Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7432) 17 - 23 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Постельный режим

Краткие итоги ТВ-сезона 2003 - 2004

ВЫВОДЫ

Максим ГУРЕЕВ
Фото автора


Как еще совсем недавно говорил один известный, до сих пор вызывающий самые полярные эмоции у соотечественников политический деятель эпохи "перезревшего" социализма, "Будем подэтаживать".

И подобная отсылка к "героям вчерашних дней", как думается, вовсе не случайна. Особенно при попытке подведения итогов ТВ-сезона 2003 - 2004.

Если говорить о слоганах (куда нынче без них), то в первую очередь в голову приходят молчалинские "умеренность и осторожность". Или, говоря языком сотрудников спецслужб и врачей скорой помощи - "никаких резких движений".

Примеры исключительной дисциплинированности при соблюдении постельного режима, как всегда, показали "Первый" и "Россия".

Причем, если раньше аскетический тон задавали новостные программы "Время" и "Вести", по-комсомольски опрятные и по-партийному бескомпромиссные, ведущие которых были прямо-таки немым укором расхлябанно-многословным информационщикам НТВ, REN TV и прочим неформалам, то в минувшем сезоне ситуация решительным образом изменилась. Строгие облачения, выверенные до запятой тексты - никакой импровизации - стали общим местом для всех, чьей "профессией являются новости", вне зависимости от "канальной" принадлежности.

То есть, как сказал один известный "ТВ-VIP", "новость, подобно всякому товару, должна иметь фирменную упаковку". О том, что сей "фирменно упакованный товар" может быть давно просрочен, речь почему-то не зашла...

Если говорить о знаковых тенденциях эфирного года, то к их числу следует отнести подпадение под информационно-дидактическую линейку научно-популярных цикловых проектов, до недавнего времени имевших исключительно просветительский и познавательный, но никак не социально-ангажированный характер.

Ярким примером тому стали "Тайны ХХ века" на "Первом" и "Земное и небесное" на "России", создатели которых с успехом реанимировали такой, казалось бы, давно почивший псевдохудожественный жанр, как агитка. И следует заметить, не прогадали, особенно в свете державных усилий по поиску некоей национальной, иначе говоря, объединяющей идеи.

Оба проекта были проанализированы на полосе "ТВ-смотритель", и вновь возвращаться к ним, думается, смысла нет.

Понятно, что особых слов заслуживают игровые телевизионные сериалы, количество которых в сравнении с прошлым сезоном увеличилось в геометрической прогрессии.

Во-первых, было продолжено производство коммерческих, а значит, и рейтингово успешных проектов типа "Агент национальной безопасности", "Улицы разбитых фонарей", "NEXT", "Тайны следствия".

Во-вторых, детективно-криминальная тематика большинства отечественного "мыла" была разбавлена социальными, социально-психологическими и даже философско-мистическими проектами. Тут чего один "Спас под березами" стоит!

И наконец, было налажено производство продукта, в прежние времена имевшего название "многосерийный телевизионный фильм". К данной линейке следует отнести, в частности, "Баязет" и "Господа офицеры". При всей неоднозначности упомянутых выше картин нельзя не согласиться с тем, что их художественный уровень свидетельствует об искренней и потому заслуживающей уважения попытке производителей уйти от навязшего в зубах стереотипа, что якобы любой игровой телевизионный проект обречен на второсортное чтиво в качестве литературной основы и на скудный бюджет в качестве обеспечения незатейливых эстетических сверхзадач.

Безусловно, в данном случае можно говорить о том, что зрителю явлен аудиовизуальный продукт значительно более высокого качества по сравнению с тем, чем его "угощали" последние пять - десять лет, и соответственно, духоподъемные речи о возрождении отечественного синематографа не так уж и далеки от истины.

Другое дело, что игровое кино на пленке и телевизионное игровое кино по-прежнему развиваются по разным схемам (финансовым, технологическим), и в таком виде им, увы, никогда не сойтись.

И стало быть, на международные кинофестивали будут по-прежнему возить согласно былым (десяти - двадцатилетней давности) заслугам, министерской разнарядке и личным связям. А по "ящику" по-прежнему будут показывать "народное" кино для домохозяек, увеличение рекламных пауз в котором вовсе не снижает, а даже, напротив, повышает его эстетическую составляющую.

Наконец, говоря об особенностях эфирного строительства в теперь уже ушедшем в историю ТВ-сезоне, нельзя не обратить внимание на бесспорное медийное достижение ответственных за, как сказали бы раньше, идеологию.

Речь идет о так называемом "вертикальном эфире". О чем , впрочем, речь уже шла на данной полосе.

Вершиной телевизионного искусства без всякого преувеличения стала прямая трансляция церемонии вступления в должность Президента РФ. Здесь совместилось все - и детальная сценарная разработка, и качество съемок. Вот разве что микрофон господина Зорькина почему-то не удалось включить сразу, а на монтаже этот "ляп" пропустили и дали таким образом в эфир.

В другом случае на такую мелочь никто внимания бы не обратил, но тут другое дело.

Изначально заявленная планка оказалась столь высока, что соответствовать ей надо любой ценой и изо всех сил. Пусть даже и последних...

Однако чрезмерные напряжения, как известно, противопоказаны при соблюдении постельного режима. Вот в чем парадокс!

Также в рубрике:

ВЫВОДЫ

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;