Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7374) 17 - 23 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноПредел прочности "Звезды"Государственная премия-2002 в области кино и телевидения Анастасия МАШКОВА В этом году кинематографическое "ведомство" блистательно отсутствует в разделе "Произведения для детей и юношества", что само по себе как показательно, так и печально. Знакомство с разделом "Кино и телевидение" хочется начать, извините за повтор, с сакраментальной фразы "Знакомьтесь, Балуев!". Режиссер, он же автор сценария "Быкобоя", Анатолий Балуев выдвинут на соискание Государственной премии - в одном лице весь авторский коллектив - от Уральского отделения СК России. Картина не обижена российской кинокритикой, вернее, той ее немногочисленной частью, что пишет о документальном кино. Повествует фильм о том, как в современной России совершается национальный обряд, название коего вынесено в заголовок фильма. Главный герой "Быкобоя" отнюдь не бандит, как могут подумать иные "продвинутые" (благодаря телевизионному экрану) зрители, а музыкант-фольклорист, вернувшийся в родную "парму-тайгу". На соискание премии выдвинут еще один неигровой проект - цикл документальных фильмов "Герои и проблемы большого спорта". Представление Гильдии кинорежиссеров СК РФ и киновидеостудии "Юность". Режиссер цикла - В.Коновалов, автор замечательной ленты "Больше, чем футбол", эта картина опять-таки известная, в рекомендациях специалистов не нуждающаяся. Что касаемо большей части "просто публики", то для нее все эти имена и проекты - абсолютная терра инкогнита, равно как и все наше документальное кино, пребывающее отнюдь не в кризисе, постоянно прирастающее новыми звездными именами и блистательными работами, но, увы, пока еще не нашедшее промоутера в лице отечественного телевидения. Зато почти вся сугубо игровая часть выдвинутых на премию работ проходит по телевизионной части. Это сериал "Дальнобойщики" и телевизионный многосерийный художественный фильм "Предел прочности" - часть "Убойной силы", срежиссированная именитым Сергеем Снежкиным. Представили их на премию производители, соответственно ЗАО "НТВ-Кино" и ОАО "Первый канал". Понятно, что выдвигать на Госпремию суперпопулярные криминальные или даже "ментовские" (заметьте, не милицейские!) проекты и разнообразное "мыло", пусть и очень качественное, к тому же российское, - дело заведомо спорное. Поэтому выдвигаются сериалы, подходящие под определения "общественно важная тема" (то есть чеченская кампания, в коей по воле создателей приняли участие работники питерского "убойного отдела": среди "исполнителей главных ролей", выдвинутых на Госпремию, фигурируют только Андрей Федорцов и Констатин Хабенский) или "поиски нового положительного героя" (сиречь "Дальнобойщики"). Короче говоря, если отыщется в телевизионном пространстве нечто, где нет криминального элемента да разговоров "о нашем, девичьем", - так прямо им в государственные премианты. Совершенно не неожиданно, что не выдвигают такую неординарную работу, как сериал "Ростов-папа" - дело даже не в том, что рейтингами не сойдемся (этот сериал не имел толкового показа на канале-производителе - НТВ). Слишком сложным кажется это кино, такие сериалы не набирают рейтинговой популярности без усилий, без определенной рекламы, которая должна быть не убойной, а наоборот, продуманной и нетривиальной. Между тем именно эта работа должна была бы сиять на нашем телевидении в качестве примера "как надо". Это "как надо" от Кирилла Серебренникова, главного режиссера "Ростова-папы", можно сформулировать очень просто: желание делать телевизонное кино не банально, в обход гарантированных рецептов успеха. И умение это делать. Очень логично, что выдвинули "Звезду" - тема, исполнение, общественное звучание, успех у зрителей. И как тут не заметить, что именно в кинематографе и примыкающих к нему явлениях "малого экрана" очень сильна градация успехов! Есть фестивальный успех, есть коммерческий, есть успех в кино, есть - на видео и ТВ. Есть так называемые культовые явления - это успех, настигающий фильм спустя годы, а то и десятилетия. Культовый успех - это, скажем, случай "Семнадцати мгновений весны", "Места встречи изменить нельзя" или "Здравствуйте, я ваша тетя!" (понятно, что речь не идет о том, что им надо немедленно выдавать какие-либо премии, речь идет о феномене ретро-успеха). Именно таких телевизионных фильмов будет тем меньше, чем больше будет рядового потока: согласитесь, некоторые сериалы можно повторять до бесконечности, другие же должны кануть в Лету, как только будет произведен или закуплен аналогичный продукт. Куда справедливее поощрять телевизионные проекты Государственными премиями спустя годы, когда успех у народа, у публики - подчас почти истерический - объясняется не рекламой, не отсутствием конкурентов, не временем показа. Разумеется, успех в виде Государственной премии для кинофильма - это также один из видов успеха, подобно приглашению в конкурс МКФ или покупке фильма большим количеством зарубежных стран. Но этот успех качественно иной. Государство вправе поощрять те медийные продукты, которые представляются ему полезными, общественно значимыми, развивающими те или иные тенденции в жизни общества. Тем более что госфинансирование множества фильмов и сериалов закончится не в этом году и десятилетии: по сути, государство у нас и есть главный продюсер. Вернее, этот продюсер - налогоплательщик. Из краткого обзора потенциальных лауреатов Госпремии-2002 совершенно очевидно: выдвинуты работы, вполне отвечающие не только государственным и державным, но и общечеловеческим, если уж говорить высоким стилем, ценностям. Это замечательно. Таковыми они задуманы, и это можно поощрить. Но станут ли они таковыми в действительности, скольким людям, скольким поколениям укажут на разумное, доброе, вечное? Вот здесь уже явных ответов по части "большого искусства" нет. Хотя рискнем утверждать, что у "Звезды" успех должен быть долгим. А известный лишь среди фестивальщиков "Быкобой" будет рассказывать свою правду о жизни многоукладной современной России до тех пор, пока есть киноархивы. Также в рубрике:
|