Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7413) 5 - 11 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

На деревню дедушке

"Мазепа" в Большом

МУЗЫКА

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


В.Алексеев - Мазепа в сцене из спектакля

"Ни одно сочинение еще не создавалось мной с такими трудностями, как эта опера", - писал П.Чайковский, работая над своим "Мазепой", и сравнивал себя с человеком, "который несет на плечах тяжелую ношу, хотя и драгоценную, которую во что бы то ни стало надо доставить по назначению". В свою очередь и постановщики "Мазепы" сталкиваются с не меньшими трудностями в процессе сценического воплощения этой самой неблагодарной из репертуарных опер Чайковского, если, конечно, и впрямь хотят "доставить драгоценную ношу по назначению", то есть найти такой ход, который сделал бы ходульную, квазиисторическую мелодраму живой и если не актуальной, то хотя бы элементарно интересной сегодняшнему зрителю.

Большой театр, чья последняя постановка "Мазепы", осуществленная в 1986 году Сергеем Бондарчуком, получилась откровенно слабой, ныне позвал на роль атлета-тяжеловеса, долженствующего поднять сию "тяжелую ношу" и "доставить по назначению", -

Роберта Стуруа . Тем самым была в очередной раз продемонстрирована эстетическая близорукость: надо либо вовсе не понимать характера этой оперы Чайковского, либо не иметь никакого представления о режиссерской системе грузинского мастера, чтобы попытаться скрестить очевидно несовместимые вещи. С одной стороны, мелодрама открытых, кипящих страстей и гипертрофированного пафоса, с другой - конгломерат театра представления в вахтанговском духе и эпического театра по Брехту. Точки соприкосновения тут никак не просматриваются.

Стуруа увидел в "Мазепе" прежде всего повод для разговора о природе власти, о том, что стремление возвыситься над другими убивает все живое в самом человеке. Такая вот вариация на тему "Макбета". Вопреки Чайковскому, для которого, несмотря на название, главной героиней была Мария, все режиссерское внимание отдано в спектакле заглавному персонажу, все остальные - лишь функции. Для Стуруа Мазепа не злодей (каким делали его русская и советская мифология) и не герой (каким предстает в мифологии украинской). Он политик, для которого цель оправдывает средства, не свободный при этом от проявлений интеллигентской рефлексии а-ля Макбет или Борис Годунов. К примеру, в сцене казни он до последней минуты испытывает колебания. В финальной картине, вопреки недвусмысленному указанию либретто, Мазепа не убивает Андрея (это делает Орлик, что, кстати говоря, мы уже наблюдали в постановке Мариинского театра середины 90-х годов) и даже, возможно, движимый раскаянием, склоняет голову, как на плахе, перед его саблей.

Противоречит ли подобная концепция опере, названной именем украинского гетмана? Не столько даже противоречит, сколько по большей части не находит в ней опоры. К тому же, смещая акценты, Стуруа, по сути, выводит за скобки эмоциональную составляющую, лишая персонажей зрительского сочувствия и тем самым выхолащивая творение Чайковского. При этом режиссерская концепция проведена недостаточно внятно, во многом так и оставшись на уровне деклараций. В общем и целом в поединке с оперой Чайковского и с Большим театром режиссер добился лишь ничейного результата. То, что увидела публика, - это и не совсем Стуруа, и не совсем Большой театр. Результат предсказуемый, и вряд ли стоит винить тут Стуруа: о том, что у него совсем другая группа крови, нежели у оперы Чайковского, обязаны были подумать те, кто прописал эту инъекцию.

Не очень помог режиссеру и его постоянный соавтор Георгий Алекси-Месхишвили, чей визуальный ряд, кажется, лишь по касательной соотносился с режиссерскими идеями. Тем не менее в спектакле есть образ, который дорогого стоит. В первой картине (усадьба Кочубея) мы видим на сцене три кусочка колосящегося поля, нарезанного подобно торту. В одном из них устроено даже стойло для белого коня. Когда в последнем акте беглец Мазепа случайно вновь оказывается в этом месте, те же треугольники предстают черными, обугленными, как метафора выжженной земли. А коня нет. Возможно, он тоже убит в Полтавском бою и вознесся в небеса (во всяком случае, какого-то коня, хоть и другого цвета, мы видим проплывающим по небу на видеопроекциях во время симфонического антракта "Полтавский бой").

Кстати, этот последний звучит в столь головокружительно-быстром темпе, какого мы, кажется, еще не слыхивали. В остальном дирижер Александр Титов предложил добротную музыкальную трактовку, в которой, однако, яркие и выразительные моменты соседствуют с расплывчатыми и невнятными, как, впрочем, и в самой опере Чайковского.

Что касается певцов, то на премьере подобрался в общем неплохой состав, хотя иные назначения на партии, как это в последнее время все чаще случается в Большом, откровенно удивили.

Бесспорная удача - Валерий Алексеев (в прошлом солист Мариинки, давно кочующий по всему миру), который поет Мазепу давно, и партия эта как раз ему впору. Кроме того, здесь он показал себя также и хорошим актером, реализуя непростые режиссерские задания. А вот лирический по природе голос Лолитты Семениной (прекрасной Татьяны в "Онегине" и Лю в "Турандот"), хоть и спевшей хорошо финальную колыбельную и некоторые другие фрагменты, в целом явно не создан для партии Марии, содержащей ряд ультрадраматических моментов.

Очень хорошо выступил на премьере в партии Андрея Михаил Губский. Впрочем, хорош вокально был и второй ее исполнитель - Максим Пастер, однако гротескный внешний вид (Паваротти отдыхает!) не позволял ни на мгновение воспринимать его героя всерьез.

Вадим Лынковский, видимо, не созрел еще для таких партий, как Кочубей: все было спето шаблонно, не говоря уж про сдавленный верх. Персонаж сей в результате оказался, что называется, ни то ни се. Несколько лучше был здесь Александр Науменко. И все же равной Мазепе фигуры, увы, так и не получилось. Татьяна Горбунова в партии Любови также не произвела особого впечатления.

Зато, как это уже становится правилом, очень достойно выступает в спектакле хор, стараниями нового главного хормейстера Валерия Борисова на глазах избавляющийся от прежней расхлябанности.

Итак, подведем итоги. Обратившись вновь к русской классике, с которой ему в последнее время фатально не везет, Большой театр и в этот раз не одержал победы. Впрочем, и полного фиаско тоже не случилось. В любом случае спектакль с намерениями всегда лучше, чем мертвая рутина, которая была в предыдущей постановке "Мазепы" на этой сцене. Однако по части решения проблемы русской классики это опять выстрел мимо цели. Методом пасьянса (у нас в планах "Мазепа", мы хотим пригласить Стуруа - давайте-ка это объединим) ее и не решить. Трудно, однако, удержаться от предположения, что руководство Большого не о высоких материях думало, но просто хотело козырнуть еще одним громким режиссерским именем, попутно показав фигу в кармане Мариинке, у которой сотрудничество со Стуруа так и не сложилось. Вот и получается, что Большой театр никак не может "доставить по назначению" свою "драгоценную ношу", то бишь русскую классику. А все потому, что никак не выяснит, где этот самый пункт назначения находится, и отправляет ее по известному адресу: на деревню дедушке.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;