Иллюзион
Мода и стиль сквозь магический кристалл цирка
Жанна ВАСИЛЬЕВА
 |
Заключительный разворот из специального номера журнала "СССР на стройке", посвященного цирку (не издано). Макет и оформление А.Родченко и В.Степановой. 1940 - 1941 гг. |
Это только на первый взгляд магия цирка не имеет ничего общего с магией моды и стиля. Кажется, они - жители разных планет: длинноногие манекенщицы, отрешенно-агрессивно проносящие по подиуму наряды от известнейших модельеров, и коверные клоуны, чьи наряды чем нелепей и смешней, тем лучше. Одни должны стать предметом вожделенных желаний, другие обречены на осмеяние. Их встреча в рамках Третьего Московского международного фестиваля "Мода и стиль в фотографии" воспринимается поначалу как изысканный каприз, причуда организаторов, решившихся свести несводимое, устроить встречу обитателям параллельных миров, способных пересечься только в пространстве экспозиции. Но как ни странно, три выставки на тему цирка: две в Новом Манеже - "Парад-алле. Фото Александра Родченко на манеже", "Магия цирка" (из собраний Национального фонда современного искусства Франции, Европейского дома фотографии, французских галерей и частных коллекций), и одна в зале "На Солянке" - "Российские клоуны" - оказались не просто постскриптумом к фотографиям моды, а едва ли не одним из краеугольных камней фестивального проекта.
 |
Рене-Жак. "Цирк Медрано". Ок. 1955 г. Собрание Национального фонда современного искусства |
Причина не только в том, что в пространстве современной культуры подиум и цирковая арена нередко сближаются. Достаточно вспомнить смелый жест, сделанный недавно на Днях высокой моды в Москве, когда манекенщицы надели противогазы во время дефиле, протестуя против войны в Ираке. Жест предельно актуальный и, в сущности, вызывающе клоунский.
Парадокс в том, что, хотя фотографы моды охотно заимствуют эксцентрику у цирка, цирк на фотографиях, как правило, оказывается объектом лирическим. Арена, освещенная прожекторами, на которой скрещиваются взгляды десятков, а то и сотен зрителей, превращается на снимках в пространство глубоко интимное. Поразительно, что фокус этот (не хуже циркового) происходит на снимках практически всех крупных фотографов, независимо от страны, где они обитают.
 |
В.Ахломов. "Юрий Никулин". 1963 г. |
Понятно, почему на фотографиях англичанки Нэнси Уилсон-Паджик контуры отважных гимнастов и ловких эквилибристов почти растворяются в темном фоне, который, в свою очередь, погружен в черноту рисованной рамки, своеобразного перехода к паспарту. Двойной фон должен создать углубляющуюся в прошлое временную перспективу, помочь зрителю вместе с автором вернуться на территорию детства. Эта территория похожа на подводное царство, где свет рассеивается на глубине и краски скрадываются. Фотографии цирка Уилсон-Паджик несут ностальгию по свежести чувств, по детскому восторгу от цирковых чудес, по непосредственности восприятия, которым не дано повториться.
 |
Неизвестный автор. "Казимир Плучс (белый клоун Роланд)". 1920-е гг. |
Но откуда это ощущение теплоты и интимности на снимках Александра Родченко, сделанных на манеже в 1940 - 1941 годах? Именно тогда Родченко вместе с Варварой Степановой и Георгием Петрусовым работали над номером журнала "СССР на стройке", который должен был быть целиком посвящен цирку. Номер был сдан в печать 17 июня 1941 года. Понятно, почему он из печати не вышел. От того последнего номера легендарного журнала остались крошечный макетик и фотографии Родченко. Для экспозиции сделана компьютерная реконструкция номера, воспроизводящая даже оттенки цвета, в котором должны были быть напечатаны фотографии. Самое поразительное в этих снимках - соединение конструктивистских ракурсов с мягко размытой оптикой, характерной для пиктореалистов. Странным образом снимки пирамид циркачей или воздушных гимнастов, преодолевающих проволоку под куполом на велосипеде, полемичны по отношению к снимкам спортивных парадов "цветущей юности". Композиции и ракурсы их очень схожи. Но там - сияние дня и белозубых улыбок, четкость линий. Здесь - светящиеся фигуры на темном фоне, их контуры мягки, нечетки. Там - ритм и энтузиазм единого коллективного порыва. Здесь - ощущение тайны. На мгновение загадка приоткрывается на небольшом снимке: два клоуна в гриме, с нарисованными приподнятыми бровями, читают газету "Правда". Встреча двух миров - дурацкого, циркового и устрашающе серьезного, "правдивого" - оказывается фактически встречей двух условностей, идеологической и театрализированной.
 |
А.Родченко. "Клоун Карандаш с мячом". 1940 г. |
Наконец, серия знаменитой француженки Сары Мун "Девочка со спичками" не имеет ничего общего ни с ностальгией, ни с полемикой с "великой утопией". В конце 90-х Сара Мун снимала в Москве цирк Дуровой. В 2000 году на фотофестивале был представлен ее цикл "Мимолетный взгляд". Но Сара Мун, как она сама признавалась в одном из интервью, никогда не снимает реальность. Увлечение фотографа цирком зверей Дуровой неожиданно привело к созданию серии "Девочка со спичками". История смерти цирка рассказывается как история гибели девочки, пытающейся продавать спички, когда труппа рассеялась, и замерзающей под железнодорожным мостом в одну из рождественских ночей. Фотография (которая вообще-то должна фиксировать реальность) оказывается способной передавать детские сны и страхи. Подписи под фотографиями дальше всего от банальных названий. Часто они указывают на точку зрения персонажа. Например, под пейзажем с размытыми облаками, занимающими почти все пространство снимка, сообщается: "Грузовик, летящий с огромной скоростью, едва не сбил ее. Пошел дождь со снегом". Облака видит, таким образом, упавший, едва не погибший ребенок. Фактически Сара Мун снимает фотофильм с титрами (которые, к сожалению, никто не догадался перевести на русский для наших зрителей). Его главная тема - гибель волшебного мира, где люди и звери счастливы в единении, где способно жить детство.
Волшебство цирка, похоже, с точки зрения фотографов, сродни волшебству фотографии. Они одинаково способны преображать мир и делать иллюзии реальностью.