Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7413) 5 - 11 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраШагнувший с крестаСкульптура Владимира Соскиева в Российской академии художеств Евграф КОНЧИН
Если шестидесятников при всем их "суровом стиле" возвышают своеобразный юношеский романтизм, вера в будущее, то у семидесятников - восьмидесятников это светлое настроение исчезает. Они словно предчувствуют иные переломные и драматические времена уже без легковерного оптимизма и несбыточных надежд. Одним из наиболее ярких, значительных и неординарных предвестников этих пророчеств в отечественном искусстве становится скульптор Владимир Соскиев - выставка его произведений открыта в залах Российской академии художеств на Пречистенке. И все ныне происходящее в нашем обществе и нашем искусстве подтверждает правоту его мужественной интуиции и его безжалостного и сурового видения действительности. Одно из значительных его произведений - "Скорбь" - создано еще в 1982 году, и оно стало как бы символом в его творчестве. Скульптуры, исполненные в последующие годы, вплоть до наших дней, в той или иной мере несут в себе эти скорбные, трагические черты. В молитвенном реквиеме "Память отца", посвященном не только одному близкому, родному человеку, но ставшем обобщенным трагическим образом его поколения. В зловещей и гротесковой композиции "Старик и чучело". В падающем на полном скаку "Всаднике". В явно насмешливо-шаржированном "Оптимисте" - полемический отклик на какие-то поспешные обещания. В "Народной песне", больше похожей на заупокойное прощание. В неутолимой "Жажде" - собирательный образ несбыточной надежды. В сложных композициях, не имеющих названия, но нерадостный, драматический смысл которых совершенно понятен. В том трагическом ряду потрясающее впечатление производит фигура "Ветерана". Изможденное, печальное лицо, потухшие глаза, горестный излом рта, бессильно повисшие руки, потертый, старый пиджак. Сколько в этом произведении глубочайшей жизненной и столь ужасной правды, сколько боли, горечи и беспомощного отчаяния за человека, оказавшегося выброшенным на обочину нормального существования, сколько искренних и щемящих сердце тяжелых чувств! Жестокий портрет нашего времени! И как бы повторяет "Ветерана" другой, уже обобщенный образ - "Конец XX века". Можно даже поменять названия этих скульптур, но смысл останется одним и тем же. Жуткий и страшноватый смысл. В этих скульптурах при всей их образной обобщенности проявляется острый социальный, публицистический настрой. Соскиев чутко и остро чувствует время. Но он очень сильный, волевой человек. Своими творениями он говорит - как бы ни была трудна и мучительна наша жизнь, ее нужно пройти твердо и достойно. Поэтому столь символична и многозначительна композиция "Уходящий". Уходящий на войну, на защиту Родины своей и своих близких, на тяжелый, но обязательный труд, на самопожертвование, уходящий исполнить свой долг, свое предназначение. И эта одна из главных тем в творчестве Владимира Соскиева проходит через многие его скульптуры. "Адам и Ева", в первородном грехе делающие свои первые шаги в род человеческий. И "Христос", в своем мучительном воскрешении уходящий с жертвенного креста. "Диалог", "Всадник" и "Всадники", даже фигуры Булата Окуджавы и Иосифа Бродского - проекты его памятников, - тоже идущие тяжело, мужественно и терпеливо. Владимир Соскиев лепит сильно, истово и лаконично. В металле, бронзе, камне. Особенно - в шамоте. Этот мягкий, чуткий к рукам человеческим материал дает неограниченные возможности для выражения эмоций, душевного состояния и драматизма, внутренней глубины и сосредоточенности. В скульптурах художника нет детализации, лишней предметности, всяческой мелочности. Пластический его язык непосредственен, прост, метафоричен, индивидуален, подчас необычен и остроумен. Но при кажущейся простоте он сложен и многозначен. У скульптора четко выраженная творческая и общественная позиция, духовно-нравственная философия. Стилистической и образной основой его произведений является народный, национальный примитив - хотя это понятие весьма относительно и не раскрывает всей полноты необычного художественного явления, каким я считаю творчество Владимира Соскиева. Этот природный дар он унаследовал от кавказских предков - будущий скульптор родился в 1941 году в селе Сурх-Дигор в Северной Осетии. В его самобытный талант входят и прекрасная профессиональная выучка, полученная в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1967 - 1973), русская классическая школа, обращение к мифологии и библейской тематике. В последние годы Владимир Соскиев расширяет свою творческую тематику. Пример тому - обращение к древнегреческому эпосу. В фойе Мариинского театра в Санкт-Петербурге он установил композиции, посвященные тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" в постановке Валерия Гергиева. Но чем-либо новым, исключительным в творчестве скульптора эти произведения вряд ли можно назвать. Они исполнены в привычном для него образном стиле. Но это первая монументальная работа, что, конечно, уже является событием для художника. Владимир Соскиев - член-корреспондент Российской академии художеств. Его произведения находятся в Третьяковской галерее, в Музее Востока, в некоторых других музеях страны, частных коллекциях. Также в рубрике:
|