Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7406) 4 - 10 декабря 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

На фоне Битова

Уроки рисования на ТВЦ

ПРЕМЬЕРА

Максим ГУРЕЕВ
Фото автора


А.Битов

Известно - большое видится на расстоянии.

В частности, почему-то именно в ноябре ряд телевизионных каналов решил напомнить своим зрителям о том, что прошедшее лето стало юбилейным для Санкт-Петербурга. Так, ГТК "Культура" повторил документальный цикловой проект "Петербург-300" - собрание из 50 фильмов, снятых практически накануне торжеств, свидетельствующее о том, что слухи о безвременной кончине "Лендока" - Ленинградской (Санкт-Петербургской) студии документальных фильмов на Крюковом канале - слишком преувеличены.

Меж тем лавры телеканала "Культура" как основного певца и пропагандиста культурной столицы России в современном российском эфире совершенно неожиданно решили оспорить на ТВЦ, выдав двухсерийную программу с необычайно помпезным и ко многому обязывающим названием "Так рисуется судьба".

Честно говоря, едва ли передача с таким названием, такого формата и с таким эфирным временем (14.20, суббота) привлекла бы к себе внимание, если бы не одно архиважное обстоятельство - автором и ведущим в данном случае выступил Андрей Битов, что, вне всякого сомнения, заставило поклонников НТВ, "Культуры" и REN TV включить третью кнопку своих телевизоров.

Еще совсем недавно, года два назад, Андрей Георгиевич был непременным завсегдатаем телеканала "Культура", а его авторские фильмы - "Медный Пушкин...", "Преодоление зла", "Возвращение", "Олег Волков: столетие века" и многие другие - украшением этого канала. Казалось, что именно в жанре культурологической документалистики Андрей Битов нашел себя в качестве этакого благородного странника, мудрого путешественника, следующего путями (но не повторяя их) своих великих предшественников и современников - Пушкина, Платонова, Баратынского, Бродского, Волкова, Бахтина.

Затем возникла пауза. И вот Андрей Битов появился на канале ТВЦ.

Казалось бы, в прежнем формате...

Была ли ожидаема эта встреча? Безусловно. Но вот только что она принесла?

Излишне говорить о том, что запускаться с авторскими проектами как в кино, так и на телевидении, не создав при этом круг единомышленников, а проще говоря, друзей, то есть людей, понимающих друг друга с полуслова, бессмысленно. Конечно, наличие заказа, денег, гарантированного эфира под этот заказ нынче решают многое, но не все. А при просмотре "Так рисуется судьба" выяснилось, что все вышеупомянутые "ингредиенты" не решают вообще ничего! Невзирая на все старания режиссера Ю.Рашкина придать своему произведению некие артхаусные черты, дабы в полной мере соответствовать минорно-глубокомысленному состоянию юбиляра (Санкт-Петербурга), пристально следя при этом за традиционно прихотливым движением битовской мысли, передача получилась удивительно безликой и бесформенной. Почему?

Может быть, потому, что между Андреем Битовым и теми, кто делал "Так рисуется судьба", не возникло той самой объединяющей творческой энергии. И это было заметно на экране.

Иначе говоря, каждый занимался в кадре тем, чем находил необходимым заниматься в меру собственных дарований и талантов. Например, актриса П.Рашкина, старательно подчеркивавшая свое виртуальное родство с героинями живописца И.Глазунова, бродила по Петербургу с томиком Пушкина, оператор, вероятно, очутившись в городе на Неве впервые, незатейливо снимал открыточные планы города-юбиляра, а редактор и режиссер (Ю.Рашкин) почему-то монтировали современные планы Октябрьской железной дороги с хроникой лесозаготовок в Соловецком лагере особого назначения. Единственным участником, за словами и действиями которого хотелось следить, стал, что и понятно, Андрей Битов.

Даже не совсем свежая идея посадить рассказчика в "Красную стрелу" (пусть и неподвижную) и чудовищный звук не испортили удовольствия от общения с непревзойденным автором "Пушкинского дома" и "Улетающего Монахова".

Таким образом, уже к концу первой серии со всей неотвратимостью встал вопрос: а зачем вообще были нужны все эти натурные съемки, все эти крупные планы героини, все эти глянцевые виды города со страниц интуристовских альбомов, когда было достаточно одного общения с мудрым собеседником, наблюдения за его лицом, за его глазами?

Ответ на сей вопрос кроется все в той же незамысловатой эфирной политике большинства телевизионных каналов (и не только канала ТВЦ). Дело в том, что под известное, точнее сказать, "рейтинговое" лицо производители получают деньги и даже эфирные гарантии, и совсем неважно, как будут строиться творческие отношения между режиссером, съемочной группой и автором-ведущим. То, что, скорее всего, они (отношения) никак не будут строиться и в результате получится абсолютная халтура, на канале никого не интересует. Важно совсем другое, а именно - вложенные деньги должны быть обязательно "освоены", а эфирная сетка обязательно "забита". Более того, разного рода творческие изыски, новации, поиски и прочее крайне не приветствуются, ибо все это, по мысли высокого ТВ-руководства, неуместно в конвейерном телевизионном производстве. В этом смысле весьма характерна постоянная смена, более напоминающая чехарду, режиссеров, сценаристов, операторов, художников на сериалах, где "штамповка" определяет и отношение к работе, и отношение к людям, и, соответственно, отношение к качеству продукта.

Создателей же программы "Так рисуется судьба" можно поблагодарить лишь за то, что они явили истосковавшемуся по глубоким мыслям и хорошему русскому языку зрителю Андрея Битова, на фоне которого режиссерские и продюсерские потуги не выглядели такими беспомощными.

Или же, напротив, были еще более беспомощными, а высокое "живописание" судьбы, увы, превратилось в заурядный урок рисования в начальной школе.

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ТЕЛЕПУТЕШЕСТВИЯ

ПЕРСОНА

ТВ-НЕДЕЛЯ

ХРОНИКА

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;