Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7360) 16 - 22 января 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияНа Муравских высотахбеседуют с Сократом СЕЛЬСКИЙ ТЕАТРНаталья ЛАРИНА За двадцать лет существования народного театра "С Муравских высот" в селе Архангельском режиссер Михаил Михайлович Радинский поставил более двадцати спектаклей. Театр - дипломант Всесоюзного фестиваля народного творчества и лауреат Всероссийского смотра народных театров. Министерство культуры наградило его дипломами Большого и Малого театров. В селе Архангельском есть даже театральный фестиваль "Архангельская осень", на который съезжаются народные коллективы со всей России. Есть люди, судьба которых похожа на калейдоскоп: повернулось колесико, и вот вам новый красивый узор. Михаил Михайлович Радинский из них. Не буду рассказывать о его многочисленных профессиях, только перечислю: строитель, шофер, фотограф, ветеринарный врач, директор совхоза, музыкант, литейщик, артист, режиссер. Как вы понимаете, роман можно написать. Поэтому начнем с того момента его жизни, когда, собственно, началась история театра. Переехал он с семьей на центральную усадьбу колхоза "Ленинский путь" в село Архангельское, где и живет по сей день. Устроился заведующим сельским клубом с окладом 80 рублей. А уходил, между прочим, с должности директора совхоза: не угодил партийному начальству. - Как видите, с голоду не умер, взял у председателя корову, соорудил для нее сарай, увеличил огород, а что еще надо? Трудись от зари до зари и сыт будешь. Никогда не поверю, что, живя на земле, люди бедствуют. Трудно? Да. А кто сказал, что должно быть легко? Беда в другом - в лени и повальной пьянке. Так что жаловаться нечего. Мы с женой и детей своих так воспитали: счастье не в деньгах, а в том, чтобы найти любимое дело. Понятно, театр начинается с вешалки. У Радинского он начался с названия. "Ну и трудное это дело - дать имя своему детищу, - признается он. - Думал я думал, мучился-мучился, ничего не получалось. И вот однажды приехал в Москву, пошел в Театр У Никитских ворот. Батюшки, я даже по лбу себя хлопнул! Да вот название для моего театра - "С Муравских высот". Возвышенность, на которой находится мое Архангельское, называется Муравской. Вот я и спущусь с нее к своим зрителям". Потянул он за муравскую ниточку, и клубочек стал разматываться. Так родилась и сказка-спектакль "Как царь Муравий сына женил". Вот коротко ее сюжет. Заболел сын царя Ванька Францией, надоела ему нищая, безалаберная Россия. Он сказал батюшке: "Женюсь только на француженке". Да где ж ее возьмешь-то в селе Архангельском? Стал царь голову ломать. И придумал. Переодел местную девицу-красавицу во все французское, научил французскому прононсу да манерам галантным. И вот во дворец въезжает гонец и объявляет: "В наше тридесятое царство пожаловала француженка Жоржетта". Ванька бегом в поле за васильками, влез в карету и галантно тычет ей букет. Прошло время, Ванька приводит к царю свою невесту: "Благослови, батюшка!.." Когда Ванька разобрался, у него уж двойня родилась. Роль царя Радинский, конечно, взял себе. Да и могло ли быть иначе? Такого колоритного царя-батюшку, скажу я вам, и на подлинных тронах поискать надо. Где найти актеров? Отправился Радинский в школу, попросил учителей собрать старшеклассников. Сказал: открываю театральную студию в Доме культуры. Ребята его обступили, требовали прямо сейчас сказать, из кого получится артист. - Я указал, - вспоминает Михаил Михайлович, - на худенькую черненькую девочку, забившуюся в угол. Это была Зоя Постникова. Сегодня она считается лучшей самодеятельной артисткой Тульской области. Впрочем, почему самодеятельной? Зоя окончила Тульское училище культуры, а потом и Московский институт культуры. Сейчас делает первые шаги в режиссуре. Надо же потихоньку себе смену готовить. А потом на муравскую сцену поднялась Светлана Бурмистрова, впоследствии победитель многих областных смотров, лучшая актриса самодеятельных театров России прошлого года. За двадцать лет восемьдесят артистов, жителей села Архангельского и близлежащих деревень, получили звание лауреатов Всероссийских смотров самодеятельных театров. Но все это было потом... Итак, театральный коллектив сложился из односельчан, которые в жизни не играли на сцене, не имели даже отдаленного понятия, что такое актерское мастерство. И режиссер рассказывал им о сценической речи, о мизансцене и, конечно, об истории театра для общего развития. Уму-разуму набирались не только начинающие артисты. В 45 лет за студенческую парту Тульского культпросветучилища вместе с 18 - 20-летними ребятами сел и сам Радинский. Вначале студенты почтительно здоровались с ним, принимая за преподавателя. Когда же узнали, что у них со "стариком" один статус, что он к тому же лауреат многих всероссийских театральных конкурсов, буквально обомлели. Ниточка, связавшая режиссера с училищем, не оборвалась. Теперь уже училище "вербует" у сельского режиссера наиболее одаренных сельчан в свои студенты... Репертуар - особая забота режиссера: "Сократ" Радзинского, "Трибунал" В.Войновича, "Седьмой подвиг Геракла" М.Рощина, инсценировки сказок Шарля Перро, Андерсена, братьев Гримм... Михаил Михайлович пригласил меня посмотреть на его детище. Поистине лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Радинский был явно доволен произведенным эффектом: - Раньше здесь был так называемый конференц-зал, поломанные стулья и столы, стены обшарпаны, потолки прогнившие. Одним словом, мерзость запустения. Потрудиться пришлось много. Прежде всего сделали сцену, соорудили амфитеатр. Получился настоящий зрительный зал. В храме искусств должно быть и достойное фойе. Обустраиваем и его. На стенах литье: древнегреческие музы - покровительницы искусства (Радинский еще и скульптор). Двери украшаем резными декоративными узорами... В каждом спектакле много музыки. Подбор ее - процесс длительный и нелегкий. Предпочтение я отдаю классике. Ищу ее на областном радио, в районной и областной музыкальных школах. Возвращаюсь домой после такого многочасового прослушивания выжатый как лимон. А теща зудит: "Да отчего ты, Мишенька, такой усталый? Я понимаю, когда сосед Вася устает, так он целый день пашет. А ты?" "А я в сердцах: ничего ты, мать, не понимаешь. Пластинки прослушать тяжелее, чем пахать". Настало время, когда "мертвой" музыки - на кассетах - стало не хватать, захотелось при театре свой собственный хор создать, петь-то в деревне всегда любили. Бросил клич, народ и набежал. Ну отобрал кое-кого, сам, как умел, распевал их по голосам. Так и появился ансамбль с красивым названием "Руссель", что значит русское село. Вскоре и этого стало мало: создал ансамбль русских народных инструментов. На чем только не играют! Баян и балалайка, гудок и жалейка, пилы и грабли, пастушьи свирели. Что-то покупали, а что-то и сами сделали. Оба ансамбля - участники многих его спектаклей... - Михаил Михайлович, - любопытствую, - когда жилось-то лучше, сегодня или вчера? - У каждого времени свои плюсы и минусы. Тогда нами правила партия железной рукой. Сейчас мы возвращаемся к России. Но знаете, что меня очень тревожит? Если раньше народ стремился участвовать в жизни театра, то сейчас он озабочен выживанием. Видели, как забита пятичасовая электричка? Люди едут в Москву, Серпухов на заработки. Возвращаются домой в восемь - десять вечера. Тут уж не до театра. Вечером я пошла в сельский театр. Давали "Сократа". Медленно пополз занавес, зазвучала арфа, на сцену вышел великий мудрец. И обратился к залу: "Знаю ли я, что такое добродетель? Не знаю. Давайте вместе с вами и поразмышляем над этим". Также в рубрике:
|