Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7406) 4 - 10 декабря 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Карнавальная дочь

"Суперфлю" Виктора Крамера. Театр-фестиваль "Балтийский дом" и Театр "Метастазио" (Италия)

ПРЕМЬЕРА

Ирина ЛЕОНИДОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Загадочное словечко "суперфлю" неискушенного зрителя может ввести в заблуждение: что это за зверь такой? Оказывается, все просто: под этим псевдонимом скрылись российско-итальянские вариации на темы "Женитьбы" Гоголя, затеянные и осуществленные небезызвестным питерским режиссером Виктором Крамером, создателем театра "Фарсы", ныне принятого в семью "Балтийского дома". Заковыристым этим определением то и дело бросается клоун Кочкарев в комедианта Подколесина, порывающегося, известное дело, "соскочить" с матримониального пути.

Гоголевская "Женитьба" как нельзя лучше подходит для подобного рода игрищ, фантазий и забав. Во-первых, комедия, но с известной долей сантимента. Во-вторых, сюжет знаком каждому как свои пять пальцев. И даже, наверное, иностранцам. Во всяком случае, итальянцам. Гоголь, как известно, Италию очень уважал. Почему бы и ей не отплатить классику тем же? Да и актеры театра "Метастазио" из города Прато с русской классикой уже успели поработать, да еще под руководством самого Някрошюса, экспериментировавшего там с чеховской "Чайкой". В общем, причины понятны без слов. Последние же, повинуясь модным течениям, в который раз сдают свои позиции, отступая под натиском визуальных идей, цирковых аттракционов и балаганно-фарсового разгула. Что, кстати, получается у Крамера весьма удачно. Он знает цену зрелищности и умеет публику как следует развлечь.

Зритель и приглашен словно бы не в театр, а на площадь с разгулявшимся карнавалом, посреди которой водружен цирковой шатер с белоснежной фатой-куполом, от которого прямо в зрительские ряды тянутся канаты с укрепленными на них зонтиками (сценография и костюмы В.Крамера, Алексея Вотякова и Дины Хайченко). Двухъярусная кровать-конструкция тоже готова выступить в качестве места действия большого числа эпизодов. Да еще в левом уголке угнездился странный механизм с рычагами и колесами, едва удерживающий готовую к хрестоматийному прыжку куклу-двойника Подколесина.

Кукольные мотивы звучат вызывающе громко. Случается, бутафорским созданиям так хочется походить на живых людей. Здесь же, наоборот, люди азартно превращают себя в кукол, заводных не в смысле механики, а с точки зрения темперамента. Подколесин и Агафья Тихоновна просовывают головки в прорези картинки, изображающей пляжную идиллию, беседуют, забавно дергая марионеточными ручками. А змей-искуситель Кочкарев, вооружившись длиннющей резиновой змеей, просовывает в еще одно отверстие узкую морду с яблоком в зубах. А попутно сдирает с новоявленных Адама и Евы картонные одежки.

А женихи-то каковы! Вот уж где разгулялась в полном безмолвии жгучая итальянская страсть. Сваха и их выводит в качестве кукол в человеческий рост, придерживая за вешалки. Один соблазняет роскошной рыжей меховой бородой, в которой (о, ужас!) растерявшаяся невеста отыскивает блох. Другой - оживший мертвец, сверкающий перстнями, но с перспективой окончательного паралича. Третий - темпераментный грузин, лихо отплясывающий лезгинку, попутно норовя отыскать у невесты приятные выпуклости, напрочь отсутствующие. Утешается, впрочем, весьма пышной тетушкой. А четвертый - и вовсе дирижер-маньяк, рьяно размахивающий своей палочкой под оркестровый разгул (музыкальное оформление Николая Якимова). И немудрено, что на эту ярмарку женихов Подколесина в конце концов вводят под уздцы, как племенного жеребца. А тот и впрямь обзавелся внушительным лошадиным задом, который нервно взбрыкивает, лишь только Агафья Тихоновна пожелает коня оседлать.

Одно лишь упоминание о благословенной Сицилии разворачивается в уморительный хореографический экспромт (балетмейстер Мария Большакова), где все участники действа встречаются на рыночной площади, забравшись в "павильончики" с нехитрой снедью, и прямо в них начинают отплясывать. Вездесущий же Кочкарев и здесь оказывается самым большим оригиналом, вывозя к публике бутафорскую копию Везувия, смахивающего на бутылку шампанского, которую тут же и вскрывает, устраивая шумное "извержение".

Подобных фарсовых всплесков, изобретательно задуманных и зажигательно исполненных актерами (в спектакле участвуют Роберто Андриоли, Алессандра Бедино, Сергей Бызгу, Андреа де Карне, Елена Крамер, Валерий Кухарешин, Ольга Самошина, Мурад Султаниязов) в "Суперфлю" и не перечесть. За Гоголя между тем совсем не обидно, а наоборот, даже радостно. Согласитесь, во многих сценических интерпретациях он заставляет скучать. Но только не здесь. К тому же двойственность настроения, перепады "атмосфер" тоже случаются, избавляя зрелище от одного только прямолинейного комизма. Даже несмотря на то, что всяческая "психология" отсюда изгнана. Не беда, ей найдется место где-то еще.

А вообще-то сказать хочется еще вот что: каким любопытным, интересным и непредсказуемым становится театр-фестиваль "Балтийский дом", ведомый Сергеем Шубом. Помнится, лет десять назад, посетив какую-то убийственно-провальную премьеру, пришлось дать себе зарок, что никогда нога больше не переступит этот "балтийский" порог. Сегодня же туда постоянно хочется возвращаться.

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

  • Карнавальная дочь
    "Суперфлю" Виктора Крамера. Театр-фестиваль "Балтийский дом" и Театр "Метастазио" (Италия)

МУЗЫКА

КИНО

ВЫСТАВКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;