Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7405) 27 ноября - 3 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЛюди и времена Таира СалаховаЕвграф КОНЧИН
Не так уж много имен ныне здравствующих российских художников старшего поколения знают и ценят не только на родине, но и в мире. Таир Салахов, безусловно, к ним принадлежит. И дело здесь вовсе не в том, что он удостоен самых высоких титулов, званий и наград в России и за рубежом, является членом около 20 академий и творческих организаций, в том числе вице-президентом Российской академии художеств, членом-корреспондентом Французской академии искусств, Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания). Салахов - личность в творчестве столь цельная и масштабная, каких уже почти и не осталось в постоянно дифференцирующемся и дробящемся пространстве современного искусства. Его личная история монументальна, как фресковая живопись, как судьба целого поколения Советской державы. Сын репрессированного, сформировавшийся как художник в атмосфере общественного подъема конца 50-х - начала 60-х годов, он явился одним из основателей "сурового стиля" - пожалуй, самого высокого достижения социалистического реализма в живописи. И сегодня, когда Салахову исполняется 75 лет, его картины по-прежнему выделяются в любом, самом "манежном" зале. Их всегда отличали две с первого взгляда взаимоисключающие особенности: напряженный, мужественный стиль, характерный для мастеров середины XX века, и глубоко личностное, трогательно-мягкое образное решение. Салахов всегда показывает человека крупным планом, как главную ценность мироздания. Посмотрите: "Ремонтники" - и "Портрет Дмитрия Шостаковича", "Нефтяник" - и проникнутое нежностью и печалью изображение матери, "Над Каспием" - и "Портрет поэта Сабира", "Женщины Апшерона" - и очаровательные натурщицы из цикла "Модели в мастерской", "Утренний эшелон" - и "Портрет Кара Караева". Таир Теймурович работает долго: тщательно ищет образное и цветовое решение. Почти год он ходил на репетиции балета Кара Караева "Тропою грома", прежде чем нашел нужный ракурс. Художник признавался, что ему "хотелось написать композитора в будничной, рабочей обстановке, имея в виду, разумеется, что будничная работа для творца - это необыкновенный, внутренне напряженный процесс". "Будничным и необыкновенным" трудом, почтительным отношением художника к созидающему человеку проникнуты лучшие его картины. Как-то Таир Теймурович сказал мне: "Тема труда вечна. Она не была кем-то мне навязана, искусственно придумана. Я жил среди тружеников, они были моими друзьями. Их повседневная жизнь - и моя жизнь..." И эта жизнь Таира Салахова продолжается сегодня в его новых картинах. В большом холсте "Утро в Нардаране", на котором изображены рыбаки, друзья художника, в великолепном портрете земледельца Муртуза, в серии пейзажей Апшерона - местности, где живут нефтяники и рыбаки, в портретной галерее деятелей культуры и искусства, которую он начал еще в шестидесятые годы портретами композиторов Кара Караева, Амирова и, конечно же, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - знаменитом "философском портрете Человека, несущего груз ответственности за судьбы нашего столетия...". "Над портретом Шостаковича я работал долго, - вспоминал Салахов, - мне казалось, что его надо решать в традициях русского драматического портрета. Дмитрий Дмитриевич почти не позировал художникам. Но мне он не отказал. Я понял, что он видел мой портрет Кара Караева, так как он сам заговорил со мной о нем, его музыке, которую он любил. Мы условились, что он выберет время и мне позвонит. Наша встреча состоялась зимой 1975 года у него на даче. Он был в клетчатой рубашке и своем любимом зеленом жилете, но тут же пошел переодеться - надел белую рубашку. Он привык ко всему относиться серьезно. Я сделал несколько набросков, чтобы иметь материал для работы в мастерской. Сделал также акварельный портрет, который и стал основой большой картины. Сеансы продолжались по три-четыре часа. Дмитрий Дмитриевич иногда просто забывал обо мне. Он сидел совершенно ушедший в себя, сосредоточенный, задумавшийся, и только слегка двигались руки, будто проигрывали что-то на рояле. Но Шостакович не увидел своего портрета. После его смерти я отложил эту работу. Должно было пройти какое-то время, чтобы заново осмыслить то, что было сделано ранее. Что-то меня не устраивало в цветовом решении. Тогда и появился в картине красный цвет. Черное, белое и красное. Так была решена тема бессмертия творческого гения". Таир Теймурович по-прежнему много работает. Несмотря на огромную общественную деятельность, ежедневно по несколько часов проводит в мастерской. Я был удивлен, увидев немало новых и значительных картин. Это великолепные портреты жены художника, Варвары Александровны, художника Евгения Дунаевского, танцовщицы Ольги Рукавишниковой. А для музея в Лугано (Швейцария) воспроизведены углем со значительным увеличением несколько рисунков писателя, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе. На последних выставках Таир Салахов показал свои новые картины, поразившие меня несказанно: эти произведения отличаются от прежних, столь характерных его полотен. Особенно - большой портрет Мстислава Ростроповича. По своему смысловому решению он как будто бы близок к портрету Дмитрия Шостаковича, но единый музыкальный "ряд", глубокий внутренний драматизм достигаются разными живописными средствами. Талант народного художника СССР, лауреата Государственных премий, Героя Социалистического Труда Таира Салахова обретает новые силы и новые краски, созвучные новому времени, которое художник остро чувствует, но которое над ним почти не властно. Также в рубрике:
|