Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7372) 3 - 9 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИсследователь Божественного мирозданияАлексей Шмаринов готовится к выставке в ГТГ Евграф КОНЧИН
В мастерской Алексея Дементьевича Шмаринова уже ощущается приподнятая и хлопотливая юбилейная атмосфера. У стен расставлены большие акварельные листы, приготовленные для выставки, которая откроется 24 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи и будет приурочена к 70-летию мастера. Для нее художник отобрал лучшее, наиболее значительное, в какой-то степени итоговое в своем творчестве. Прежде всего, серию пейзажей "Россия - любовь моя", состоящую из ста работ, исполненных в основном за последние годы. В экспозицию войдут: "Март. Утро", "Весенний мотив", "Золото осени", "Осенний вечер", "Светит месяц", "Радонеж", "Гроза над полянами", "Карелия"... Удивительные, сказочные работы, полные поэтического очарования, взволнованного трепета и трогательности, тихого музыкального звучания, светозарности и радости бытия. Не раз я видел эти чудные листы в мастерской, на выставках и всегда проникался душевной благостью, словно от них исходил какой-то неземной свет и слышался мелодичный, хрустальный звон. Акварели Алексея Шмаринова не только глубоко поэтичны, они живописны по форме, по цветовому ощущению. Столь своеобразная манера письма - один из творческих "секретов" художника. У него феноменальная память и хорошо "натренированный" глаз, а точнее - природный дар. Он не пишет с натуры, а восстанавливает ее по памяти уже в мастерской. Наверное, поэтому в его работах состояние природы воспринимается столь цельно, в них нет ничего лишнего, ничего случайного.
К выставке приготовлена и серия монументальных гравюр "Герои русского народа XIII - XV веков", цветные офорты и линогравюры "Задонщина", "На поле Куликовом", "Куликовская битва", созданные в шестидесятые - семидесятые годы. Вообще тема древнерусской истории занимает большое место в творчестве художника. Алексей Шмаринов - знаток древнерусской литературы. Он издал несколько фундаментальных сборников "Рассказы русских летописей и воинские повести XIV - XVI веков" ("Кто с мечом", "На поле Куликовом", "Россия героическая"). Они получили похвальные отзывы специалистов и читателей. Но самым волнующим стало мнение академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. "Представленные в вашей книге памятники древнерусской литературы... проникнуты жгучим чувством любви к родине, они принадлежат высокой литературной культуре, - пишет он. - ... Я просмотрел часть ваших эскизов к будущим иллюстрациям. По-моему, эту черту древнерусской литературы вы сумели уловить. Если ваши иллюстрации и не похожи на произведения древнерусской живописи (да и не надо, чтобы они были похожи, ибо мы с вами живем в другую эпоху), но зато они воспроизводят наиболее характерную черту древнерусской литературы: ее лаконизм и "геральдичность". Вряд ли мечтал учащийся специальной художественной школы Алеша Шмаринов, что через шесть десятков лет он возвратится в Лаврушинский переулок, где тогда находилась школа, и представит свою выставку в Третьяковской галерее, куда он с трепетом и волнением ходил почти ежедневно. Возвратится уже не робким "отроком", а зрелым, опытным и известным художником с мировым именем. После школы был еще Московский художественный институт имени В.И.Сурикова, который он окончил в 1958 году с отличием. Но последующее творческое становление проходило очень трудно. Даже слишком трудно для одаренного мальчика из благополучной семьи, сына народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Дементия Алексеевича Шмаринова, человека замечательного, пользующегося безупречным авторитетом в художественном мире. Оказалось, что стать вполне самостоятельным, неординарным, а не тенью своего отца было очень сложно. Возникали и житейские проблемы. Поэтому он брался за любую работу, делал журнальные и газетные рисунки, ездил по стране в качестве специального корреспондента "Комсомольской правды". Казалось бы, жизнь была интересной, увлекательной, но заняться чем-то другим, более основательным, уже не было времени. Все изменилось после одной знаменательной встречи. Как-то к нему в мастерскую пришел его давний друг Андрей Тарковский, уже известный своим "Ивановым детством". Пришел с польским кинорежиссером Анджеем Вайдой. Они с интересом просмотрели его рисунки, - и вдруг Алексей понял, что они ждали от него совсем другого, более серьезного и самобытного. И наступил резкий внутренний перелом. Алексей отказался от журнальной и газетной работы. И сразу же в его мыслях родились новые темы, новые жанры, открылись иные перспективы, которые раньше казались недосягаемыми. Он создал цикл графических листов "Герои русского народа XIII - XV веков", который и заявил о появлении вполне самостоятельного художника. Алексей Шмаринов всегда искал новые творческие подходы, вырабатывал свой неповторимый образный язык. Разный - к разным произведениям. Будь то иллюстрации к "Витязю в тигровой шкуре" Ш.Руставели, "Этапы большого пути", "Мир вокруг нас", "Небо над Родиной", "Камчатка". В художнике открылся и глубокий лирический дар, который в полной мере заявил о себе в иллюстрациях к "Лесной капели" М.Пришвина. Но как часто бывает у нас в России, "открыли" Алексея Шмаринова почему-то на Западе. Первая персональная выставка его работ состоялась в 1981 году в Западной Германии. Она прошла с большим успехом. Произошло даже такое непредсказуемое событие - художник был награжден Серебряной медалью премьер-министра Баварии Франца Иозефа Штрауса. С тех пор в Германии, Австрии, Чехии, Франции, США прошло более 30 персональных выставок Алексея Шмаринова. Он получил широкую известность. Общество деятелей изобразительного искусства Австрии приняло его в свои почетные члены "За успехи в области живописи". Он был отмечен престижной наградой - премией известного немецкого коллекционера Петера Людвига "За развитие современной живописи". Вот как на Западе оценили творчество русского художника, убежденного реалиста, продолжателя национальных традиций отечественного искусства. Выходит, там настоящую "современную" живопись понимают, почитают и уже никак не разделяют на "актуальную" и "традиционную"... В этом же смысле любопытно суждение газеты "Новое русское слово", издающейся в Нью-Йорке. В статье с таким сенсационным заголовком "Победивший реализм Алексея Шмаринова" говорится: "Как будто бы дореволюционная, патриархальная, гармоничная Россия опрокинулась в настоящее и разлилась акварельными пейзажами. И в них такая любовь, такое тихое достоинство, такой свет души. Как будто бы и не было исторических катаклизмов, переворотов и полного крови пути. А был тихий свет, льющийся через века из глаз Сергия Радонежского. А больше ничего и не надо". Можно, конечно, не согласиться с тем, что в творчестве Алексея Шмаринова на нас "опрокинулась дореволюционная, патриархальная Россия", ибо акварельная пейзажность, столь пленившая американцев, отразила лучшие черты и советского, и постсоветского времени. Ныне Алексей Дементьевич Шмаринов - один из ведущих художников нашей страны. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России. Он руководит творческой академической мастерской графики. Огромен и перечень его представительств в различных художественных и общественных организациях. "Для себя же основой творческого исследования считаю Божественное мироздание во всех его проявлениях, - говорит Алексей Дементьевич. - Приближение к постижению и выражению высокой простоты, мудрости и красоты мироздания в рамках естественного человеческого мировосприятия считаю высшей задачей художника". Также в рубрике:
|