Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7413) 5 - 11 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Шагнувший с креста

Скульптура Владимира Соскиева в Российской академии художеств

Евграф КОНЧИН


"Булат Окуджава"

Если шестидесятников при всем их "суровом стиле" возвышают своеобразный юношеский романтизм, вера в будущее, то у семидесятников - восьмидесятников это светлое настроение исчезает. Они словно предчувствуют иные переломные и драматические времена уже без легковерного оптимизма и несбыточных надежд. Одним из наиболее ярких, значительных и неординарных предвестников этих пророчеств в отечественном искусстве становится скульптор Владимир Соскиев - выставка его произведений открыта в залах Российской академии художеств на Пречистенке. И все ныне происходящее в нашем обществе и нашем искусстве подтверждает правоту его мужественной интуиции и его безжалостного и сурового видения действительности.

Одно из значительных его произведений - "Скорбь" - создано еще в 1982 году, и оно стало как бы символом в его творчестве. Скульптуры, исполненные в последующие годы, вплоть до наших дней, в той или иной мере несут в себе эти скорбные, трагические черты. В молитвенном реквиеме "Память отца", посвященном не только одному близкому, родному человеку, но ставшем обобщенным трагическим образом его поколения. В зловещей и гротесковой композиции "Старик и чучело". В падающем на полном скаку "Всаднике". В явно насмешливо-шаржированном "Оптимисте" - полемический отклик на какие-то поспешные обещания. В "Народной песне", больше похожей на заупокойное прощание. В неутолимой "Жажде" - собирательный образ несбыточной надежды. В сложных композициях, не имеющих названия, но нерадостный, драматический смысл которых совершенно понятен.

В том трагическом ряду потрясающее впечатление производит фигура "Ветерана". Изможденное, печальное лицо, потухшие глаза, горестный излом рта, бессильно повисшие руки, потертый, старый пиджак. Сколько в этом произведении глубочайшей жизненной и столь ужасной правды, сколько боли, горечи и беспомощного отчаяния за человека, оказавшегося выброшенным на обочину нормального существования, сколько искренних и щемящих сердце тяжелых чувств! Жестокий портрет нашего времени!

И как бы повторяет "Ветерана" другой, уже обобщенный образ - "Конец XX века". Можно даже поменять названия этих скульптур, но смысл останется одним и тем же. Жуткий и страшноватый смысл.

В этих скульптурах при всей их образной обобщенности проявляется острый социальный, публицистический настрой. Соскиев чутко и остро чувствует время. Но он очень сильный, волевой человек. Своими творениями он говорит - как бы ни была трудна и мучительна наша жизнь, ее нужно пройти твердо и достойно. Поэтому столь символична и многозначительна композиция "Уходящий". Уходящий на войну, на защиту Родины своей и своих близких, на тяжелый, но обязательный труд, на самопожертвование, уходящий исполнить свой долг, свое предназначение. И эта одна из главных тем в творчестве Владимира Соскиева проходит через многие его скульптуры. "Адам и Ева", в первородном грехе делающие свои первые шаги в род человеческий. И "Христос", в своем мучительном воскрешении уходящий с жертвенного креста. "Диалог", "Всадник" и "Всадники", даже фигуры Булата Окуджавы и Иосифа Бродского - проекты его памятников, - тоже идущие тяжело, мужественно и терпеливо.

Владимир Соскиев лепит сильно, истово и лаконично. В металле, бронзе, камне. Особенно - в шамоте. Этот мягкий, чуткий к рукам человеческим материал дает неограниченные возможности для выражения эмоций, душевного состояния и драматизма, внутренней глубины и сосредоточенности. В скульптурах художника нет детализации, лишней предметности, всяческой мелочности. Пластический его язык непосредственен, прост, метафоричен, индивидуален, подчас необычен и остроумен. Но при кажущейся простоте он сложен и многозначен. У скульптора четко выраженная творческая и общественная позиция, духовно-нравственная философия.

Стилистической и образной основой его произведений является народный, национальный примитив - хотя это понятие весьма относительно и не раскрывает всей полноты необычного художественного явления, каким я считаю творчество Владимира Соскиева. Этот природный дар он унаследовал от кавказских предков - будущий скульптор родился в 1941 году в селе Сурх-Дигор в Северной Осетии. В его самобытный талант входят и прекрасная профессиональная выучка, полученная в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1967 - 1973), русская классическая школа, обращение к мифологии и библейской тематике.

В последние годы Владимир Соскиев расширяет свою творческую тематику. Пример тому - обращение к древнегреческому эпосу. В фойе Мариинского театра в Санкт-Петербурге он установил композиции, посвященные тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" в постановке Валерия Гергиева. Но чем-либо новым, исключительным в творчестве скульптора эти произведения вряд ли можно назвать. Они исполнены в привычном для него образном стиле. Но это первая монументальная работа, что, конечно, уже является событием для художника. Владимир Соскиев - член-корреспондент Российской академии художеств. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, в Музее Востока, в некоторых других музеях страны, частных коллекциях.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;