Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7405) 27 ноября - 3 декабря 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Люди и времена Таира Салахова

Евграф КОНЧИН
Фото ИТАР-ТАСС


Т.Салахов в своей мастерской

Не так уж много имен ныне здравствующих российских художников старшего поколения знают и ценят не только на родине, но и в мире. Таир Салахов, безусловно, к ним принадлежит. И дело здесь вовсе не в том, что он удостоен самых высоких титулов, званий и наград в России и за рубежом, является членом около 20 академий и творческих организаций, в том числе вице-президентом Российской академии художеств, членом-корреспондентом Французской академии искусств, Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания).

Салахов - личность в творчестве столь цельная и масштабная, каких уже почти и не осталось в постоянно дифференцирующемся и дробящемся пространстве современного искусства. Его личная история монументальна, как фресковая живопись, как судьба целого поколения Советской державы. Сын репрессированного, сформировавшийся как художник в атмосфере общественного подъема конца 50-х - начала 60-х годов, он явился одним из основателей "сурового стиля" - пожалуй, самого высокого достижения социалистического реализма в живописи. И сегодня, когда Салахову исполняется 75 лет, его картины по-прежнему выделяются в любом, самом "манежном" зале. Их всегда отличали две с первого взгляда взаимоисключающие особенности: напряженный, мужественный стиль, характерный для мастеров середины XX века, и глубоко личностное, трогательно-мягкое образное решение. Салахов всегда показывает человека крупным планом, как главную ценность мироздания. Посмотрите: "Ремонтники" - и "Портрет Дмитрия Шостаковича", "Нефтяник" - и проникнутое нежностью и печалью изображение матери, "Над Каспием" - и "Портрет поэта Сабира", "Женщины Апшерона" - и очаровательные натурщицы из цикла "Модели в мастерской", "Утренний эшелон" - и "Портрет Кара Караева".

Таир Теймурович работает долго: тщательно ищет образное и цветовое решение. Почти год он ходил на репетиции балета Кара Караева "Тропою грома", прежде чем нашел нужный ракурс. Художник признавался, что ему "хотелось написать композитора в будничной, рабочей обстановке, имея в виду, разумеется, что будничная работа для творца - это необыкновенный, внутренне напряженный процесс".

"Будничным и необыкновенным" трудом, почтительным отношением художника к созидающему человеку проникнуты лучшие его картины. Как-то Таир Теймурович сказал мне: "Тема труда вечна. Она не была кем-то мне навязана, искусственно придумана. Я жил среди тружеников, они были моими друзьями. Их повседневная жизнь - и моя жизнь..."

И эта жизнь Таира Салахова продолжается сегодня в его новых картинах. В большом холсте "Утро в Нардаране", на котором изображены рыбаки, друзья художника, в великолепном портрете земледельца Муртуза, в серии пейзажей Апшерона - местности, где живут нефтяники и рыбаки, в портретной галерее деятелей культуры и искусства, которую он начал еще в шестидесятые годы портретами композиторов Кара Караева, Амирова и, конечно же, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - знаменитом "философском портрете Человека, несущего груз ответственности за судьбы нашего столетия...".

"Над портретом Шостаковича я работал долго, - вспоминал Салахов, - мне казалось, что его надо решать в традициях русского драматического портрета. Дмитрий Дмитриевич почти не позировал художникам. Но мне он не отказал. Я понял, что он видел мой портрет Кара Караева, так как он сам заговорил со мной о нем, его музыке, которую он любил. Мы условились, что он выберет время и мне позвонит. Наша встреча состоялась зимой 1975 года у него на даче. Он был в клетчатой рубашке и своем любимом зеленом жилете, но тут же пошел переодеться - надел белую рубашку. Он привык ко всему относиться серьезно. Я сделал несколько набросков, чтобы иметь материал для работы в мастерской. Сделал также акварельный портрет, который и стал основой большой картины. Сеансы продолжались по три-четыре часа. Дмитрий Дмитриевич иногда просто забывал обо мне. Он сидел совершенно ушедший в себя, сосредоточенный, задумавшийся, и только слегка двигались руки, будто проигрывали что-то на рояле. Но Шостакович не увидел своего портрета. После его смерти я отложил эту работу. Должно было пройти какое-то время, чтобы заново осмыслить то, что было сделано ранее. Что-то меня не устраивало в цветовом решении. Тогда и появился в картине красный цвет. Черное, белое и красное. Так была решена тема бессмертия творческого гения".

Таир Теймурович по-прежнему много работает. Несмотря на огромную общественную деятельность, ежедневно по несколько часов проводит в мастерской. Я был удивлен, увидев немало новых и значительных картин.

Это великолепные портреты жены художника, Варвары Александровны, художника Евгения Дунаевского, танцовщицы Ольги Рукавишниковой. А для музея в Лугано (Швейцария) воспроизведены углем со значительным увеличением несколько рисунков писателя, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе.

На последних выставках Таир Салахов показал свои новые картины, поразившие меня несказанно: эти произведения отличаются от прежних, столь характерных его полотен. Особенно - большой портрет Мстислава Ростроповича. По своему смысловому решению он как будто бы близок к портрету Дмитрия Шостаковича, но единый музыкальный "ряд", глубокий внутренний драматизм достигаются разными живописными средствами.

Талант народного художника СССР, лауреата Государственных премий, Героя Социалистического Труда Таира Салахова обретает новые силы и новые краски, созвучные новому времени, которое художник остро чувствует, но которое над ним почти не властно.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

СОТРУДНИЧЕСТВО

АНОНС

"NON/FICTION"

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;