Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7406) 4 - 10 декабря 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрИзмены в ритме тангоВо МХАТе прочитали роман Валерия Исхакова Ирина АЛПАТОВА
В продвинутом современном театре, к коему МХАТ имени Чехова, по счастью, еще не успел примкнуть, идет отчаянная борьба со словом. Хорошо, если режиссер попадается профессиональный, умеющий придумать и воплотить внятные визуальные образы, связав притом концы с концами. Чаще бывает наоборот. Чеховский МХАТ в этом безмолвном мейнстриме не плывет. Более того, актриса, педагог, а с недавнего времени и режиссер Марина Брусникина активно, упорно и плодотворно насаждает в камерных мхатовских пространствах свой литературный театр. Весьма своеобразный, построенный на смешении театральных и литературных приемов, но публикой воспринимаемый с явным интересом. Литературный материал весьма качественный - в основу спектакля "Пролетный гусь" легли рассказы Виктора Астафьева, "Сонечки" - проза Людмилы Улицкой. Сегодня в этот ряд встал и модный автор Валерий Исхаков со своим нашумевшим романом "Легкий привкус измены", давшим название спектаклю. Произведение это настолько полюбилось Олегу Табакову, что он пожелал включить его в афишу возглавляемого им театра. Благо под рукой оказался и режиссер, успешно справляющийся с подобного рода задачами. Марина Брусникина обычно ничего не инсценирует, не создает собственных версий и концепций произведения, просто затевает занимательные сценические "читки", которые раз от раза приближаются к понятию собственно спектакля. В данном случае пришлось пойти лишь на неизбежные сокращения, хотя и с ними сценический роман занял достаточно много времени - три с лишним часа. Впрочем, слово "читка", конечно же, не совсем уместно. Понимайте его лишь в том смысле, что на равных с диалогами и монологами звучат и все так называемые ремарки (по аналогии с пьесой): "Алексей Михайлович подумал", "Катя вошла", "Вика оглянулась" и т.д. Звучат и одновременно проигрываются - легко, иронично, с мягким юмором. Вообще, ощутимый привкус легкости, танцевальной грации в подаче слова и актерской пластике пронизывает весь спектакль, делая его стильным и каким-то по-импрессионистски выразительным. Недаром же жанровый подзаголовок звучит как "любовные настроения". О них и речь. Встречи, влюбленности, измены, расставания, романтика, банальность, секс... Узок круг этих персонажей, жителей неведомого провинциального городка, поименованных и безымянных, сплетенных в головоломную композицию отношений и чувств. И как же он широк, поскольку, взгляни в зеркало или посмотри на соседа, увидишь то же самое. Брусникина уверенно идет на преодоление неизбежного "быта". Помосты разной высоты да несколько экранов, на которые проецируются фотографии героев-артистов, бытовые и постановочные (сценография Евгении Кузнецовой). Дамы наряжены в стильно-черные вечерние туалеты, кавалеры - в одеяния из жизненного "подбора" (художник по костюмам Светлана Калинина). Намеренная концертность объяснима - герои путешествуют по страстям и событиям в ритме танго (балетмейстер Андрей Сергиевский). Очередной эпизод тут же венчает зажигательный танцевальный этюд - как эмоциональный выдох, когда кончились слова. Молодые мхатовские артисты (Алексей Агапов, Наталья Рогожкина, Юлия Чебакова, Алена Хованская, Кристина Бабушкина, Дарья Юрская и другие) читают-играют так же стильно, азартно и чуть-чуть не всерьез, "по касательной", иронично поглядывая на своих персонажей со стороны. Не перевоплощаются, но встречаются на время, переговариваются, переглядываются и снова расстаются. При этом успевая намекнуть и на характер, и на историю, и на дальнейшую перспективу. Хотя перспектива обычно ассоциируется с прямой линией, устремленной в бесконечность. Героям "Измены" ближе другая геометрическая фигура - круг, внутри которого можно двигаться по прихотливой траектории, но вырваться невозможно. Кстати, это становится понятным уже на протяжении первого часа. Трех с лишним, пожалуй, многовато будет. Также в рубрике:
|