Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7374) 17 - 23 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНевы державное решеньеНаталия КАМИНСКАЯ
В Санкт-Петербурге, в роскошном зале Мариинского театра состоялась церемония награждения лауреатов национальной театральной премии "Золотая Маска". Завершилось практически двухнедельное путешествие спектаклей-номинантов из Петербурга в Москву и обратно. Напомним еще раз, что центр тяжести фестиваля (работа жюри, торжественные открытие и закрытие) был перенесен в Санкт-Петербург в ознаменование грядущего 300-летия города. Тем, кто не уезжал в эти дни из Москвы, осталось посмотреть еще несколько фестивальных работ (параллельно почти вся программа демонстрируется и в столице), однако интриги в этих просмотрах уже не будет - имена лауреатов оглашены 14 апреля. Известный спор двух бесспорных российских театральных столиц, Москвы и Питера, приобрел в связи с дислокацией фестиваля крен в сторону Северной Пальмиры. Москвичи, привыкшие быть хозяевами положения, на этот раз пребывали в непривычной роли гостей. Едва ли не целый поезд московских театральных деятелей, критиков и журналистов отбыл в ночь с 14 на 15 апреля домой, сразу после церемонии. Что и говорить, смелая междугородняя акция "Маски" добавила ее вот уже девятилетнему сюжету свежести и новизны. Хотя основные параметры фестиваля, его организационная структура и менталитет остаются и по сей день незыблемыми, как Спасская башня или, если угодно, Александрийский столп. Тот же аромат верного спонсора "Nescafe gold", то же количество номинаций и спецпризов, те же ночные бдения жюри накануне церемонии. Однако нынешнее "двойное гражданство" фестиваля, безусловно, пошло ему на пользу. Вот, к примеру, одно житейское обстоятельство: взаимное московско-питерское недопонимание театральных приоритетов. Москвичи, как правило, не разделяют восторгов питерцев по отношению к их знаменитым землякам, а те, в свою очередь, не сильно восторгаются нашими признанными кумирами. Это на самом деле нормально, когда, к примеру, Александру Калягину или Константину Райкину было предложено побороться за первенство не на собственной территории, не дома, где, как известно, и стены помогают. Да и жюри на этот раз состояло на 90 процентов из жителей Санкт-Петербурга. Все это, еще раз повторяю, полезно, даже вне зависимости от результата, который в известной мере всегда лотерея. Впрочем, хмурые питерские небеса были достаточно благосклонны к московским звездам. Однако другая публика и другие залы задавали порой свои непростые экзамены. Так, один из бесспорных московских театральных лидеров, спектакль "Король Убю" Театра "Et Cetera", был представлен жюри не в демократичных стенах родного здания на Новом Арбате, а в классическом помещении Александринки. Нецензурные перлы Папаши Убю бросались в зал, сверкающий позолотой, бархатом и канделябрами, и часть питерской публики восприняла это как неприличную выходку в храме. Хорошо ли это? Плохо ли? И то и другое. А в целом, по крайней мере, поучительно. Но вернемся к церемонии. Мариинка - снаружи в лесах, а изнутри в фантастическом великолепии - дала, конечно, торжественный настрой. Нахимовцы и суворовцы на сцене призваны были добавить колорита. Но дальше все пошло, как и всегда. Военных на сцене не успевали сменить костюмированные массовки, одни наступали другим на пятки. Роскошные задники наезжали друг на друга невпопад. Увертюра затянулась, на экране долго-долго ехал паровоз. Он, конечно, символизировал маршрут Москва - Петербург, но от слишком долгого пребывания в поле зрения некстати вызвал в воображении публики печальный образ Анны Карениной. Видимо, не хватило репетиций, этих скромных, будничных театральных усилий, которых из года в год недостает церемониям "Золотой Маски". Впрочем, явления на сцену губернатора Санкт-Петербурга В.Яковлева, полпреда Президента России В.Матвиенко, председателя СТД А.Калягина и парный конферанс мариинской балетной примы Дарьи Павленко с генеральным директором ассоциации "Золотая Маска" Эдуардом Бояковым были хороши. А решения жюри приятно удивили взвешенностью и разумностью. Лауреаты "Золотой Маски"-2003
Балет и современный танец Лучшая женская роль - И.Лиепа, Графиня, "Пиковая дама", ГАБТ, Москва. Лучшая мужская роль - Н.Цискаридзе, Германн, "Пиковая дама". Лучший спектакль современного танца - "Ожидание", Театр современного танца, Челябинск. Лучший балет - "Вечер хореографии Ролана Пети", ГАБТ, Москва.
Опера Лучшая женская роль - О.Гурякова, Чио-Чио-сан, "Мадам Баттерфляй", Театр Станиславского и Немировича-Данченко, Москва. Лучший дирижер - В.Понькин, "Лулу", Геликон-опера, Москва. Лучший режиссер - Л.Налетова, "Мадам Баттерфляй", Москва. Лучший спектакль - "Мадам Баттерфляй", Москва.
Оперетта и мюзикл Лучшая женская роль - Т.Дольникова, Эсмеральда, "Notre Dame de Paris", Московская оперетта. Лучшая мужская роль - Ю.Мазихин, Татаринов, "Норд-Ост", Москва. Лучший спектакль - "Норд-Ост". Лучший художник - Е.Степанова, "Мадам Баттерфляй", Москва. Спецпризы жюри: "Свадебный кортеж", Хореографические миниатюры, Санкт-Петербург. С.Матвеева - Гувернантка, "Поворот винта", Экспериментальный музыкальный театр, Екатеринбург. Премии в номинациях "Лучший хореограф", "Лучшая оперная мужская роль" и "Лучшая работа режиссера мюзикла" не присуждены.
Театры кукол Лучший актер - С.Михайлова, Хертруда, "Хамлет, датский принц", Театр кукол, Архангельск. Лучший художник - К.Мельников, "Зимняя сказка", Кукольный дом, Пенза. Лучший режиссер - Р.Кудашов, "Невский проспект", Театр "Потудань", Санкт-Петербург. Лучший спектакль - "Невский проспект".
Драма Лучшая женская роль - Т.Щуко, Лика, "Московский хор", МДТ, Санкт-Петербург. Лучшая мужская роль - А.Калягин, Убю, "Король Убю", "Et Cetera", Москва. Лучший режиссер - К.Гинкас, "Дама с собачкой", МТЮЗ, Москва. Лучший художник - Ю.Хариков, "Мамаша Кураж", СамАрт, Самара. Лучший спектакль большой формы - "Московский хор". Лучший спектакль малой формы - "Дама с собачкой". Спецпризы жюри - "Каштанка", ТЮЗ, Екатеринбург. "Эдип-царь", Театр на Литейном, Санкт-Петербург. Лучший зарубежный спектакль - "Войцек", Национальный хореографический центр Орлеана, Франция. Новация - "Sine loco", группа АХЕ, Санкт-Петербург. Приз критиков - "Странники и гусары", Театр ОКОЛО дома Станиславского, Москва. Приз зрительских симпатий - "Облом off", Центр драматургии и режиссуры, Москва.
За честь и достоинство Ю.Григорович, балетмейстер, народный артист СССР. Л.Живых, народная артистка России и Республики Карелия. Также в рубрике:
|