Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7160) 31 декабря - 13 января 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Действующие лица

ГАРРИ ГРОДБЕРГ: "У органа есть только один конкурент - симфонический оркестр"

Беседу вела Марина СТАРУШ


В этом сезоне Московская филармония выпустила специальный юбилейный абонемент Гарри ГРОДБЕРГА. Один из самых блистательных исполнителей органной музыки в мире сыграет в честь своего 70-летия десять сольных концертов. Как всегда, при аншлаге. И как всегда - на протяжении сорока пяти лет его выступления на сцене - люди будут искать лишний билетик. Гарри Гродберг принадлежит к тому уникальному типу художников, которые, достигнув вершин мастерства и ошеломляющего успеха, продолжают двигаться вперед. Последние семь лет он для каждого сезона готовит новые программы. Сейчас особенно увлечен музыкой немецких романтиков, которая - в том числе благодаря и его усилиям - переживает подлинный ренессанс.

- Вы знаете, кто враг № 1 для исполнителя? Рутина. Если ты ей поддаешься, теряется свежесть восприятия, ты просто перестаешь любить музыку. До сих пор у меня ни одна программа в сезоне не повторяется. Мне удалось сохранить профессиональную форму. Честно говоря, я очень пекусь об этом, ведь без концертов я долго не проживу. Собственно, моих сверстников, выступающих с сольными концертами, практически уже не осталось. Так что я вполне могу быть кандидатом в Книгу рекордов Гиннесса. Согласитесь, 45 лет на эстраде - это срок...

    

- Сейчас я задам, по всей видимости, самый надоевший вам за вашу карьеру вопрос. И тем не менее: почему вы выбрали орган? Ведь во времена, когда вы начинали, орган даже не считался инструментом для сольных выступлений.

- Действительно, тогда органные концерты всегда проходили с участием вокалистов или инструменталистов. Я стал первым органистом в стране, кто сломал традицию подобных антуражных органных концертов. Почему орган? Это замечательный инструмент. Так сложилось, что в консерваторской, академической среде к нему не всегда относились подобающим образом. Но это великий инструмент, который в искусных руках может творить чудеса. У него есть только один конкурент - симфонический оркестр. Но в некоторых случаях орган его превосходит. Конечно, превратить игру на органе в высокий художественный акт, сделать ее раскованной, творческой, свободной, как у пианистов или скрипачей, - весьма сложно. Многие просто застревают во всей этой машинерии. Требуются талант, опыт, мужество, время. И когда мне это удается, я по- настоящему счастлив. Конечно, у исполнителя органной музыки возникают определенные трудности. Например, с репетициями. Мне нередко приходится репетировать до трех часов утра. Или проблемы, которые существуют с записью моих концертов. Дело в том, что запечатлеть на пленке или компакт-диске подлинное звучание органа, "сфотографировать" органный звук, каким он был в концертном зале, - отнюдь не простая задача. И удается крайне редко. Порой я очень жалею, что много замечательных концертов, которые были у меня за последнее время, не запечатлены. Впрочем, как раз к этому мне не привыкать - и прежде десятилетиями радио не записывало мои выступления. Существовало даже негласное указание - не транслировать их.

    

- Судя по всему, ваши отношения с властями складывались непросто...

- Я никогда не был любимцем властей. Ни старых, ни новых. Свои звания я получил очень поздно, годами был невыездным. Причем мне даже объясняли с каким-то наивным цинизмом: "Гарри, ты должен понять это, ведь у тебя родственники за границей". А когда стали выпускать, какая это была унизительная процедура! Не могу сказать, что и новая власть проявляет ко мне внимание - они никогда не ходят на мои концерты. Вообще со мной произошла странная, парадоксальная вещь. С одной стороны, мои концерты всегда успешны. Более того, я думаю, что меня признали именно благодаря поддержке моих слушателей. С другой - я просто аутсайдер какой-то - никогда не участвую ни в каких званых собраниях. Впрочем, я стараюсь делать свое дело независимо от обстоятельств. Для меня важна только публика.

    

- Кстати, о публике. Так много изменилось за последние годы: иные времена - иные нравы. Как вам кажется, отличается ли ваша публика времен СССР от публики в новой России, которую теперь называют буржуазной?

- Для буржуазной публики я, как ни странно, не существую - она интересуется другими делами. Сегодня интеллигенция, а это и есть моя аудитория, к сожалению, зарабатывает мало и плохо. Поэтому я всегда настаиваю - и лично слежу за этим, - чтобы билеты на мои концерты были доступны ей. Даже предлагаю снизить мой гонорар. Я отказываюсь от выступлений, если узнаю, что билеты слишком дороги. Зато на своих концертах я всегда вижу хорошие лица. Можете мне поверить - я прекрасно разбираюсь в лицах. Вообще люди, которые много лет занимаются искусством, приобретают удивительное свойство - они очень тонко чувствуют людей, если можно так сказать, видят их насквозь. И это неудивительно: ведь мы всю жизнь имеем дело с эмоциями - мы их проецируем, воспроизводим...

    

- Как изменилась география ваших гастролей за последние 8 лет? По всей видимости, родственники за границей уже не являются препятствием для зарубежных выступлений?..

- Да, но когда отпали эти проблемы, я был уже немолодым человеком - лучшие годы были украдены у меня. Сегодня я приобрел личную свободу. Но... потерял концерты. С распадом СССР исчезла и возможность регулярно играть в бывших союзных республиках. Раньше я давал по 70 концертов в сезон, выступал на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, на Кавказе. Мне жаль, что я уже много лет не играл в Киеве. Я был одним из немногих музыкантов, кто не отказался от гастролей в Киеве в мае 1986 года. Конечно, я отдавал себе отчет в масштабах Чернобыльской трагедии и в ее последствиях. Но речь шла о моих взаимоотношениях с замечательной киевской публикой, которая любила и ценила меня. Я просто не мог тогда не поехать. И люди в концертном зале приветствовали меня стоя. Конечно, я приобрел Германию и другие западные страны - особенно горжусь своими концертами в Берлинском кафедральном соборе. Но я не могу сказать, что веду ту гастрольную деятельность, которую мог бы вести.

    

- Гарри Яковлевич, хорошо известно, что вы были последним учеником А.Ф.Гедике, а о ваших учениках мне не приходилось слышать...

- У меня есть ученица. Моя жена Наталия Владимировна. Мы с ней даже играем в четыре руки. Но я до сих пор не преподаю. Я пытался начать преподавательскую деятельность. Мне отказали: "Ваши коллеги вас не хотят". Правда, к своим ученикам я могу причислить всех, кто ходит на мои концерты: ведь именно я формирую их вкус, их эстетические пристрастия. А есть семьи, в которых уже третье поколение ходит на мои концерты.

    

- Вас еще можно считать "крестным отцом" большинства органов, установленных на территории СНГ. Ведь этим занимался совет по органостроению при Минкульте СССР, а вы долгие годы были заместителем его председателя.

- Да, была такая организация на общественных началах. В результате этой деятельности я всегда имел массу неприятностей, потому что никогда не мог пройти мимо жульничества. И в те времена заместители директоров филармоний по хозяйственной части нередко были, так сказать, "схвачены" фирмами-производителями и защищали не столько интересы заказчика, сколько интересы фирмы. Когда я принимал орган и находил недостатки, их надо было исправить, причем бесплатно. А этого никто не хотел... Но я горжусь этой работой - практически все органы в Сибири, в Ярославле, Твери, Сочи и других городах установлены при моем участии.

    

- Интересно, по каким критериям решалось, быть органу в городе или не быть?

- Иногда по самым неожиданным. Никогда не забуду, как появился орган в Ярославле. У нас была заявка от Томска. Орган был в работе, когда неожиданно выяснилось, что Томск не может его оплатить. А контракт уже подписан, и необходимо срочно решать, что делать с этим инструментом, куда его установить. Надо сказать, что полагаться на Минкульт было совершенно бесполезно. Они делали много замечательных вещей, но не всегда по-настоящему творчески занимались искусством. Тогда я почему-то вспомнил Ярославль. Собственно, что необходимо для установки органа? Хороший концертный зал, культурные традиции, свой особенный художественный мир. Все это в Ярославле было. В министерстве удивились: "Откуда вы знаете, что им нужен орган? И вообще, есть ли у них деньги?" Мы с Наташей поехали туда. Встретили нас настороженно: "Зачем нам орган? У нас пультов нет и вообще много чего нет..." Я им в ответ: "Зато у вас есть редкая возможность вне всякой очереди получить уникальный инструмент". Одним словом, убедил я их в том, что им просто необходим орган: Ярославская область прислала заявку. И еще в нескольких городах я был инициатором установки органов. Например, в Твери, где сегодня находится один из лучших органов в стране и где я организовал единственный в России фестиваль Баха.

    

- А о появлении органа в Кишиневе до сих пор ходят легенды...

- Да, это замечательный орган. Орган, на который не жалели денег. Когда составлялся проект, меня пригласил тогдашний руководитель республики И.И.Бодюл, дочь которого пробовала играть на органе. Тогда я обнаружил у этого инструмента очень крупные недостатки. Но технических дефектов не было, и формально по контракту я не мог требовать их устранения. Но никаких формальностей и не потребовалось. "Что надо делать?" - спросил меня Иван Иванович. "Заменить регистры", - ответил я. Приблизительно это то же самое, что потребовать у фирмы "Бехштейн", чтобы вам на рояле заменили басы. "Что еще?" - "Акустика плохая. В зале рифленые стены, а должны быть гладкие". Через полчаса приехал стройбат, и к вечеру стены в зале были гладкие и чистые. И регистры заменили. Через год меня пригласили сыграть на этом органе. В результате появился Указ Президиума Верховного Совета МССР, которым С.Бодюл присваивалось звание заслуженной артистки МССР, а мне - Почетная грамота. Поселили меня в гостинице ЦК Компартии Молдавии, в люксе. Но оплатить его мне пришлось самому. Это были большие деньги, а я не был богатым человеком и не мог им быть. Зато И.И.Бодюл прислал в знак благодарности несколько бутылок молдавского вина. Вот такие были порядки. По сути, я был крепостным. Но все это минуло, а орган остался городу, народу.

    

- Гарри Яковлевич, наверное, у вас есть самый любимый орган?

- Да, в Зале Чайковского. Кстати, инициатором этого органа в свое время тоже был я. Я даже был соавтором и участником его реставрации - он был дважды переделан, перестроен. Сегодня это самый большой орган в России и самый замечательный. Его обслуживают три мастера, и он в идеальном состоянии. Чего не могу сказать о Большом зале консерватории, где орган уже много лет находится в упадке. В результате неудачных перестроек он лишился 30 процентов звучащих оригинальных труб и сегодня не наполняет помещение. Он еще годится для аккомпанемента, но органные концерты там бывают уже крайне редко. Хотя прежде я играл там каждые три недели. Это очень печально, ведь в свое время именно этот орган стоял на Всемирной выставке в Париже. Россия гордилась им...

    

- Завтра наступит новый год, ваш юбилейный год. С какими чувствами вы провожаете год уходящий, год, оказавшийся таким неожиданно тяжелым?

- Я не могу сказать, что встречаю свое 70-летие в хорошем настроении. Все очень тревожно. Сегодня, например, когда мы ехали на репетицию, один из пассажиров в вагоне метро, пристально на меня посмотрев, доверительно со мной поделился: "Ну что же, демократы сейчас нервничают: эти жидо-масоны отравили нам всю жизнь. Россияне... И откуда это слово - "россияне"? Есть только русские и нерусские". Конечно, он сказал это гораздо резче. И, конечно, он был пьян. Но никто в вагоне никак на это не отреагировал. Это стало привычным, и это страшно. Я - немецкий еврей, но я и представитель российской творческой интеллигенции, 45 лет я связан с российской культурой. Почему мне звонят домой и угрожают погромами? Как вы понимаете, все это не прибавляет оптимизма. А выступления определенного толка политиков: и журналистика "засорена" евреями, и администрация Президента, надо вводить квоты... В России сегодня всего 0,4 процента населения составляют евреи. И если вводить квоты, то я смогу выступить на эстраде приблизительно один раз в 20 лет. Я, конечно, не политический деятель, но я не могу понять, почему подобные тенденции в конце ХХ века не встречают адекватной реакции.

    

- Возможно, сегодня власть не считает нужным принимать это всерьез?

- Это очень серьезно. Я помню, как это начиналось. Ведь я родился в небольшом городе Клайпеда в Литве. Я помню, как в 39-м по улицам маршировали колонны штурмовиков, как быстро утвердилась расовая нетерпимость, когда она стала частью государственной идеологии. Я помню, как мне, ребенку, было горько и непонятно, почему от меня сразу отвернулись мои школьные друзья, почему моя семья сразу стала как бы второго сорта. Мы переехали из Клайпеды в Каунас за три дня до вступления в город вермахта. А из Каунаса уехали в Россию утром 22 июня 1941 года в грузовом составе, практически ничего не успев захватить с собой. Так что мы дважды убегали от фашизма... Я видел фашизм и видел, как и с чего он начинается, я испытал это на своей шкуре. Не могу сам и никому не посоветую к любым его проявлениям относиться несерьезно.

...В Зале Чайковского закончился концерт. И Гарри Яковлевич заторопился на репетицию. Вы помните - органист репетирует ночью. Еще немного, и он останется наедине с Бахом. Впрочем, утверждает Гарри Яковлевич, играя Баха, он чувствует себя дома...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;