"Золотой Орел" остался без деревенского гардероба
На "Мосфильме" вручали призы Никиты Михалкова
Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
 |
О.Янковский и А.Звягинцев |
31 января на "Мосфильме" прошла вторая церемония вручения Национальной кинематографической премии "Золотой Орел", рожденной фантазией Никиты Михалкова и созданной им киноакадемии в пику "Нике". Но время многое сглаживает, и "Никой" ныне Михалкова почти не попрекали, просто те, кто не хотел, на торжество не явился. А из явившихся многие покидали зал. Не оттого, что церемония плоха. Она-то как раз была проста, не раздражала и шла довольно сбалансированно и гладко. Но в мосфильмовском павильоне нет вентиляции, он не рассчитан на такого рода мероприятия, хотя креативно место проведения просчитано верно. Как и явление на сцене классиков - А.Вайды, Ф.Дзеффирелли и М.Формана. Последнего наградили за вклад в мировой кинематограф, а в ответ услышали прекрасную русскую речь и даже песню про город на Каме, матушке-реке. Удачными и абсолютно точными были выходы И.Олейникова и Ю.Стоянова, якобы участников проблемно-аналитической программы "Кино не тонет". Даже секьюрити, у которых совсем иные функции на такого рода мероприятиях, улыбались диалогам "Городка", обещавшим поднять кино с колен и поставить на четвереньки, а "Золотых Орлов" вручать в Орле. Уж не знаю, сами ли "городовые" писали тексты, если да, то достойны похвалы, поскольку очевидно, что эти люди про лауреатов и их фильмы знают не понаслышке. Хотя присутствие некоего кинокритика по фамилии Кобелинский, который ничего не видел, но мнение имеет, слишком уж напоминал об отношении самого Михалкова к представителям нашей профессии. За несколько дней до церемонии в критических кругах началось брожение, после того как стало известно, что Михалков собственноручно вычеркнул неугодные ему издания и людей из аккредитационных списков.
 |
Дебютантка И.Пегова |
Испанский ювелирный дом "Carrera y Carrera" изготовил серебряные с золотом статуэтки парящего золотого орла весом в 2,770 кг с размахом крыльев в 24 см. Три пера нижнего крыла покрыты эмалью цветов российского триколора, кончик другого крыла и часть постамента - из зеленого мрамора. На изготовление каждой статуэтки потребовалось 55 часов работы мастеров восьми профессий - дизайнера, скульптора, полировщика и так далее. Этих птиц и раздавали на сцене под руководством искусного церемониймейстера Н.Михалкова, который появился на сцене с "ядерным чемоданчиком", в нем, правда, оказались конверты с именами лауреатов.
 |
М.Форман |
Автор этих строк, как и все другие члены Союза кинематографистов, участвовал в первом туре голосования, в анкетах которого было выставлено, кажется, все, что только было произведено за последнее время. И выбирать в самом деле было из чего. Однако в некоторых номинациях (результат первого голосования) были представлены не всегда лучшие работы. Но удивительно другое, как просочились в списки некоторые старые картины. И как перемешались кино и сериалы. Устроители премии, правда, грозились впредь этого не допускать и развести всех по своим местам. В самом деле, ведь ненормально же, что в номинации "Лучшая мужская роль" сошлись "разные весовые категории": С.Безруков из сериала "Бригада", Е.Миронов из телевизионного многосерийного фильма "Идиот" и тут же - В.Сухоруков в "Бедном, бедном Павле", так называемом "большом кино". Победил в итоге Миронов. Любимые нами режиссеры Б.Хлебников и А.Попогребский ("Коктебель") назвали происходящее церемонией вручения и не вручения призов. И сами не победили. Лучшим игровым фильмом назвали не "Коктебель", не "Магнитные бури", не "Прогулку", не "Бедного, бедного Павла", а "Возвращение" А.Звягинцева. А "Лучшей режиссерской работой" признали не Звягинцева с "Возвращением", а В.Абдрашитова с "Магнитными бурями". Это вечный камень преткновения всех наших конкурсов и премий. Вот один человек на банкете "Золотого Орла" и спросил у кинематографистов, чем, собственно, номинация "Лучший фильм" отличается от номинации "Лучший режиссер". Постановка вопроса верная.
 |
Н.Михалков и Е.Стычкин - Бэтман |
"Лучшим игровым телефильмом" назван "Идиот", а среди сериалов лидировала "Бригада". Так что лавры собирал телеканал "Россия". Лучшим сценаристом признали посмертно Анатолия Гребнева ("Кино про кино"). Ирина Пегова в "Прогулке" обошла Р.Литвинову и В.Толстоганову. Инна Чурикова в "Идиоте" отмечена "Орлом" за лучшую женскую роль второго плана. В аналогичной номинации среди мужчин лидировал О.Янковский ("Бедный, бедный Павел"). Михаил Кричман ("Возвращение") победил в номинации "Лучшая операторская работа". Среди художников-постановщиков первым оказался А.Загоскин с "Бедным, бедным Павлом". Л.Конникова объявлена лучшим художником по костюмам (в том же "Павле"). Изначально в этой номинации была представлена и картина Г.Сидорова "Старухи". Это было единственное попадание фильма, не раз побеждавшего на серьезных фестивалях, в номинации "Орла". И Сидоров "Старух" отозвал, мотивировав тем, что костюмов как таковых там нет, реальные деревенские старухи-героини снимались в собственной одежде. Андрей Петров написал "Лучшую музыку к фильму" "Бедный, бедный Павел". "Магнитные бури" и Л.Милиоти стали лучшими в области монтажа, а А.Худяков и "Возвращение" - в номинации "Лучшая работа звукорежиссера". "Погибли за Францию" С.Зайцева и "Полтора кота" А.Хржановского названы лучшими документальным и анимационным фильмами. "Пианист" Р.Поланского, обойдя "Догвилль" и "Гуд бай, Ленин!" признан "Лучшим зарубежным фильмом в российском прокате".