на переговоры, и сам спросил: как вдруг Сухоруков у вас в сознании выскочил? Оказывается, сидят в кабинете трое - директор Сосновский, режиссер Мирзоев и артист Суханов. А на столике журнальном - куча поздравительных открыток и телеграмм к 75-летию Михаила Ульянова. И вдруг чей-то взгляд упал на одну из них, мной подписанную: "Вечно ваш актер и шут". Их и осенило.

Я не знал Мирзоева лично. Спектакли его видел, не со всем был согласен, как профессионал, многое не понимал, как зритель. Его философия театральная была от меня далека. Именно это меня и подкупило. Я люблю неведомое. Я, как ребенок, лезу в розетку. Хотя уже знаю, что нет там ни конфетки, ни лимонада, а один только электрический ток.

    

- Легко ли вошли в незнакомый коллектив? Удалось ли найти общий язык с новым режиссером?

- "Лир" - это еще одна революция в моей жизни. Я - выпускник ГИТИСа, приглашен в Вахтанговский театр, куда берут только из Щукинского училища. Чужие там не ходят. Трудно начинал. Сегодня мне хорошо. Меня приняли, меня понимают, со мной согласны. И я вижу, что самое главное, со мной люди работают с удовольствием. Мирзоев - режиссер ума, мысли, знаков, символов, он - философ. Я - человек другой школы. Я пытаюсь его знаки превращать в картинки, чтобы зрители увидели, что он замыслил. А показать можно все. Не можешь? Иди в детский сад, попроси детей. Они тебе изобразят и железную дорогу, и беременного папу, и молодую бабушку, и солнце, и облака, и любую погоду. У детей звери говорят человеческим языком. Это и есть театр. Детство. Наивность и полное доверие природе. Хочу верить, что получится "Лир".

    

- Для вас слово "шут" равнозначно слову "актер"?

- Нет. Актер - это служба, шут - это философия. Актер - маска, шут - судьба. Актер - игрушка, шут - сознание.

    

- Многие на "шута" обижаются.

- А я счастлив. Называйте меня клоуном, скоморохом, как угодно, я приму любую кличку. Потому что я сам выбрал этот путь. Полжизни я хотел нравиться публике, а потом спросил себя: а нравятся ли мне все? Нет. Я понял: мне важно вызывать у людей интерес, чтобы они, прищурившись и вытянув шеи, вглядывались в меня - ну-ка, что это за?.. И тут многоточие. Может быть и прекрасный эпитет, и проклятое слово. Я готов на все. Только жизнь личную, душу не пачкайте. Это нечестно.

    

- Мирзоев вас в труппу Театра имени Станиславского не звал?

- А он знает, что я не пойду.

    

- Желаете оставаться свободным художником после стольких-то лет государственной службы?

- Находясь в казенном доме, я был плебеем. Я был зажат, закомплексован, потому что понимал: я - нанятое лицо, как бухгалтер или уборщица. Я, извините, актер-чиновник. Теперь-то я свободен. И вдруг я понял: да здравствует воля! И тут же голову вжал в плечи: воля-то волей, а ответственность, а дисциплина? Я теперь сам за себя отвечаю по всем фронтам: за трудовую книжку, которая у меня дома лежит, за дорогу на работу и обратно. Я не имею права опоздать, что позволительно до сих пор в государственном учреждении. Но зато сегодня ни одна дама из режиссерского управления или литчасти мне по столу не стукнет, не укажет и на "ты" со мной не заговорит. Я могу встать и уйти. Имею право.

    

- А не страшно ли? В Москве вы человек новый, будут ли постоянные приглашения?

- Скажу вам честно. То, что я отправился в путь, и судьба распорядилась, что в Москву, это решение не одного дня. И на ваш вопрос могу ответить коротко: если что, и за бортом живут люди. Я знаю, видел, сам там был. Меня однокурсница моя несколько лет назад предупреждала: смотри, Витька, Москва хоть и гостеприимная, но и циничная, она доброжелательна, щедра, но и жестока. Она может любить тебя до посинения, а потом выплюнет, как куриную косточку. Я готов. И готовился-то как раз психологически, быть может, больше к поражениям, к неудачам. Есть такая поговорка в мире гороскопов: предупрежденный защищен. Я сам себя предупредил. Отдавал себе отчет: я еду не в деревню, а в мегаполис, где даже ночью город орет. Круглые сутки в Москве нет тишины. Ну что ж? Попробуем, пока силы есть.

    

- Не жалеете, что из Питера уехали?

- Я, когда собирался уезжать, стал подсчитывать плюсы и минусы: что я теряю и что приобретаю? И обалдел от количества минусов. Очень мало что держало меня в Питере в последние годы. Защемило пару раз сердце, а почему, не скажу. Потому что потом отпустило. Стало быть, столько лет я там прожил, и не нажил ни стула, ни друзей, ни привязанностей. Я ничего там не оставил. И с оркестром меня не провожали. Я вам больше скажу. Мне казалось, у меня не было там врагов и завистников. Я никогда не играл чужие роли, потому что я вообще их мало играл. Мне казалось, что люди, с которыми я общался, относились ко мне доброжелательно. Пил-то я со всеми, только почему-то видели одного Сухорукова. Да ладно, это дело прошлое, неинтересная тема для меня.

А когда я вырвался наружу из театрального мира Петербурга, меня и телефон не шибко беспокоил. Звонков было куда больше московских. Москва, как паразитка какая, как упыриха, увидела, что душа освободилась - дай-ка, я ее схвачу. А в Петербурге все в аристократизм играют, все кружева плетут. Оказалось, что в Питере я еще себя толком и не раскрыл, а мне уже руки выкручивают, уши выворачивают, глаза выкалывают. Да что это такое? Вот и убежал: от насилия, от непонимания.

    

- Вам в Москве теплее стало?

- Мне здесь и работать, и жить интересней. Здесь народ подвижнее, легче на подъем, хотя, может быть, легкомысленнее. Наверное, с чувством юмора здесь получше. Люди более открытые. Здесь дурашливости больше, а там - снобизма, строгости. Говорят, потому что север, "окно в Европу". Это все легенды. Вот ты спроси меня, в какую эпоху я хотел бы жить, хоть в Москве, хоть в Питере? Я отвечу: в пушкинскую.

    

- Ну, с этим мы с вами опоздали.

- А я и на нашу не жалуюсь. Я вообще не знаю, как в моей жизни все это случилось. Я приготовил себя к такому медленному шагу, к такой обыденности, к серому существованию. Думаю: протопчу свою тропиночку и буду по ней туда-сюда ходить. Цветочки посажу или птичек заведу. Но как будто кто-то подсмотрел: да как же так? На вот тебе, Витя, и Павла, и Шута, и Москву. Кто там в пинг-понг играет с моей жизнью, не знаю. Но пока меня устраивает то, что со мной произошло.

Другое дело, что я не хапаю. Поэтому я и заявил, не рисуясь словцом: я готовлю себя к забвению, хотя и не забрался на вершину. Все проходит. И почему-то у меня хорошая память именно на беду, на трагедии моих кумиров, современников, коллег. Я это наблюдал. И себя заранее как бы предупреждаю: так же может случиться и с тобой. Не обольщайся, не зарывайся, не слепни, Сухоруков. Зри, зри. Не только праздники, но и кончину.

    

- Что-то вы о кончине рано заговорили.

- А я доволен жизнью, поэтому и терять ее не страшно.

    

- А где же знаменитый сухоруковский оптимизм?

- Никуда не делся. Все будет хорошо. Я благодарю Бога. Я знаю, что Бог прячется под обличьями людей. И люди делают мне этот праздник. А я его, как могу, украшаю. Не только цветами и вкусностями разными, но и настроением, улыбками, мажором своим, оптимизмом. Иногда спрашивают: ты правда такой счастливый? Правда. Скажи: я несчастен, что мне от этого прибавится? Ну, посочувствуют, почмокают губами, рубль взаймы дадут, до метро проводят. А дальше что? Пока-пока, и бегом от этого неудачника и зануды. Потому что у каждого из нас проблем, как грязи. Правильно ведь говорят: хочешь быть счастливым, стань им. А я добавлю: даже если сомневаешься, доживи до утра и поверь. Конечно, я поигрываю маленько и в жизни. Только я знаю: неудача боится веселых людей. И я ее словно отгоняю от себя своим утренним, солнечным настроением.

    

- Но неудачником побывать все же пришлось?

- Да, я был неудачником, я был слабым. Я побывал там, куда люди смотрят с презрением, где не здороваются. Но когда, оплеванный, пьяный, никому не нужный, я сидел у телевизора, я не кричал: будьте вы все прокляты! Я говорил: я к вам еще вернусь, я соберусь, вы только подождите. Вот рубашечку постираю, оденусь, ботиночки начищу, дверь открою, душу распахну, выйду к вам и скажу: "Вот, глядите на меня, радуйтесь мне, я ваш".

    

- Значит, сегодня этот реванш взят?

- Конечно. Но не над людьми, а над самим собой. И потому сегодня есть и порох, и кураж, и мажор, и духовой оркестр в кишках играет, и струночки натянуты. Меня спрашивают: что ты делаешь? Отвечаю: пишу партитуру нервам. Себя победил. Я думаю, что остановлюсь и скурвлюсь тогда, когда перестану удивляться миру. А я до сих пор удивляюсь.

    

- Хорошему или плохому в нем?

- Хорошему, плохое само догонит.

    

- И что же вас в последнее время по-хорошему удивило?

- Идите в Щукинское училище на спектакль "Прекрасные люди", режиссер - Паша Сафонов. Вы получите такой заряд, которого если не на всю жизнь, то на неделю точно хватит. Или хотя бы на рабочий день. Такое радостное зрелище. Я получил колоссальное удовольствие. Я удивлялся тому, как молодые мальчики и девочки делали ремонт в моей квартире. Я им аплодировал. Был поражен, как добросовестно, честно и, главное, красиво они работали.

    

- Не завидуете молодым?

- Нет, я вообще не завистлив. Во времена своих хмурых дней я придумал себе игру: мир без меня. Сегодня я заметил за собой, что постоянно вглядываюсь в юные лица. Но я не чувствую возраста. Мне 51 год. Я недавно был на юбилее своего друга и коллеги Геннадия Залогина из Петрозаводска. Собрались там родные и близкие, друзья, насмеялись, нахохотались, навспоминались. И я даже встал и говорю: и это нам-то 50? Когда это мы успели? Это возраст кожи, костей, но не души. Так вот. Я смотрю на эти юные лица и думаю: все равно, Сухоруков, они за тобой идут. Им останется твоя земля. Погляди: умны ли, надежны ли, красивы ли? И то, и другое, и третье. И я спокоен.

Или вот еще на ум пришло. Однажды я захотел зафиксировать, когда меня впервые назовут дяденькой. Прозевал. Сегодня, думаю, уж точно замечу, когда дедушкой назовут. Хотя дай Бог дожить до дедушки-то.

    

- Но это перспектива отдаленная, а что среди ближайших?

- Я не успел еще премьеру "Лира" сыграть", а Мирзоев мне уже предлагает одну из главных ролей в Театре имени Станиславского и телевизионный вариант гоголевской "Шинели". Займусь проектом моноспектакля "Человек из ресторана" И.Шмелева в агентстве "Богис". Вынашиваем уже год. Но сейчас решил: добью. Вот расшибусь, а сделаю. С шапкой пойду по кругу, встану на Ленинградском проспекте, табличку повешу: "Подайте человеку из ресторана". Рената Литвинова звонила, приглашала сняться в ее новом фильме. С Андреем Эшпаем ведем переговоры о картине "Дети Арбата". Так что Москва меня предложениями завалила.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;