Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7374) 17 - 23 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКвартал культурного назначенияУтверждена концепция развития и реконструкции ГМИИ им. А.С. Пушкина МУЗЕЙНОЕ ДЕЛОАнна МАРТОВИЦКАЯ
В Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина состоялось заседание коллегии Министерства культуры РФ. Место проведения было выбрано неслучайно: главным вопросом на повестке дня стала программа реконструкции и развития ГМИИ. Чиновникам и журналистам были продемонстрированы многочисленные планшеты и макеты будущего музейного квартала, который уже несколько десятилетий буквально по крупицам собирает директор ГМИИ Ирина Антонова. Понятно, что для создания полноценного квартала, не просто напичканного галереями и фондохранилищами, но представляющего собой организованную культурную среду, требуется, во-первых, грамотный архитектурный проект, а во-вторых, очень много денег. На коллегии выяснилось, что проект уже готов, а средства г-жа Антонова надеется добыть. На все работы по реконструкции основного здания музея и многочисленных домовладений, выделенных ГМИИ за последние годы, потребуется около 5 миллиардов рублей. "О таких проектах мы раньше могли только мечтать, - заметил министр культуры РФ Михаил Швыдкой, открывая заседание. - Без преувеличения, мы присутствуем на историческом событии, ведь сейчас может наконец осуществиться мечта создателя ГМИИ профессора Ивана Цветаева о создании музейного городка". "Проект развития и реконструкции ГМИИ им. А.С. Пушкина на период с 2003 по 2012 год" представляли по очереди сама Ирина Александровна и директор "Моспроекта-4"Андрей Боков, возглавивший коллектив разработчиков. Госпожа директор говорила долго и взволнованно, то рассказывая о нынешних проблемах своего музея, то вдохновенно повествуя о его радужных перспективах. ГМИИ им. А.С. Пушкина - музей действительно небывалого размаха, в его коллекциях насчитывается более 630 тысяч подлинных произведений искусства (в 50 раз больше, чем в 1912 году!), он включает в свой имущественный состав 20 зданий, расположенных в районе улицы Волхонка и прилегающих к ней Колымажном и Малом Знаменском переулках, и ежегодно принимает 900 тысяч посетителей. Однако и проблемы этого музея имеют нешуточный масштаб. В основном в здании ни разу не проводился капитальный ремонт и фактически не обеспечены условия хранения коллекций, реставрационные мастерские нуждаются в полном техническом переоснащении, в залах постоянной экспозиции представлено 3 тысячи памятников, то есть полпроцента всего собрания. Строго говоря, вопрос о том, что ГМИИ исчерпал возможности дальнейшего развития на имеющихся площадях, стал очевидным еще в начале 80-х годов. 9 апреля 1988 года было принято Постановление Совета Министров СССР "О мерах по укреплению материально-технической базы Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина", предусмотревшее закрепление за музеем прилегающих территорий и находящихся на них строений. Тогда же командой Андрея Бокова был разработан первый проект "освоения" всей местности. Архитектор признался на коллегии, что с тех пор проект фактически ни разу серьезно не пересматривался. "Если сегодняшнее решение коллегии по вопросу реализации проекта будет положительным, мы внесем в него все необходимые коррективы. Концепция - жанр свободный, и пока мы действительно не слишком хорошо представляем себе современную гидрогеологическую ситуацию, давно не обновляли природоохранный раздел, не имеем четких представлений о нынешнем состоянии фундаментов. Но, повторяю, это нормальный рабочий момент. Как только мы услышим четкое "да", мы начнем работу". Можно предположить, что с заседания Андрей Боков ушел вдохновленным: в решении коллегии черным по белому сказано: "Принять за основу представленную Программу развития ГМИИ". Однако будет верно предположить и другое: коррективы сегодняшнего времени могут существенно увеличить общую стоимость проекта. 5 миллиардов рублей - сумма и так немаленькая (исходя из того, что общая площадь музейного комплекса увеличится на 20 тысяч квадратных метров, можно сказать, что каждый из них обойдется ГМИИ приблизительно в 5,5 тысячи долларов), но грунты в районе Волхонки настолько непредсказуемы, что устранение проблем, связанных с ними (и с вибрацией от проходящей здесь же ветки метро неглубокого залегания), может стоить еще несколько сотен миллионов рублей. И поэтому коллегия постановила: "Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина до 15 мая 2003 года завершить разработку названной программы < ... >, предусмотрев существенное увеличение внебюджетной инвестиционной составляющей финансирования проекта". Реализовать проект планируется в три этапа. Сначала будут сданы в эксплуатацию Музей современного искусства и "Музей - детям" - Центр эстетического воспитания, о необходимости которого Ирина Антонова говорит уже несколько лет. До 2007-го предусмотрено и проведение реконструкции здания бывшей усадьбы Вяземских-Долгоруковых, из которого у ГМИИ был долгий спор с Дворянским собранием. Там г-жа Антонова планирует создать Картинную галерею XIX - XXI веков, этакий русский Музей Орсе, в которую из основного здания будет вести подземный переход. Второй этап развития (2007 - 2009 годы) предусматривает создание фондохранилища для экспонатов графики, нумизматики, мебели, прикладного искусства и размещение информационного и реставрационного центров в здании бывшего Доходного дома Стуловых (М. Знаменский пер., д.8, стр.1), а также новое строительство выставочного центра площадью не менее 15 тысяч квадратных метров. И наконец, на заключительном этапе реализации программы (2010 - 2012 годы) архитекторы вплотную займутся главным зданием ГМИИ. На коллегии не раз подчеркивалось, что музей не будет полностью закрываться для публики. Перепланировке подвергнутся несколько экспозиционных залов и холл, в котором сегодня еле-еле умещаются гардероб и парочка сувенирных киосков. Проект также предполагает перекрытие внутренних дворов и новое подземное строительство со стороны главного и северного фасадов, а также небольшую пристройку позади музея. Понятно, что уже на этапе согласования этих работ у проектировщиков может возникнуть масса проблем - здание ГМИИ является безусловным памятником архитектуры и какие-либо вторжения в его облик в принципе невозможны. Этот вопрос станет предметом пристального рассмотрения экспертных советов и комиссий Министерства культуры. Но возможная перестройка здания Р. Клейна - дело весьма отдаленного будущего. Пока же, как признался Михаил Швыдкой, его больше беспокоит вопрос взаимоотношений музея и Церкви. Напомним, что сейчас ГМИИ использует в качестве одного из фондохранилищ храм Св. Антипия, который Русская Православная Церковь давно желает вернуть себе. Ирина Антонова на вопрос министра ответила, что освободить здание церкви удастся не раньше 2007 года, но министра этот ответ категорически не устроил. "Сложно объяснять каждый раз, почему музей, имеющий в своем распоряжении столько зданий, не может выехать из храма", - сказал Михаил Швыдкой. Иными словами, "церковную" проблему ГМИИ предписано решить как можно скорее. А уж потом искать деньги на осуществление всех остальных планов. Также в рубрике:
|