Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7406) 4 - 10 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаСпиваков приглашает и выигрываетДмитрий МОРОЗОВ
Название фестиваля "Владимир Спиваков приглашает...", открывшегося в Москве 30 ноября, не подразумевает какой-либо строгой концепции. Лукулл в гостях у Лукулла, один олимпиец приглашает в гости других. На такого рода музыкальных празднествах, как правило, фигурируют имена и названия, имеющие устойчивую репутацию, гарантирующую определенное качество. Однако Спиваков не побоялся пойти на риск, казалось бы, форматом подобных форумов вовсе не предусмотренный. Ибо, пригласив целый ряд действительно крупных и авторитетных имен, главную ставку сделал не столько на них, сколько на не успевшую еще сделаться брендом новообразованную аббревиатуру НФОР - Национальный филармонический оркестр России. И, судя уже по первому концерту, не прогадал. Первое появление новорожденного коллектива на публике, случившееся в октябре в Московском международном доме музыки, трудно было назвать удачным. Но, как справедливо выразился на пресс-конференции в присущей ему метафорической манере сам Спиваков, "тесто взошло". Теперь из него уже можно выпекать вполне съедобные пироги и даже весьма изысканные кондитерские изделия. И то и другое было явлено публике Большого зала консерватории, пришедшей на открытие фестиваля. Уже прозвучавшие в самом начале фрагменты из "Ромео и Джульетты" Сергея Прокофьева свидетельствовали с непреложной очевидностью: перед нами - настоящий оркестр, а не просто сборище высококлассных музыкантов, где каждый сам за себя. Конечно, недостаточная сыгранность по временам напоминала о себе стремящимся выйти из берегов музыкальным потоком (например, в третьем фрагменте, одноименном названию балета), но стараниями маэстро Спивакова эту чреватую перерастанием в хаос тенденцию удалось локализовать довольно скоро. Вероятно, при повторных обращениях к музыке Прокофьева придет и большая острота, которой немного недоставало в этот первый раз. "Итальянское каприччио" Чайковского продемонстрировало не только превосходное качество всех групп, причем не в последнюю очередь - духовой, так "отличившейся" на сентябрьском открытии в Доме музыки. Здесь можно, пожалуй, говорить об интересной заявке оркестра и его маэстро на собственное видение Чайковского: как композитора, прежде всего, европейского, освобожденного от чрезмерного пафоса и сентиментальности, что наметилось уже в том сентябрьском исполнении Четвертой симфонии. В "Итальянском каприччио", соответственно, при этом подходе больше ощущается преемственность не с Глинкой, но с Листом, особенно с его "Прелюдами". Кстати, слово "Каприччио" (уже с прописной буквы) присутствовало и в программе второго отделения, открывшегося вступлением к одноименной опере Рихарда Штрауса. И надо сказать, столь прозрачного, классически ясного исполнения музыки этого композитора не доводилось слышать уже давно. Оба отделения завершались выступлением вокальной суперзвезды, американки (точнее, афроамериканки, в терминологии политкорректности) Джесси Норман. В первом она спела арию Иоанны из "Орлеанской девы". Спела по-французски, каковое обстоятельство, по нынешним временам уже само по себе являющееся моветоном, отнюдь не способствовало приближению к стилистике Чайковского, и без того ей, судя по всему, не очень близкой. Однако Норман есть Норман: что бы и как бы она ни пела, ее магнетизм действует на публику завораживающе. Впрочем, исполнение ею во втором отделении вокального цикла Альбана Берга "Семь ранних песен" уже ни в каких оговорках не нуждалось. Композитор-радикал оказался в трактовке Норман и Спивакова куда теснее связан со своими романтическими предшественниками, чем можно было бы предположить, скажем, по той же "Лулу" (ныне, благодаря подвижническим усилиям "Геликон-оперы", ставшей доступной наконец и российской публике), кажется, не имеющей корней вовсе. Именно на немецко-австрийской музыке Джесси Норман сделалась той великой певицей, какой ее знает весь мир и какой она вновь предстала перед москвичами в берговском цикле, ставшем настоящим исполнительским шедевром. И музыканты оркестра со Спиваковым во главе были здесь ее достойными партнерами. Фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..." продолжается, и в ближайшие дни у москвичей еще не раз будет возможность услышать Джесси Норман и ряд других выдающихся музыкантов. И конечно, Национальный филармонический оркестр России, который выступит не только со своим шефом, но и с такими заметными фигурами сегодняшнего музыкального мира, как Кшиштоф Пендерецкий и Джеймс Конлон. Сложные и разнообразные фестивальные программы станут для только еще формирующегося коллектива непростым испытанием, но, похоже, он в состоянии его выдержать. Интервью с Владимиром Спиваковым читайте на странице "Персона".Также в рубрике:
|