Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7406) 4 - 10 декабря 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Спиваков приглашает и выигрывает

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Дж.Норман и В.Спиваков

Название фестиваля "Владимир Спиваков приглашает...", открывшегося в Москве 30 ноября, не подразумевает какой-либо строгой концепции. Лукулл в гостях у Лукулла, один олимпиец приглашает в гости других. На такого рода музыкальных празднествах, как правило, фигурируют имена и названия, имеющие устойчивую репутацию, гарантирующую определенное качество. Однако Спиваков не побоялся пойти на риск, казалось бы, форматом подобных форумов вовсе не предусмотренный. Ибо, пригласив целый ряд действительно крупных и авторитетных имен, главную ставку сделал не столько на них, сколько на не успевшую еще сделаться брендом новообразованную аббревиатуру НФОР - Национальный филармонический оркестр России. И, судя уже по первому концерту, не прогадал.

Первое появление новорожденного коллектива на публике, случившееся в октябре в Московском международном доме музыки, трудно было назвать удачным. Но, как справедливо выразился на пресс-конференции в присущей ему метафорической манере сам Спиваков, "тесто взошло". Теперь из него уже можно выпекать вполне съедобные пироги и даже весьма изысканные кондитерские изделия. И то и другое было явлено публике Большого зала консерватории, пришедшей на открытие фестиваля.

Уже прозвучавшие в самом начале фрагменты из "Ромео и Джульетты" Сергея Прокофьева свидетельствовали с непреложной очевидностью: перед нами - настоящий оркестр, а не просто сборище высококлассных музыкантов, где каждый сам за себя. Конечно, недостаточная сыгранность по временам напоминала о себе стремящимся выйти из берегов музыкальным потоком (например, в третьем фрагменте, одноименном названию балета), но стараниями маэстро Спивакова эту чреватую перерастанием в хаос тенденцию удалось локализовать довольно скоро. Вероятно, при повторных обращениях к музыке Прокофьева придет и большая острота, которой немного недоставало в этот первый раз.

"Итальянское каприччио" Чайковского продемонстрировало не только превосходное качество всех групп, причем не в последнюю очередь - духовой, так "отличившейся" на сентябрьском открытии в Доме музыки. Здесь можно, пожалуй, говорить об интересной заявке оркестра и его маэстро на собственное видение Чайковского: как композитора, прежде всего, европейского, освобожденного от чрезмерного пафоса и сентиментальности, что наметилось уже в том сентябрьском исполнении Четвертой симфонии. В "Итальянском каприччио", соответственно, при этом подходе больше ощущается преемственность не с Глинкой, но с Листом, особенно с его "Прелюдами".

Кстати, слово "Каприччио" (уже с прописной буквы) присутствовало и в программе второго отделения, открывшегося вступлением к одноименной опере Рихарда Штрауса. И надо сказать, столь прозрачного, классически ясного исполнения музыки этого композитора не доводилось слышать уже давно.

Оба отделения завершались выступлением вокальной суперзвезды, американки (точнее, афроамериканки, в терминологии политкорректности) Джесси Норман. В первом она спела арию Иоанны из "Орлеанской девы". Спела по-французски, каковое обстоятельство, по нынешним временам уже само по себе являющееся моветоном, отнюдь не способствовало приближению к стилистике Чайковского, и без того ей, судя по всему, не очень близкой. Однако Норман есть Норман: что бы и как бы она ни пела, ее магнетизм действует на публику завораживающе.

Впрочем, исполнение ею во втором отделении вокального цикла Альбана Берга "Семь ранних песен" уже ни в каких оговорках не нуждалось. Композитор-радикал оказался в трактовке Норман и Спивакова куда теснее связан со своими романтическими предшественниками, чем можно было бы предположить, скажем, по той же "Лулу" (ныне, благодаря подвижническим усилиям "Геликон-оперы", ставшей доступной наконец и российской публике), кажется, не имеющей корней вовсе. Именно на немецко-австрийской музыке Джесси Норман сделалась той великой певицей, какой ее знает весь мир и какой она вновь предстала перед москвичами в берговском цикле, ставшем настоящим исполнительским шедевром. И музыканты оркестра со Спиваковым во главе были здесь ее достойными партнерами.

Фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..." продолжается, и в ближайшие дни у москвичей еще не раз будет возможность услышать Джесси Норман и ряд других выдающихся музыкантов. И конечно, Национальный филармонический оркестр России, который выступит не только со своим шефом, но и с такими заметными фигурами сегодняшнего музыкального мира, как Кшиштоф Пендерецкий и Джеймс Конлон. Сложные и разнообразные фестивальные программы станут для только еще формирующегося коллектива непростым испытанием, но, похоже, он в состоянии его выдержать.

Интервью с Владимиром Спиваковым читайте на странице "Персона".

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ПРЕМЬЕРЫ

АНОНС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;