Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7405) 27 ноября - 3 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраГолубые розы, карусели, балаганыВыставка Николая Сапунова в ГТГ Анастасия АНТОНОВА
"Фат, романтик, любитель антикварных ваз...", - как сказал о нем Н.Пунин, Николай Сапунов прожил недолгую, но плодотворную творческую жизнь. Свое художественное образование он начал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством А.Архипова и Л.Пастернака, затем работал в мастерской у И.Левитана. Хотя впоследствии Сапунов очень редко обращается к пейзажному жанру, предпочитая натюрморт и жанровую картину. Особое место в его творчестве займет работа над декоративным оформлением спектаклей. Для большинства зрителей Сапунов - прежде всего художник театра, блестящий стилизатор, мастер светотеневых эффектов, превративший театральные эскизы в самостоятельные произведения. Одни из первых своих декораций он исполнил совместно с П.Кузнецовым для постановки московского Большого театра в начале 1902 года. Тогда же 22-летний Сапунов по приглашению Дягилева участвует в выставке "Мир искусства". Создавая декорационное оформление спектаклей для новой антрепризы С.Мамонтова, он продолжает учиться у В.Серова и К.Коровина в высшей художественной мастерской портрета и жанра. В 1903 - 1905 годах активно участвует в выставках вместе с группой "Алая роза", сотрудничает с журналами "Золотое руно" и "Весы", работая над их графическим оформлением. В мир великих театральных свершений начала века Сапунова вводит К.Коровин: именно с этого момента художник начинает сотрудничать с В.Мейерхольдом для его экспериментальной студии, работая не только над декорациями, но и оформляя ее интерьеры. Созданные Сапуновым визуальные образы "Гедды Габлер" Г.Ибсена и "Балаганчика" А.Блока в драматическом театре В.Комиссаржевской, оперных постановок "Севильского цирюльника", "Дон Жуана", "Евгения Онегина" вошли в золотой фонд театральной культуры Серебряного века. В 1907 году состоялась сенсационная выставка "Голубой розы", признанная вершиной русского символизма, на которой представлял свои работы и Николай Сапунов. Этот год стал переломным в его творчестве, он переезжает из балаганной Москвы в декадентствующий Питер. 1907 - 1912 годы - время особо плодотворного и напряженного труда художника. Словно поверив итальянской гадалке, предсказавшей ему раннюю смерть, Сапунов стремится успеть сделать как можно больше. В эти годы он создает свои самые знаменитые станковые произведения: "Карусель" (1908), "Балаган" (1908), "Натюрморт с автопортретом" (1910), "Синие натюрморты" (1911), в которых цветы и вазы старинного фарфора мерцают в нежной перламутровой дымке. Сапунов активно выставляется, являясь членом объединения "Союз русских художников", затем становится членом "Мира искусства", в то же время художник продолжает сотрудничество с театром Ф.Комиссаржевского, оформляя его спектакли, пишет декорации для Александринского театра в Петербурге и для музыкальных постановок в Москве. По эскизам А.Головина он исполняет декорации для первого дягилевского балетного сезона в Париже. В 1910 году художник совместно с В.Мейерхольдом, М.Кузьминым и С.Судейкиным стал учредителем театра интермедий в Петербурге. Отныне он не только оформляет спектакли, но и принимает активное участие в их постановке. Вся жизнь Сапунова оказалась не только связана с театром профессионально, но пронизана театральностью, он и погиб-то, собственно, накануне задуманного им праздника маскарада на берегу Финского залива. Оставив среди последних работ эскизы к постановке "Принцессы Турандот", интерьер театрального кабаре "Бродячая собака", картины "Весна. Маскарад" и "Вазы, цветы и фрукты". Так сложилось, что столь богатое и разнообразное наследие Сапунова - его тонкая графика, рисунки, станковая живопись, эскизы декораций и костюмов - оказалось рассеянным по музеям союзных тогда еще республик. Символистские декоративные работы художника наряду с произведениями авангардистов в первые годы Советской власти "ссылались" из столицы. Николая Сапунова не выставляли почти полвека: небольшая экспозиция прошла только в Московском доме литераторов в 1963 году. Выставка в Третьяковке третья по счету (включая посмертную и цэдээловскую), но главная по значению: впервые организаторы смогли столь полно представить творческий путь этого удивительного яркого художника. Наследие Сапунова часто характеризуют как одно из самых самобытных явлений в культуре рубежа веков. Обращаясь к театральной тематике, он внес в нее пестрый и броский "балаганный" оттенок, сумев создать с помощью ритмики цветовых пятен мир, живущий вне реальных законов, вне времени, на грани мистики и сказки. Чтобы показать эволюцию творческого метода Николая Сапунова, в залах галереи собраны работы из частных и государственных собраний Москвы и Петербурга, Тулы и Казани, Нижнего Новгорода и Минска, хотя, к сожалению, часть работ, например из Еревана, так и осталась недоступна. Стремясь максимально полно представить наследие художника, устроители взяли за основу экспозиции хронологический принцип: ранние работы до 1905 года и работы 1907 - 1912 годов - всего 160 произведений, разместились в отдельных залах. Перед нами проходит путь художника от полотна "Театр" (1903), запечатлевшего зрительный зал во время спектакля, до эскиза декорации "Веселого карнавала" (1912), который как бы втягивает зрителя на сцену, в яркий мир развеселого балагана. Создав свой собственный мистический стиль, воплощая в многоголосье Серебряного века московскую школу живописи, Сапунов оказался и после смерти связан больше с Москвой, чем с Петербургом, хотя жил, работал да и погиб именно там. Статью о Николае Сапунове можно найти в любой энциклопедии русского искусства, однако творчество этого художника и декоратора остается малоизученным и малоизвестным: единственная монография о Николае Сапунове вышла в 1998 году. К выставке приурочено издание каталога и большого монументального труда о художнике, включающего в себя его биографию, подборку иллюстраций, очерк жизни и творчества мастера, а также публикацию архива, долгое время хранившегося в отделе рукописей Третьяковки. Роскошный альбом, выпущенный в количестве 1000 экземпляров, был представлен на пресс-конференции. Также в рубрике:
|