Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7413) 5 - 11 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПыльный рояльМосковская консерватория: вечный ремонт? НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕАнна МАРТОВИЦКАЯ
Московская государственная консерватория (МГК) им. П.И.Чайковского знаменита всем: старейший музыкальный вуз страны, легендарная сцена, хранящая память о звездах первой величины, совершенное произведение архитектуры. Но этого не прочитаешь в современных журналах, посвященных развлечениям столицы. Там о консерватории говорится совсем другое: "Душно и неуютно, но лучше ничего нет". Пожалуй, точнее и короче характеристики современного состояния МГК не придумаешь. И, к сожалению, особых надежд на то, что ситуация изменится к лучшему в ближайшие годы, у консерватории нет. Здание Московской консерватории настолько прочно вписалось в центр столицы, что, кажется, оно дошло до нас с давних времен. Между тем оно относительно молодо. Русское музыкальное общество, чьей главной задачей провозглашалось "развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов", арендовало для своей деятельности здание на Большой Никитской, а еще через несколько лет приобрело дом № 13 в свою полную собственность. В 1889 году директором Московской консерватории стал Василий Ильич Сафонов - самобытный пианист и талантливый педагог, он считал самым главным делом своей жизни строительство нового здания консерватории, которое укрепило бы ее финансовое положение и общественный авторитет. Имевшийся усадебный дом практически полностью перестроили в великолепных классических формах. Архитектуроведы до сих пор очарованы вестибюлем в стиле греческой дорики, а специалисты по акустике - Большим залом, в свод которого ради совершенного звука вмонтированы пустотелые керамические емкости. Первый концерт состоялся в этих стенах 7 (20) апреля 1901 года. Сто лет спустя лучшая концертная площадка Москвы (25 абонементов) оказалась в аварийном состоянии. Много это или мало для износа уникального учреждения культуры? Вопрос риторический...
Нет, внешне все более-менее прилично. И к недавнему юбилею был отреставрирован первый этаж БЗК, обновлена позолота, а чудом найденные портреты композиторов кисти Бондаревского (в советское время Глюка, Генделя, Гайдна и Мендельсона изъяли за несоответствие идеологии) торжественно возвращены на свои места. Но все это не помешало министру культуры РФ Михаилу Швыдкому в самом конце прошлого года выдать руководству консерватории предписание закрыть балкон Большого зала для посетителей. У исследователей, к мнению которых прислушался министр, есть все основания полагать, что массивные с виду конструкции могут обрушиться в любой момент. Из других болевых точек консерватории - фундамент, который находится в отвратительном состоянии, и такие же морально и физически устаревшие несущие конструкции. Кроме того, по-прежнему нуждаются в реставрации Большой и Рахманиновский залы, валится набок знаменитый орган в Большом зале... В ужасающем состоянии находится книгохранилище МГК: древние, покосившиеся стеллажи, сваленные в груду ноты и книги, никакого температурно-влажностного режима, и парит так, что непроизвольно начинаешь обмахиваться газеткой. Вместо этого спрашиваю: "А сколько лет здесь не делался ремонт?" В ответ слышу нервный смех: "Сто, не меньше!" Экскурсию по Московской консерватории для меня проводит Владимир Радченко, начальник службы единого заказчика. Владимир Ильич, как никто другой, знает проблемные зоны здания. Ему "повезло" прийти на эту должность 16 декабря 2002 года, за день до пожара в Малом зале, так что боевое крещение Радченко прошел в прямом смысле слова огнем. Первым делом идем именно в левое крыло, поднимаемся к месту пожара. Выгоревшие классы заколочены досками, и в воздухе до сих пор стоит кисловатый смрад долго тлевшего дерева. Теперь старинные толстые балки будут менять, именно они виноваты в том, что огонь продвигался по зданию катастрофически быстро. Пока МГК делает ремонт на собственные средства: сразу после пожара Министерство культуры обещало помощь, но деньги до сих пор не дошли, а обучать студентов где-то надо... Заново отштукатурено несколько помещений, во всех остальных - вспученные от воды, которой тушили пожар, потолки, обнаженные перекрытия столетней давности, случайно уцелевшие предметы обстановки. В одном из классов стоит одинокий пыльный рояль, на крышке которого какой-то остряк вывел: "Рояль". Действительно, можно и не догадаться. Студенты МГК - народ вообще веселый и прозорливый. Вот, скажем, на двери, ведущей к пожарищу, ручкой написано: "Начало ремонта 1 января 2004 года - конец ремонта 1 января 2014 года". И не дай Бог, окажутся правы... В истории реконструкции Московской консерватории несколько основных коллизий. Во-первых, МГК - федеральное учреждение культуры, но городской памятник архитектуры. Кто в этой ситуации должен отвечать за реставрацию - министерство или городские структуры? Каждый старается как может: столица вынашивает планы по застройке принадлежащего консерватории земельного участка в Среднем Кисловском переулке (сейчас там имеется дом, но даже невооруженным глазом видно, что ему грозит только снос), а федералы второй год не скупятся на реставрацию фасадов БЗК. В прошлом году на эти цели министерство перечислило 5 миллионов рублей, в этом - еще четыре. В качестве результата ООО "Эльфреставрация" может предъявить небольшой кусочек свежеоштукатуренного фасада. Удивительно, но за минувший сезон фирма не успела доделать даже ту сторону БЗК, что выходит на Большую Никитскую. На зиму фасады остались недокрашенными, и любой желающий может сравнить: как было до реставрации и как станет после. Если, конечно, это "после" будет: у специалистов имеются большие претензии к качеству работ, выполненных ООО "Эльфреставрация". В заключении директора Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Татьяны Каменевой читаем: "Научно-проектная документация выполнена не в полном объеме и не прошла согласование в порядке, установленном Законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ"... Выполненные и принятые ГУОП г. Москвы фрагменты фасадов нуждаются в повторном ремонте и реставрации в связи с появлением трещин и пятен, из-за просадок фундаментов здания и капиллярного подсоса влаги в стены из грунта основания". По-хорошему, право реставрировать фасады МГК должно было определяться в ходе специального тендера, но Министерство культуры РФ хлопотало перед Министерством экономического развития и торговли РФ за ООО "Эльфреставрация" и получило разрешение разместить заказ на ремонтно-реставрационные работы без конкурса. Справедливости ради заметим, что после обнародования заключения Т.Каменевой Минэкономразвития отозвало свое разрешение, но в Министерстве культуры этот факт проигнорировали. Осталась незамеченной и настоятельная просьба согласовывать свои действия с МГК, а именно с ее службой единого заказчика, которой и было когда-то выдано охранное свидетельство - документ, позволяющий вести работы на памятнике архитектуры. И не скажешь ведь, что консерватории не хватает денег - они выделяются, но почему-то не превращаются в белила и новые фундаменты. Теперь вся надежда МГК на предстоящий через два года Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Авось державе станет стыдно перед конкурсантами за никуда не годное здание, и на него выделят целевые средства. Также в рубрике:
|