Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7431) 10 - 16 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Кто родился на брегах Невы

"Круглые" даты на отечественном ТВ

ВЫВОДЫ

Максим ГУРЕЕВ
Фото автора


"Опять Пушкин, вот беспокойная личность!" - эти слова Михаила Зощенко, сказанные им в 1937 году в дни празднования (!) 100-летия смерти поэта, на многие десятилетия в полной мере определили неформальное отношение соотечественников к автору "Медного всадника" и "Капитанской дочки".

Разумеется, что формально Пушкин позиционировался и позиционируется до сих пор совсем по-другому. Он - и "наше все", и "солнце русской поэзии", и "борец с царизмом", и "милость к падшим призывал", и "православный патриот", и "великий грешник", наконец.

Иначе говоря, каждый находит в печальной истории почти 38-летнего литератора, убитого на дуэли, что-то такое, чего, скорее всего, и не было никогда, но вполне могло бы быть в жизни талантливого человека, которого "догадал черт родиться в России".

В подобного рода сублимации собственных комплексов, собственной нереализованности и томлений нет ничего предосудительного и тем более зазорного. Просто так исторически сложилось, что именно Александр Сергеевич стал для нас этаким национальным "трансформером", принимающим самые неожиданные, порой абсолютно взаимоисключающие облики и "фигуры".

Понятно, что эпоха кино и телевидения стала для поэта, точнее сказать - для его памяти, временем тотального переосмысления как его облика (вспомним хрестоматийные портреты Кипренского и Тропинина), так и всего (почти всего) литературного наследия. Вдруг выяснилось, что полимерный литературный текст, подразумевающий в первую очередь постижение с бесчисленным количеством умозрительных вариантов, может быть запросто "обужен" и переведен в трехмерный формат "целлулоида" или видеоизображения. При этом количество вариантов восприятия того или иного произведения (той или иной личности) встает в прямую зависимость от количества кинокопий, киносеансов или эфирных повторов.

То, что, в частности, Пушкин на сегодняшний день пока не воспринимается исключительно как виртуальный персонаж многочисленных игровых и документальных сериалов, - "заслуга" недостаточной продюсерской дальновидности и заставляющей желать лучшего технологичности отечественного телевидения. В том смысле, что просто пока еще толком не поняли и, соответственно, не успели ...

Хотя, как мы помним, попытки "понять" и "успеть" предпринимались. Например, пять лет назад, когда в преддверии 200-летнего юбилея поэта на всем российском ТВ было, по сути, введено чрезвычайное положение. Документальные и научно-популярные программы, игровые фильмы и ток-шоу, межэфирные заставки и анимация стали полем битвы за "нашего Пушкина". Также на свет Божий были извлечены аудиовизуальные изыскания на данную тему за последние 90 лет. Одним словом, "смешались в кучу кони, люди" и, вне всякого сомнения, подобный эфирный паноптикум впечатлял прежде всего своей умопомрачительной эклектикой.

Другое дело, что сейчас, спустя годы, уже с трудом вспомнишь хоть что-либо достойное из той аудиовизуальной кучи-малы, разве что цикловой проект Л.Парфенова на НТВ да странный фильм с длинным названием "Медный Пушкин. Семь юбилеев, или Страстная Седмица" с А.Битовым на "Культуре".

Вообще, следует заметить, что без знаменитой битовской "странности", восходящей к "Пушкинскому дому" (как, впрочем, и без не менее знаменитых хармсовских "анеГдотов" о Пушкине), адекватно воспринять 200-летний юбилей поэта человеку здравомыслящему было бы в принципе невозможно. В том фильме прозвучали такие удивительные пассажи мастера (А.Битова), что до сих пор, вспоминая их, хочется абсолютно бесстрашно приступить к полному собранию сочинений А.С.Пушкина. Напомним хотя бы некоторые из них: "Тут произошла какая-то подмена, взяли и заменили на Пушкина. И все подходит - ранняя гибель, путаница с датами рождения, ведь и Иисус неизвестно, когда был рожден, какое-то полутемное негритянское происхождение. Подменили на Иисуса и распинаем как можем. Вот Иисусу Иисусово, Пушкину Пушкиново, а нам бы нашего ... вернуть", "В 37-м году был такой всенародный праздник - столетие гибели! Это же обвал речи на фоне единственной нашей речи", "Мы по отношению к Пушкину - чернь. А чернь ведь была разная: дворянская и великосветская. Более того, чернь есть ведь в каждой душе", "Представьте себе Пушкина-долгожителя ... но я не уверен, что он не дожил бы до отлучения, все более и более при этом веруя в Бога" и, наконец, "Я сейчас вам прочитаю такое постмодернистское сочинение: "Я возмужал среди печальных бурь, / Я думал, сердце позабыло, / Я не рожден святыню славословить, / Я не совсем еще рассудок потерял, / Я памятник себе воздвиг нерукотворный, / Я помню чудное мгновенье, / Я слезы лью; мне слезы утешенье". Это просто алфавитный список стихотворений, начинающихся с "Я".

Пожалуй, впервые, с подачи Андрея Битова, Пушкин предстал перед своими измученными школьной программой потомками этаким постмодернистским, в чем-то даже маргинальным персонажем с "войлочными бакенбардами", которого, как выяснилось, любить напоказ вовсе необязательно. И, о ужас, можно вообще не любить!

Но прошло пять лет ...

И выяснилось, что это не более чем временное послабление, а точнее сказать, временное расслабление, и подобные вольности совершенно недопустимы, когда речь идет о создателе "энциклопедии русской жизни", особенно в формате такого массового и на сегодняшний день "наиважнейшего вида" из искусств, как телевидение.

Тут вообще следует напомнить, что отношения великих соотечественников и российского ТВ всегда складывались непросто, в смысле неровно. Всплески истерической любви и такой же (истерической) "памятливости" сменялись периодами длительного молчания, когда уже было и не вспомнить, как писал С.Довлатов, "за что Пушкин убил на дуэли Лермонтова".

Вероятно, тогда же (в тягостных попытках вспомнить хоть что-то) была придумана и реализована схема, согласно которой на общефедеральных российских каналах, таких как "Первый", "Россия" и "Культура", создавалась линейка из программ, специально выпускаемых к определенной "круглой дате".

Что это означало? Это означало, что производство таких "датских" проектов финансируется государством (или почти государством), а следовательно, они (проекты) имеют преимущества при размещении в эфире. Но, как известно, за преимущества надо платить ...

Другое дело, что если пять лет назад сказать А.Битову об этом как-то постеснялись, то сейчас, в 2004 году, его, как, впрочем, и других глубоких и оригинально мыслящих людей, к торжеству просто не позвали, отдав предпочтение проектам маловразумительным. Таким, например, как "Достигли мы ворот Мадрида ..." или "Натали. Три жизни Натальи Гончаровой" на "Культуре".

Спору нет, здесь все было правильно и благолепно, умеренно и по-школьному незатейливо. И все бы ничего, если бы зритель (на свою беду) несколько лет назад не прикоснулся к альтернативному пониманию Пушкина как такового, а также своей духовной и национальной идентичности в целом. Произошло то, что и должно было произойти, - явное несоответствие между реальностью и навязшим в зубах мифом, между здравым смыслом и полнейшим отсутствием всякого смысла и знания собственной истории. К великому сожалению, в данном случае даже не хотели как лучше, но всегда хотели как всегда ...

Вполне возможно, что создатели аудиовизуального продукта на законном основании возразят, мол, дата недостаточно "круглая" (всего-то 205 лет!), соответственно, по льготным тарифам не проходила. "Перебились" чем Бог послал.

А вот М.И.Глинке повезло больше - ровно 200! И все на том же телеканале "Культура" прошел многосерийный фильм А.Торстенсена о великом композиторе. Но, увы, ни количество лет со дня рождения создателя "Жизни за царя", ни количество вложенных денег, ни даже количество прочих ТВ-акций на данную тему не перешло в качество. Как был с советских времен Михаил Глинка "великим реалистическим композитором, создателем концепции героического эпоса", наводящим ужас на питомцев музыкальных учебных заведений, так им и остался.

Значит, дело не только и не столько в том, "круглая" перед нами дата или нет, а в том, способны ли мы действительно думать, размышляя о нашем великом предке, или только мучительно вспоминать - родился он на брегах Невы или только там бывал?

Также в рубрике:

ВЫВОДЫ

ПЕРСОНА

СПОРТ

МНЕНИЕ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; продажа компьютеров по Москве