Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7374) 17 - 23 апреля 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Невы державное решенье

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото ИТАР-ТАСС


"Лицедеи" носят на руках режиссера-кукольника Р.Кудашова

В Санкт-Петербурге, в роскошном зале Мариинского театра состоялась церемония награждения лауреатов национальной театральной премии "Золотая Маска". Завершилось практически двухнедельное путешествие спектаклей-номинантов из Петербурга в Москву и обратно. Напомним еще раз, что центр тяжести фестиваля (работа жюри, торжественные открытие и закрытие) был перенесен в Санкт-Петербург в ознаменование грядущего 300-летия города. Тем, кто не уезжал в эти дни из Москвы, осталось посмотреть еще несколько фестивальных работ (параллельно почти вся программа демонстрируется и в столице), однако интриги в этих просмотрах уже не будет - имена лауреатов оглашены 14 апреля.

Известный спор двух бесспорных российских театральных столиц, Москвы и Питера, приобрел в связи с дислокацией фестиваля крен в сторону Северной Пальмиры. Москвичи, привыкшие быть хозяевами положения, на этот раз пребывали в непривычной роли гостей. Едва ли не целый поезд московских театральных деятелей, критиков и журналистов отбыл в ночь с 14 на 15 апреля домой, сразу после церемонии. Что и говорить, смелая междугородняя акция "Маски" добавила ее вот уже девятилетнему сюжету свежести и новизны. Хотя основные параметры фестиваля, его организационная структура и менталитет остаются и по сей день незыблемыми, как Спасская башня или, если угодно, Александрийский столп. Тот же аромат верного спонсора "Nescafe gold", то же количество номинаций и спецпризов, те же ночные бдения жюри накануне церемонии.

Однако нынешнее "двойное гражданство" фестиваля, безусловно, пошло ему на пользу. Вот, к примеру, одно житейское обстоятельство: взаимное московско-питерское недопонимание театральных приоритетов. Москвичи, как правило, не разделяют восторгов питерцев по отношению к их знаменитым землякам, а те, в свою очередь, не сильно восторгаются нашими признанными кумирами. Это на самом деле нормально, когда, к примеру, Александру Калягину или Константину Райкину было предложено побороться за первенство не на собственной территории, не дома, где, как известно, и стены помогают. Да и жюри на этот раз состояло на 90 процентов из жителей Санкт-Петербурга.

Все это, еще раз повторяю, полезно, даже вне зависимости от результата, который в известной мере всегда лотерея. Впрочем, хмурые питерские небеса были достаточно благосклонны к московским звездам. Однако другая публика и другие залы задавали порой свои непростые экзамены. Так, один из бесспорных московских театральных лидеров, спектакль "Король Убю" Театра "Et Cetera", был представлен жюри не в демократичных стенах родного здания на Новом Арбате, а в классическом помещении Александринки. Нецензурные перлы Папаши Убю бросались в зал, сверкающий позолотой, бархатом и канделябрами, и часть питерской публики восприняла это как неприличную выходку в храме. Хорошо ли это? Плохо ли? И то и другое. А в целом, по крайней мере, поучительно.

Но вернемся к церемонии. Мариинка - снаружи в лесах, а изнутри в фантастическом великолепии - дала, конечно, торжественный настрой. Нахимовцы и суворовцы на сцене призваны были добавить колорита. Но дальше все пошло, как и всегда. Военных на сцене не успевали сменить костюмированные массовки, одни наступали другим на пятки. Роскошные задники наезжали друг на друга невпопад. Увертюра затянулась, на экране долго-долго ехал паровоз. Он, конечно, символизировал маршрут Москва - Петербург, но от слишком долгого пребывания в поле зрения некстати вызвал в воображении публики печальный образ Анны Карениной. Видимо, не хватило репетиций, этих скромных, будничных театральных усилий, которых из года в год недостает церемониям "Золотой Маски".

Впрочем, явления на сцену губернатора Санкт-Петербурга В.Яковлева, полпреда Президента России В.Матвиенко, председателя СТД А.Калягина и парный конферанс мариинской балетной примы Дарьи Павленко с генеральным директором ассоциации "Золотая Маска" Эдуардом Бояковым были хороши. А решения жюри приятно удивили взвешенностью и разумностью.

Лауреаты "Золотой Маски"-2003

    

Балет и современный танец

Лучшая женская роль - И.Лиепа, Графиня, "Пиковая дама", ГАБТ, Москва.

Лучшая мужская роль - Н.Цискаридзе, Германн, "Пиковая дама".

Лучший спектакль современного танца - "Ожидание", Театр современного танца, Челябинск.

Лучший балет - "Вечер хореографии Ролана Пети", ГАБТ, Москва.

    

Опера

Лучшая женская роль - О.Гурякова, Чио-Чио-сан, "Мадам Баттерфляй", Театр Станиславского и Немировича-Данченко, Москва.

Лучший дирижер - В.Понькин, "Лулу", Геликон-опера, Москва.

Лучший режиссер - Л.Налетова, "Мадам Баттерфляй", Москва.

Лучший спектакль - "Мадам Баттерфляй", Москва.

    

Оперетта и мюзикл

Лучшая женская роль - Т.Дольникова, Эсмеральда, "Notre Dame de Paris", Московская оперетта.

Лучшая мужская роль - Ю.Мазихин, Татаринов, "Норд-Ост", Москва.

Лучший спектакль - "Норд-Ост".

Лучший художник - Е.Степанова, "Мадам Баттерфляй", Москва.

Спецпризы жюри: "Свадебный кортеж", Хореографические миниатюры, Санкт-Петербург.

С.Матвеева - Гувернантка, "Поворот винта", Экспериментальный музыкальный театр, Екатеринбург.

Премии в номинациях "Лучший хореограф", "Лучшая оперная мужская роль" и "Лучшая работа режиссера мюзикла" не присуждены.

    

Театры кукол

Лучший актер - С.Михайлова, Хертруда, "Хамлет, датский принц", Театр кукол, Архангельск.

Лучший художник - К.Мельников, "Зимняя сказка", Кукольный дом, Пенза.

Лучший режиссер - Р.Кудашов, "Невский проспект", Театр "Потудань", Санкт-Петербург.

Лучший спектакль - "Невский проспект".

    

Драма

Лучшая женская роль - Т.Щуко, Лика, "Московский хор", МДТ, Санкт-Петербург.

Лучшая мужская роль - А.Калягин, Убю, "Король Убю", "Et Cetera", Москва.

Лучший режиссер - К.Гинкас, "Дама с собачкой", МТЮЗ, Москва.

Лучший художник - Ю.Хариков, "Мамаша Кураж", СамАрт, Самара.

Лучший спектакль большой формы - "Московский хор".

Лучший спектакль малой формы - "Дама с собачкой".

Спецпризы жюри - "Каштанка", ТЮЗ, Екатеринбург.

"Эдип-царь", Театр на Литейном, Санкт-Петербург.

Лучший зарубежный спектакль - "Войцек", Национальный хореографический центр Орлеана, Франция.

Новация - "Sine loco", группа АХЕ, Санкт-Петербург.

Приз критиков - "Странники и гусары", Театр ОКОЛО дома Станиславского, Москва.

Приз зрительских симпатий - "Облом off", Центр драматургии и режиссуры, Москва.

    

За честь и достоинство

Ю.Григорович, балетмейстер, народный артист СССР.

Л.Живых, народная артистка России и Республики Карелия.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

АНОНС

КОНФЛИКТ

ЭХО ТЕАТРАЛЬНОГО СКАНДАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;