Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7431) 10 - 16 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираКоллаж как зеркало немецкого театраВ Берлине завершился фестиваль "Театртреффен" Светлана СЕМЕНОВА За время своего существования берлинский фестиваль "Театр- треффен" вызвал немало восторженных отзывов и критических фельетонов. Но те, кто хвалит или критикует экспертный совет и выбор жюри, единодушны в одном: фестиваль остается ключевым событием в театральной жизни Германии. Так было и на этот раз. Чтобы составить программу театрального форума немецкоязычных стран, участники экспертного совета отсмотрели более 300 спектаклей из Германии, Австрии и Швейцарии, выбрали 64, а потом составили из них десятку "заслуживающих внимания". "Мы называем спектакли не "лучшими", а "заслуживающими внимания", поскольку жюри выбирает постановки разных направлений, стилей, работы режиссеров или театральных ансамблей, отличающиеся оригинальной творческой манерой. Или спектакли, способные вызвать напряженные эстетические дискуссии", - рассказывает руководитель фестиваля Ирис Лауфенберг. Экспертный совет включил в программу спектакли, не похожие друг на друга: от вполне традиционных "Дачников" Горького из дюссельдорфского "Шаушпильхауза" и двух постановок Кристофа Марталера, привезенных из Цюриха, до авангардных интернациональных проектов - "Вольфа" бельгийского режиссера Алана Плателя и гамбургского "Дедлайна". Платель в своей работе проиллюстрировал музыку Моцарта картинами из жизни городских окраин. И сумел соединить в сценических композициях актеров, оперных певцов, балетных танцоров, циркачей и уличных музыкантов со всего мира. Гамбургский "Шаушпильхауз" выпустил "Дедлайн" совместно с "Фрайез Синема". В фестивальной афише оказались рядом пьесы Горького, Чехова, Георга Бюхнера и Хайнера Мюллера. Фестиваль, по обыкновению, вызвал немало дискуссий. Актеров и режиссеров больше всего волновали финансовые проблемы театров: власти выделяют все меньше средств на их содержание, а городские советы пытаются влиять на эстетическую программу и руководствуются собственным вкусом при выборе режиссеров. Вторая проблема, волновавшая работников театров не меньше, чем дыры в бюджете, - "взросление" зрительской аудитории. "Мы хотим, чтобы театр стал центром культурной жизни города", - говорили во время дискуссий актеры и режиссеры из разных коллективов. Как правило, это происходит очень редко. Впрочем, в Германии уже существует несколько исключений из этого правила. Молодежи нравятся проекты, где театр соединяется с другими видами искусств: музыкой, современной живописью, кино. Или спектакли, в которых говорят о современных проблемах, такие, как "Анатомия Титуса" Хайнера Мюллера, поставленная Иоганном Симонсом в мюнхенском "Каммершпиле". В этом спектакле история о падении Рима и его взаимоотношениях с варварами выглядела как одна из версий современных межнациональных конфликтов. А варвары во главе со своей королевой до боли напоминали террористов из исламских группировок. "Если театр сохраняет актуальность, он будет интересен, даже если полностью потеряет то, что называется театральностью", - сказал Симонс в интервью и оказался прав. Его спектакль напоминал, скорее, читку пьесы Хайнера Мюллера по ролям: актеры, сидя на стульях друг против друга, произносили свои реплики, изредка вставая с мест. На два видеоэкрана транслировалось то, что происходило в этот момент на улице. Все остальные детали времени и места действия зрителям пришлось додумывать самим. Но, несмотря на это, спектакль вызвал огромный интерес своей актуальностью. Не страдают от отсутствия зрителей и в Штутгартском театре. Здесь каждый год приглашают молодых режиссеров, выпускают около 20 новых постановок и играют спектакли, осваивая не только сцены (в театре их три), но и все свободные уголки здания: зрительный зал, балконы и подвалы. Однако известные театры неохотно занимаются экспериментами. Участники обсуждения спектаклей, которые порой затягивались на несколько часов, пришли к выводу, что представление зрителей о том, что такое интересный театральный спектакль, в последние годы сильно изменилось. Раньше постановки, вызывавшие интерес, чаще всего напоминали полотно какого-нибудь художника-классициста. Режиссер и актеры уделяли внимание каждой детали, прорабатывая до мелочей психологические мотивировки поведения персонажей. От спектаклей последних лет остается впечатление, будто это полотно разрезали на множество отдельных кусочков, а потом заново собрали их в пестрый коллаж. Каждый кусочек виртуозно отделан, но ощущение от композиции получается довольно смутным и расплывчатым. Это впечатление коллажа возникает от большинства спектаклей, показанных в рамках "Театртреффен", - от "Вольфа" Алана Плателя до двух работ Кристофа Марталера "Смерть Дантона" и "Вместо страстей". Их живая, пульсирующая сценическая ткань то и дело готова распасться на отдельные составные фрагменты. А режиссер, сумевший собрать их в единое целое, больше всего напоминает жонглера, который подбрасывает в воздух и ловит одновременно несколько предметов. Спектакли Марталера стали главным событием фестиваля. На "Смерть Дантона" было практически невозможно купить билет, и эта работа не вызвала ни одного (редкий для Берлина случай!) критического отзыва. Зато иронических стрел в адрес властей Цюриха, уволивших режиссера, было направлено немало. Их упрекали то за неспособность осмыслить трагическое наследие классиков (Марталер впервые поставил в Швейцарии трагедию), то за буржуазный консерватизм: в спектакле звучит "Интернационал", испугавший благонамеренных правителей города. Спектакли Марталера наполнены музыкой, даже если в них не играют на музыкальных инструментах. В них может звучать все, что угодно, от "Страстей по Матфею" Баха до шлягеров "Honey Pie" или "Time to Say Good-bye". Любовь, ненависть и политические коллизии становятся поводом для вдохновенных актерских и режиссерских импровизаций: грустных, смешных или (на первый, поверхностный взгляд) лишенных всякого смысла, что и придает им особую прелесть. Марталер стал лауреатом главного фестивального приза. Во время торжественной церемонии режиссер, улыбавшийся так, что мог поспорить с цветком подсолнуха, который держал в руках, благодарил организаторов за приз, "без которого семья Марталеров никак не смогла бы обойтись". Ходят слухи, что знаменитому режиссеру предлагают работу в Берлине. Также в рубрике:
|