Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7406) 4 - 10 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЖан Рено в женском брючном костюмеФестиваль "Французское кино сегодня" открывается в Москве Оксана ГАВРЮШЕНКО
В нашей стране приверженцев галльской кинопродукции больше, чем где-либо в мире. Чего греха таить, мы подозревали это и раньше, но отдельные цифры, прозвучавшие задолго до IV Фестиваля "Французское кино сегодня" (он пройдет в Москве 4 - 7 декабря в "Пушкинском" и ЦДЛ), внушают чуть ли не гордость за великороссов. Для французского кинематографа мы стали одним из главных партнеров. По данным Жоэля Шапрона, представителя "Unifrance", отборщика Каннского фестиваля по странам Восточной Европы, в прошлом году французские фильмы посмотрели (речь идет только о кинотеатрах) два с половиной миллиона российских зрителей. В этом году зрителей окажется еще больше. Если же говорить о 2004-м, то Россия вышла на первое место в мире по количеству купленных прокатчиками французских картин - восемьдесят семь лент. Правда, не все из них выйдут в прокат - некоторые появятся сразу на видео- и телеэкранах. Так, из программы IV фестиваля для демонстрации в DVD-залах и для видеопроката рассчитано кино для бабушек "Бабочка" (старик и ребенок плюс флора и фауна) и для подростков "Максимальный экстрим" (соревнования сноубордистов, борьба тщеславий и любовный треугольник), под рубрику "кино не для всех" следует отнести драму "В моей коже" Марины де Ван (лучше было бы ее назвать "В моей голове"), глубоко личный взгляд на человеческую природу и породу. Это фильмы так называемого малого формата, не претендующие на внушительные кассовые сборы. Две картины входят в первую десятку основных бюджетов прошлого года во Франции (в них вложено свыше 10 миллионов евро) - это "Счастливого пути" Жан-Поля Раппно и "Невезучие" Франсиса Вебера. Комедией Вебера с дуэтом Рено - Депардье и будет открываться фестиваль в "Пушкинском". Видимо, учтя опыт прошлого года (с позорной "Бланш" на открытии), на сей раз французы сделали ставку на проверенного маститого Франсиса Вебера, которого всегда любили у нас еще в советском прокате за "Высокого блондина в черном ботинке", за "Игрушку", "Беглецов", "Папаш" и просто "Невезучих" (в том давнем фильме в паре выступили Пьер Ришар и Жерар Депардье). В новом фильме (название которого "Tais-toi" в буквальном переводе означает "замолчи") на съемочной площадке впервые встретились Жан Рено с Жераром Депардье. Этот последний в роли слабоумного Кантена, угонщика авто и просто болвана, никак не может замолчать. От его болтовни стонут все зеки в тюрьме, его переводят из камеры в камеру, пока он не встречает молчаливо-хмурого рецидивиста Руби (Жан Рено). Тот пытается устроить себе побег, в итоге, разумеется, бегут вместе. У Руби благородная цель - отомстить за смерть любимой женщины и, конечно, добраться до спрятанных денег. Жан Рено - на месте. Депардье в роли навязчивого, туповатого громилы - в десятку. Будут здесь и забавные сцены с тюремным психиатром (Андре Дюссолье), и переодевания в женское платье, и погони, и трогательное братание в мечтах о кафешке под названием "Два друга". Диаметрально противоположные характеры, чьи дороги бесповоротно пересеклись, - Вебер постоянно разрабатывает эту тему, здесь выводя бандита и придурка на большую дорогу. Недаром американцы регулярно штампуют ремейки веберовских фильмов. Из особых "фишек", относящихся к разряду "must see", - Жан Рено в женском брючном костюме. Алого цвета. Если в комическом потенциале двух звезд, известных и за пределами Франции, сомневаться не приходилось, то трио папаш из фильма Колин Серро "18 лет спустя" в известной степени напрягало заранее. При всем уважении к хорошему актеру Андре Дюссолье и его коллегам. Подозрения оправдались на все сто: ничего путного из сиквела "Трое мужчин и младенец в люльке" (1985) не могло выйти по определению. Малышка Мари, 18 лет назад в корзине принесенная легкомысленной мамашей трем приятелям, выросла, окруженная троекратной заботой. Теперь они все вместе сдают экзамен на получение аттестата зрелости. Собирают кудрявую выпускницу (в роли Мари режиссер сняла свою дочь) на юг с матерью, ее калифорнийским мужем и его двумя сыновьями. Позже приезжают туда сами (надо же дочку проведать), причем один из папаш приглашает с собой подружку с ее сыном. У вас еще голова не идет кругом? Качество юмора легко характеризуют фразочки типа "вряд ли она забеременеет от езды на велосипеде". Оторопь берет от подобных взаимоотношений в современной семье, пусть и с тремя папашами: один кладет в сумку "ребенка" книгу Маркеса - "на каникулах еще полезнее!" - другого она вопрошает: "Ты не видел мой крем для загара?" В общем, сплошные слюни и сопли. От этого фильма четкое ощущение стародавней картинки, будто снят он был тогда же, в 1985-м, а выпущен зачем-то сейчас. Картина под названием "Знакомьтесь, ваша вдова!" (или в оригинале "Замужем, но не очень") манила встречей с Джейн Биркин. Однако действие, претендующее на жанр черной комедии, повергло в уныние, изредка разряжаемое смехом в сценах, когда режиссерская несостоятельность становилась особенно очевидной. У нас так снимали в эпоху кооперативного кино, на излете 80-х - в начале 90-х. Вроде и Биркин в роли бабушки 20-летней внучки есть, и Пьер Ришар водевильный имеется, и внучка - девчонка из толпы (Эмили Декенн снималась в "Розетте", "Братстве волка"). А все предсказуемо до последней сцены, включая цитаты из великих (в частности, сцену танго из фильма "В джазе только девушки"). А также фабулу недавней голливудской комедии "Сердцеедки" про аферисток - маму с дочкой (их играли Сигурни Уивер и Дженнифер Лав Хьюитт). Актеры движутся и говорят так, будто их только что из состояния анабиоза вывели. Напротив, группа известных лиц в картине Жан-Поля Раппно "Счастливого пути" весьма эмоциональна и резво перемещается в декорациях предвоенных Парижа и Бордо. Действие происходит в июне 1940-го, реальные исторические лица (в одном кадре мелькнет даже генерал де Голль) взаимодействуют с вымышленными. Весь фильм они куда-то бегут, толкают друг друга, оказываются в самых невероятных, трагикомичных, зачастую водевильных ситуациях. Никого не убьют, любовный треугольник разрешится сам собой. Звездный кастинг (Изабель Аджани в роли капризно-жеманной актрисы Вивиан, Жерар Депардье в роли реального министра-коллаборациониста, Вирджини Ледуайен в роли просто студентки и немецкий Питер Койот в роли шефа разведки) и патриотический пафос поспособствовали тому, что картину Раппно выдвинули в номинанты на получение "Оскара" от Франции. Этот режиссер давно и увлеченно разрабатывает жанр приключенческого фильма в исторических декорациях, в его лентах всегда удачно подобраны пары: в "Супругах второго года революции" это были Жан-Поль Бельмондо и Марлен Жобер, в "Дикаре" Филиппа Нуаре укрощала Катрин Денев, в "Сирано де Бержераке" - Депардье и Анн Броше, в фильме "Гусар на крыше" любили друг друга (и продолжали любить вне площадки) Жюльетт Бинош и Оливье Мартинес. Раппно уже классик, как и Клод Миллер ("Малышка Лили"), и Ален Корно ("Страх и трепет"). Последний приятно удивил остроумной экранизацией одноименной книги-бестселлера Амели Нотомб - о ее опыте работы в японской корпорации. За сценарий картина удостоена спецупоминания жюри на МКФ в Карловых Варах. Там же восходящая звезда Сильви Тестю за эту работу была удостоена приза за лучшую женскую роль. Бельгийская девушка Амели полна решимости освоить премудрости восточного менталитета, заключив годичный контракт на работу в крупнейшей корпорации "Юмимото". Ее ожидают дикий рев одного начальника, вопли другого и стукачество третьей, той, кого она считала своей подругой. Эффект трагикомических сцен усиливает необычная индивидуальность актрисы, отважной хрупкой девушки, бесстрашно вступившей на чужую территорию. Тестю не боится казаться смешной, некрасивой (в драме "Чти отца своего", где она сыграла дочь героя Депардье-старшего и сестру персонажа Депардье-младшего, она уже была и резкой, и отталкивающей). Внутренние монологи-комментарии ее героини к происходящим событиям полны неподдельного комизма. Актриса выучила японский язык за два месяца интенсивного курса. Ее партнерша Каори Цудзи, японка, работающая в Париже моделью, была выбрана за высокий рост, призванный оттенить хрупкость Сильви Тестю. Высокая японка - само по себе нонсенс. Режиссер Ален Корно говорит, что ни одна страна в мире не произвела на него большего впечатления. "Из всех поездок, что у меня были, Япония, без сомнения, самая экстремальная. Больше, чем Китай или Индия. Это страна, где тайна другого особенно велика..." Интересно, что в самой Франции многие посчитали картину расистской, хотя очевидно, что режиссерскому почерку Корно агрессия чужда. Не об этом он сегодня снимает. Отстрелявшись в 70 - 80-е в "Черной серии", "Пистолете "Питон-357" (кстати, модели тех "пушек" использованы в сцене видений Амели, когда она сражается с Фубуки Мори), "Выборе оружия", "Форте Саган", сегодня Корно занят совсем другими историями. В 2000-м он снял приключенческий фильм "Принц Жемчужного острова", теперь вот "Страх и трепет". Его коллега Клод Миллер, перечитав около десяти лет назад "Чайку", нашел "много совпадений между ее сюжетом и сегодняшним кинобизнесом". На Западе Чехова ставили и будут ставить, традиция давняя. Фильм "Малышка Лили" впервые громко прозвучал на Каннском кинофестивале в этом году. Вольная трактовка чеховской пьесы с бережно сохраненной интонацией автора украсила конкурсную программу Канна, она заметно выделяется и в списке московских декабрьских премьер. Зрелищем для гурманов назвали ее французские критики. Блестящий ансамбль исполнителей. В главной роли прелестная Людивин Санье в окружении более чем достойном - Бернар Жиродо, Николь Гарсиа, Мишель Пикколи, Жан-Пьер Мариэль. Отрадно, что в неровной, прихотливо составленной программе фестиваля (хотя это в первую очередь - проблемы прокатчиков) есть такие картины, как "Малышка Лили", "Страх и трепет". Уровень поддерживают мастера: у Корно, Миллера, Раппно за плечами богатые фильмографии. Досадно, что в поле зрения дистрибьютеров попали глупые, несмешные комедии вместо новых работ тех же Андре Тешине, Оливье Ассайяса, Самюэля Беншетри, Николь Гарсиа, Мишеля Спинозы и других, кто реально представляет лицо французского кино сегодня. Также в рубрике:
|