Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7431) 10 - 16 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ: "Новая волна в литературе начинается, когда из тысячи выделяется один"

ПОКОЛЕНИЕ

Беседу вела Ольга СЛАВНИКОВА
координатор премии "Дебют"
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Ч.Айтматов

3 июня официальный старт получила V Независимая литературная премия "Дебют". Учрежденная фондом "Поколение", эта награда предназначена авторам не старше 25 лет, пишущим на русском языке. Премия ежегодно присуждается по пяти номинациям: "Крупная проза", "Малая проза", "Поэзия", "Драматургия", "Литературная критика и эссеистика". Последняя номинация была учреждена лишь в прошлом году по инициативе Эдварда Радзинского. В состав жюри "Дебюта"-2004 вошли Александр Галин, Сергей Гандлевский, Асар Эппель и Сергей Костырко. Победители в каждой из пяти номинаций получают почетный приз "Птица", а также право заключить с фондом "Поколение" издательский договор с эксклюзивным гонораром, эквивалентным двум тысячам долларов США. Председатель жюри "Дебюта"-2004 Чингиз АЙТМАТОВ, известнейший писатель, общественный деятель, посол Кыргызстана в Королевстве Бельгия, любезно ответил на вопросы нашей газеты.

    

- Чингиз Торекулович, как вы думаете, существует ли еще постсоветское культурное пространство? Надо ли его сохранять?

- Перед тем как распался Советский Союз, мы прожили вместе целую эпоху. Между народами бывшего СССР есть различие языков, а остальное, на мой взгляд, у нас в единой концентрации: пережитого, настоящего и предстоящего. Наша культурная, духовная жизнь не позволяет нам удаляться друг от друга. Совершенно естественно, что премия "Дебют" объединяет молодых писателей из всех бывших советских республик. Эта премия и не могла остаться чисто российской. Если, например, молодой автор из Узбекистана будет удостоен "Дебюта", то это поднимет значимость и самой премии, и этого автора.

    

- Вопрос о русском языке еще недавно был очень болезненным, особенно для интеллектуалов из бывших союзных республик. Если, скажем, талантливый молодой киргиз пишет стихи или прозу по-русски - не сужает ли это перспективы его родного языка?

- Я не думаю, что тут есть противоречие. Для примера: в прошлом году наш фонд - Международный фонд Айтматова - проводил на Иссык-Куле летние школы молодых литераторов Кыргызстана. По конкурсу прошло более пятидесяти авторов. Среди них были те, кто изначально пишет по-русски, и те, кто пишет на родном национальном языке. Оба варианта равноценны. Главное - насколько это художественно, глубоко, актуально.

    

- В Советском Союзе существовали разнообразные формы работы с молодыми писателями. Нужно ли возвращать их сегодня в каком-либо виде?

- Должен сказать, что тогдашнее идеологическое государство в своих тоталитарных интересах заботилось о тех, кто идет в искусство, в литературу. Была продумана и выстроена целая система: Литературный институт им. Горького, Высшие литературные курсы для писателей, которые уже окончили другие вузы. Вот я как раз один из выпускников этих курсов. И я благодарю за это судьбу. Тогдашние лекции многого стоили. Были еще совещания молодых, которые проводил Союз писателей. Да, система соблюдала прежде всего свои интересы, но в сферу этих интересов, безусловно, входила творческая молодежь. Конечно, свобода - это прекрасно, это необходимо личности, обществу. К сожалению, мы не вполне оказались готовы к ее оборотной стороне. Писательство стало доступно - и в социальном, и в техническом смысле. Нет никаких запретов, в том числе нет запрета на подмену подлинных ценностей мнимыми. Пишущих стало очень много, и все они якобы равны. Но настоящий прорыв нового поколения происходит в тот момент, когда из тысячи начинающих выделяется один. В этом смысл и значение нашей премии "Дебют": найти такого одного, обеспечить прорыв в ситуации, когда новой литературе грозит перспектива превратиться в стихийный хаос. "Дебют" и есть та новая форма работы с молодыми, которая нужна сегодня.

    

- Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения "литературных отцов" и "литературных детей"?

- Противоречия между "отцами" и "детьми" существуют всегда. Но их не надо обострять. Вот я - меня называют аксакалом, старейшиной. Многие молодые авторы обращаются ко мне с просьбами прочесть их книги, называют духовным отцом. Это правильные взаимоотношения. Да, они патриархальные, но в этом нет ничего плохого. Это действительно духовный контакт. А если иные молодые гении не признают никого, кроме себя, то они многое теряют.

    

- Что вы думаете о положении писателя, особенно молодого, в условиях рынка?

- Ситуация очень тревожная. Мы оказались перед лицом стихии, которая может уничтожить все, что не соответствует рыночным запросам. Да, прежний идеологический режим кого-то отвергал, но он не мог отвергнуть всех. В этом смысле рыночная стихия будет пострашней. Ведь то, что не находит массового спроса, практически для читателей не существует. Молодой автор, чьего имени еще никто не слышал, особенно нуждается в поддержке. Премия "Дебют" - одна из возможностей для него.

    

- Сейчас в России много литературных премий. Чем российские, на ваш взгляд, отличаются от зарубежных?

- У нас эти процессы проходят более публично, наглядно. Российское литературное сообщество более живо это переживает. А, например, во Франции все происходит в узком кругу, результат выдается как сюрприз. У нас новый роман - это событие. На Западе я такого не знаю. У меня много литературных премий, и отечественных, и европейских, и международных. Но самой важной была и остается Ленинская премия. Это была не только официальная награда, но и народное признание. Каждой литературной премии я желаю такого результата.

    

- А что бы вы пожелали тем молодым авторам, которые примут участие в конкурсе на соискание "Дебюта"?

- Я призываю всех, кто искренне стремится к творчеству, включаться в этот марафон. Ничего страшного нет в том, что кто-то не будет отмечен. Молодые по природе своей должны испытывать необходимость в состязании с себе подобными. Очень приблизительно литературу можно сравнить со спортом. В спорте только участие в соревнованиях приводит к достижению новых результатов. Так и наш "Дебют" через состязание ведет к совершенству, к росту молодых талантов.

Также в рубрике:

ПОКОЛЕНИЕ

НАСЛЕДИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

АКЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;