Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7405) 27 ноября - 3 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЛечение законом и цензуройДепутаты предложили кинематографистам руку и сердце КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКААнна СЕЛИВАНОВА Не хотелось бы сглазить, но похоже, что кино в России и впрямь имеет шанс обрести статус важнейшего из искусств. Во всяком случае, посещение главой государства киностудии "Мосфильм" побудило к активному обсуждению кинопроблем не только Министерство культуры, но и верхнюю палату парламента. 20 ноября в "Александер-Хаусе" состоялось совместное заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике и Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии по теме: "Национальный кинематограф и информационная политика". Предполагалось, что встреча депутатов и профессионалов будет посвящена, во-первых, обсуждению насущных проблем отечественного кино и, во-вторых, рассмотрению двух законопроектов, внесенных в Думу Народной партией - о показе на ТВ национальных кинофильмов и о запрете на показ сцен насилия. Однако, как выяснилось в ходе заседания, о законодательных инициативах, кроме того, что они суть популистские шаги, не имеющие никаких шансов на поддержку, и сказать-то нечего. Поэтому собравшиеся сосредоточились на болевых точках национального кинематографа и возможностях их устранения. О том, что законодательная терапия может радикально повлиять на положение дел, не уставал напоминать собравшимся Станислав Говорухин. С ним никто и не спорил, поскольку до сих пор вреда киноискусству депутаты не причинили и даже принесли ему ощутимую пользу, приняв в 1996 году Закон о поддержке отечественной кинематографии. Как говорили в недавнем прошлом, встреча прошла в теплой и дружественной обстановке. Все присутствующие сошлись во мнении, что сегодня кино остается почти единственным рычагом, с помощью которого государство может влиять на общество, и не воспользоваться им в благих целях просто грех. Речь, разумеется, шла не о тотальной идеологической пропаганде советского образца, а о нравственном оздоровлении населения. Американские фильмы этому оздоровлению, понятное дело, мало способствуют, но и к отечественной кинопродукции есть немало претензий. Безжалостной критике подверглась, в частности, и без того склоняемая на каждом углу "Бригада". Сенатор Людмила Нарусова сказала, что смотрела фильм с содроганием, и резюмировала, что "самоустранение государства от влияния на идеологическую продукцию, которая идет с экрана, ведет к нравственному обнищанию нации". Как выяснилось, эта точка зрения близка всем собравшимся, поэтому одной из главных тем разговора стала цензура. О том, как необходимы нравственные ограничения, эмоционально рассуждал Станислав Говорухин. "Где вы видели страну, в которой нет цензуры?" - горячо воскликнул режиссер и рассказал о законодательных инициативах Думы, направленных на то, чтобы такой страной перестала быть Россия. Попытка депутатов провести закон о создании высшего совета нравственности, по словам г-на Говорухина, не встретила поддержки Президента. А зря, поскольку подобный орган существует, к примеру, во Франции и все им очень довольны. О том, кто должен входить в высший совет и определять критерии пристойности, режиссер, к сожалению, ничего не сказал. В то же время собравшиеся единодушно выразили уверенность в том, что одними запретами дела не поправить. Государство должно стимулировать кинематографистов создавать полезные для общества фильмы. Стало быть, без госзаказа не обойтись. Правда, не совсем понятно, какие именно государственные структуры сегодня могут выступать в качестве заказчика. Во всяком случае, приведенные участниками встречи примеры подобных отношений власти и творцов пока выглядели почти анекдотично. Так, Станислав Говорухин поделился опытом кинозаказа на региональном уровне - недавно администрация главы Краснодарского края обратилась на его студию "Вертикаль" с предложением снять продолжение знаменитых "Кубанских казаков". Сценарий был написан, но до сотрудничества дело так и не дошло. В свою очередь кинематографисты "Мосфильма" не так давно получили заказ от Министерства сельского хозяйства. По словам заместителя генерального директора киностудии Владимира Рясова, сейчас полным ходом идет конкурс сценариев фильма о российском фермерстве. И может быть, в скором времени на экраны выйдет лента, раскрывающая образ нового хозяина земли российской. Поразмыслив о перспективах, участники встречи сошлись на том, что госзаказ не должен иметь узкоотраслевой характер, иначе зритель вынужден будет, как в старые добрые времена, смотреть скучные производственные фильмы. Но сформулировать альтернативный вариант никто из сенаторов так и не смог. Впрочем, опасаться волны "заказных" фильмов или надеяться на появление "правильного" кино всерьез вряд ли стоит. Во всяком случае, сегодня, когда российский кинематограф отделяет от зрителя бездонная пропасть. Как бы ни гордились мы престижными международными премиями, судьба отечественных фильмов в отечественном же прокате далеко не безоблачна: на 28 американских фильмов приходится только 2 российских. По словам Даниила Дондурея, сегодня в России кинопрокат является очень доходным бизнесом, но нашему кинематографу от этого ни жарко ни холодно. О том, как это грустно, убедительно говорил Андрон Кончаловский, сравнивший кинопродукцию Голливуда с убогим меню "Макдоналдса". Причина засилья Голливуда, по мнению Кончаловского, ясна как день. "Фабрика грез" прекрасно организовала работу с прокатчиками во всем мире, и они больше не хотят ни с кем иметь дело. Так что, если мы хотим, чтобы отечественное кино дошло-таки до экрана, за это придется заплатить. Идея протекционистской политики в области кинематографа отнюдь не нова. Так, еще 4 апреля 2001 года указом Президента РФ было создано ОАО "Российский кинопрокат". Как рассказал собравшимся генеральный директор предприятия Виктор Глухов, первоначальная затея была чудо как хороша. Но, к сожалению, дело зависло, не успев как следует развернуться. Не реализовалась и идея присоединения к ОАО профильных предприятий, состояние которых сегодня вызывает горькие слезы. "Полгода назад Рязанская кинофабрика, а это 50 тысяч квадратных метров площадей, была продана за 3 миллиона рублей, - поведал депутатам Виктор Глухов. - Ее просто кому-то подарили. Впрочем, муниципальные власти не в состоянии реконструировать кинотеатры, у них нет средств даже на элементарный ремонт". Что же до тех кинозалов, которые сегодня открыты для зрителей, то и с них, как выясняется, доход невелик, во всяком случае, для государственной казны. Немалые деньги крадут у государства и коварные пираты, которых с жаром клеймил позором член Совета Федерации Борис Шпигель. Разговоры о пиратстве, похоже, становятся частью некоего ритуала, потому неудивительно, что и на этот раз дальше заклинаний дело не пошло. Несмотря на ворох трудноразрешимых проблем, участники заседания не утратили приподнятого настроения до конца встречи. Сообщения и призывы деятелей кинематографа сенаторы встречали с пониманием и обещали сделать все от них зависящее, чтобы наше кино успешно развивалось и радовало зрителя. Председатель Комиссии СФ Дмитрий Мезенцев предложил на пленарном заседании верхней палаты парламента принять запрос к Правительству РФ о состоянии российского кинопроката. Что касается практических шагов, то они, по словам сенатора, будут намечены в ближайшее время. Остается надеяться, что интерес к национальному кино у законодателей власти не иссякнет так же нежданно, как пробудился. Также в рубрике:
|