Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7405) 27 ноября - 3 декабря 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Голубые розы, карусели, балаганы

Выставка Николая Сапунова в ГТГ

Анастасия АНТОНОВА


Н.Сапунов. Эскиз костюма Турандот для постановки сказки К.Гоцци "Принцесса Турандот". 1912 г.

"Фат, романтик, любитель антикварных ваз...", - как сказал о нем Н.Пунин, Николай Сапунов прожил недолгую, но плодотворную творческую жизнь. Свое художественное образование он начал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством А.Архипова и Л.Пастернака, затем работал в мастерской у И.Левитана. Хотя впоследствии Сапунов очень редко обращается к пейзажному жанру, предпочитая натюрморт и жанровую картину. Особое место в его творчестве займет работа над декоративным оформлением спектаклей. Для большинства зрителей Сапунов - прежде всего художник театра, блестящий стилизатор, мастер светотеневых эффектов, превративший театральные эскизы в самостоятельные произведения. Одни из первых своих декораций он исполнил совместно с П.Кузнецовым для постановки московского Большого театра в начале 1902 года. Тогда же 22-летний Сапунов по приглашению Дягилева участвует в выставке "Мир искусства". Создавая декорационное оформление спектаклей для новой антрепризы С.Мамонтова, он продолжает учиться у В.Серова и К.Коровина в высшей художественной мастерской портрета и жанра. В 1903 - 1905 годах активно участвует в выставках вместе с группой "Алая роза", сотрудничает с журналами "Золотое руно" и "Весы", работая над их графическим оформлением. В мир великих театральных свершений начала века Сапунова вводит К.Коровин: именно с этого момента художник начинает сотрудничать с В.Мейерхольдом для его экспериментальной студии, работая не только над декорациями, но и оформляя ее интерьеры. Созданные Сапуновым визуальные образы "Гедды Габлер" Г.Ибсена и "Балаганчика" А.Блока в драматическом театре В.Комиссаржевской, оперных постановок "Севильского цирюльника", "Дон Жуана", "Евгения Онегина" вошли в золотой фонд театральной культуры Серебряного века.

В 1907 году состоялась сенсационная выставка "Голубой розы", признанная вершиной русского символизма, на которой представлял свои работы и Николай Сапунов. Этот год стал переломным в его творчестве, он переезжает из балаганной Москвы в декадентствующий Питер. 1907 - 1912 годы - время особо плодотворного и напряженного труда художника. Словно поверив итальянской гадалке, предсказавшей ему раннюю смерть, Сапунов стремится успеть сделать как можно больше. В эти годы он создает свои самые знаменитые станковые произведения: "Карусель" (1908), "Балаган" (1908), "Натюрморт с автопортретом" (1910), "Синие натюрморты" (1911), в которых цветы и вазы старинного фарфора мерцают в нежной перламутровой дымке. Сапунов активно выставляется, являясь членом объединения "Союз русских художников", затем становится членом "Мира искусства", в то же время художник продолжает сотрудничество с театром Ф.Комиссаржевского, оформляя его спектакли, пишет декорации для Александринского театра в Петербурге и для музыкальных постановок в Москве. По эскизам А.Головина он исполняет декорации для первого дягилевского балетного сезона в Париже. В 1910 году художник совместно с В.Мейерхольдом, М.Кузьминым и С.Судейкиным стал учредителем театра интермедий в Петербурге. Отныне он не только оформляет спектакли, но и принимает активное участие в их постановке.

Вся жизнь Сапунова оказалась не только связана с театром профессионально, но пронизана театральностью, он и погиб-то, собственно, накануне задуманного им праздника маскарада на берегу Финского залива. Оставив среди последних работ эскизы к постановке "Принцессы Турандот", интерьер театрального кабаре "Бродячая собака", картины "Весна. Маскарад" и "Вазы, цветы и фрукты". Так сложилось, что столь богатое и разнообразное наследие Сапунова - его тонкая графика, рисунки, станковая живопись, эскизы декораций и костюмов - оказалось рассеянным по музеям союзных тогда еще республик. Символистские декоративные работы художника наряду с произведениями авангардистов в первые годы Советской власти "ссылались" из столицы. Николая Сапунова не выставляли почти полвека: небольшая экспозиция прошла только в Московском доме литераторов в 1963 году. Выставка в Третьяковке третья по счету (включая посмертную и цэдээловскую), но главная по значению: впервые организаторы смогли столь полно представить творческий путь этого удивительного яркого художника. Наследие Сапунова часто характеризуют как одно из самых самобытных явлений в культуре рубежа веков. Обращаясь к театральной тематике, он внес в нее пестрый и броский "балаганный" оттенок, сумев создать с помощью ритмики цветовых пятен мир, живущий вне реальных законов, вне времени, на грани мистики и сказки. Чтобы показать эволюцию творческого метода Николая Сапунова, в залах галереи собраны работы из частных и государственных собраний Москвы и Петербурга, Тулы и Казани, Нижнего Новгорода и Минска, хотя, к сожалению, часть работ, например из Еревана, так и осталась недоступна. Стремясь максимально полно представить наследие художника, устроители взяли за основу экспозиции хронологический принцип: ранние работы до 1905 года и работы 1907 - 1912 годов - всего 160 произведений, разместились в отдельных залах. Перед нами проходит путь художника от полотна "Театр" (1903), запечатлевшего зрительный зал во время спектакля, до эскиза декорации "Веселого карнавала" (1912), который как бы втягивает зрителя на сцену, в яркий мир развеселого балагана.

Создав свой собственный мистический стиль, воплощая в многоголосье Серебряного века московскую школу живописи, Сапунов оказался и после смерти связан больше с Москвой, чем с Петербургом, хотя жил, работал да и погиб именно там. Статью о Николае Сапунове можно найти в любой энциклопедии русского искусства, однако творчество этого художника и декоратора остается малоизученным и малоизвестным: единственная монография о Николае Сапунове вышла в 1998 году. К выставке приурочено издание каталога и большого монументального труда о художнике, включающего в себя его биографию, подборку иллюстраций, очерк жизни и творчества мастера, а также публикацию архива, долгое время хранившегося в отделе рукописей Третьяковки. Роскошный альбом, выпущенный в количестве 1000 экземпляров, был представлен на пресс-конференции.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;