Камеры по ним плачут. Серебряные
III конкурс фоторепортажей о Москве
Марина КОРАБЛЕВА
 |
В.Мишуков. "Николай Цискаридзе" |
В Московском доме фотографии начал работу третий по счету конкурс фоторепортажа о Москве "Серебряная камера". Это одно из крупнейших в столице фотографических мероприятий. По мнению и специалистов, и зрителей, уровень работ, представленных в этом году на конкурс, гораздо выше, чем в предыдущие два года. Причиной этого стал то ли жесткий отбор (из почти двухсот претендентов допустили к участию меньше половины), то ли погоня за длинным рублем - за первые места в каждой из трех номинаций Правительство Москвы обещает по 5000 у.е., в любом случае тенденция приятная.
Символично, что предшествовавшая конкурсу выставка в МДФ была посвящена творчеству двух китов советского фоторепортажа: Маркова-Гринберга и Руйковича. Считается, что советская репортерская школа - одна из самых сильных в мире.
 |
В. Нилин. "Снос гостиницы "Интурист" |
Вопрос лишь в том, является ли "Серебряная камера" конкурсом фоторепортажа в его традиционном понимании? Осознавая разницу между репортажной и галерейной фотографией, ответ вряд ли будет утвердительным. Если уж быть дотошно-требовательным к определению условий, "Серебряную камеру" можно скорее отнести к архитектурной и жанровой фотографии. Подрубрика "События" в категории "События и повседневная жизнь", практически не представленная на двух предыдущих конкурсах, в этом году почти полностью посвящена осенней трагедии на Дубровке. Оставить незамеченным событие, всколыхнувшее всю страну, для конкурса, именующего себя "фоторепортажем о Москве", было бы невозможно. Так что конкурс теперь действительно отчасти репортажный. На втором этаже МДФ царит Веленгурин, бессменный фаворит другого, уже стопроцентно репортерского российского конкурса "Интерфото". Помимо него, версии захвата "Норд-Оста" представлены в исполнении Энтони Сво, Валерия Щеколдина, а также сборной команды Издательского дома "КоммерсантЪ".
 |
А.Гордасевич. "Репетиция Сергея Никитина" |
Прошлогоднюю "Серебряную камеру" некоторые критики упрекали в вызывающей политкорректности. Основания к этому имеются и сегодня - понятно, что Правительство Москвы, выделившее немаленький призовой фонд, желает видеть свой город европейски ухоженным. Следовательно, если и попадаются бомжи (не обнаруженные кое-кем из московских обозревателей при предварительном просмотре экспозиции), то по-гиляровски колоритные, по-парижски клошарные.
Кстати, о призах. Победители, коим достанутся в награду заветные 5000 у.е., определятся в январе. Авторитетное жюри, согласно условиям конкурса, будет рассматривать работы беспристрастно и анонимно. Интересно, как обстоят дела с анонимностью у вывешенных до рассмотрения работ. Ведь проекты, выставляющиеся в настоящее время в залах МДФ, участвуют в конкурсе наравне с остальными. А это значит, что попавшие сюда работы, забагетированные и подписанные, будут смотреться заведомо выигрышнее, чем все остальные. То есть демократично настроенное жюри все же получит ненавязчивую подсказку.
 |
К.Смилга. Серия "Последний день Птичьего рынка" |
Но самое, пожалуй, странное на данный момент - фигура одного из прошлогодних лауреатов Владимира Мишукова. На общем фоне конкурса 2001 года две весьма средние серии, поданные до тех пор неизвестным московским фотографом, позволили ему стать победителем в категории "События и повседневная жизнь". Вдохновленный победой, Мишуков в этом году выставился небывало широко. Организаторами были вывешены четыре (!) созданные им серии, в то время как такие мэтры, как Игорь Мухин, Валерий Щеколдин, Валерий Стигнеев и другие, представлены не более чем двумя проектами. Серии, предложенные Мишуковым в этом году на конкурс во всех номинациях, в том числе - неожиданно - в архитектурной, говорят о желании во что бы то ни стало завладеть вожделенным призом еще раз. Однако уровень его работ на фоне проектов других мастеров, участвующих в "Серебряной камере-2003", мягко говоря, не впечатляет.
 |
А.Абаза. "Смоленский пассаж. Садовое кольцо" |
Впрочем, это частности. В целом нынешняя "Серебряная камера" демонстрирует определенный, достаточно солидный уровень современной российской фотографии. И тенденцию к его повышению. Посмотрим, что скажет жюри.