Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7432) 17 - 23 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПостельный режимКраткие итоги ТВ-сезона 2003 - 2004 ВЫВОДЫМаксим ГУРЕЕВ Как еще совсем недавно говорил один известный, до сих пор вызывающий самые полярные эмоции у соотечественников политический деятель эпохи "перезревшего" социализма, "Будем подэтаживать". И подобная отсылка к "героям вчерашних дней", как думается, вовсе не случайна. Особенно при попытке подведения итогов ТВ-сезона 2003 - 2004. Если говорить о слоганах (куда нынче без них), то в первую очередь в голову приходят молчалинские "умеренность и осторожность". Или, говоря языком сотрудников спецслужб и врачей скорой помощи - "никаких резких движений". Примеры исключительной дисциплинированности при соблюдении постельного режима, как всегда, показали "Первый" и "Россия". Причем, если раньше аскетический тон задавали новостные программы "Время" и "Вести", по-комсомольски опрятные и по-партийному бескомпромиссные, ведущие которых были прямо-таки немым укором расхлябанно-многословным информационщикам НТВ, REN TV и прочим неформалам, то в минувшем сезоне ситуация решительным образом изменилась. Строгие облачения, выверенные до запятой тексты - никакой импровизации - стали общим местом для всех, чьей "профессией являются новости", вне зависимости от "канальной" принадлежности. То есть, как сказал один известный "ТВ-VIP", "новость, подобно всякому товару, должна иметь фирменную упаковку". О том, что сей "фирменно упакованный товар" может быть давно просрочен, речь почему-то не зашла... Если говорить о знаковых тенденциях эфирного года, то к их числу следует отнести подпадение под информационно-дидактическую линейку научно-популярных цикловых проектов, до недавнего времени имевших исключительно просветительский и познавательный, но никак не социально-ангажированный характер. Ярким примером тому стали "Тайны ХХ века" на "Первом" и "Земное и небесное" на "России", создатели которых с успехом реанимировали такой, казалось бы, давно почивший псевдохудожественный жанр, как агитка. И следует заметить, не прогадали, особенно в свете державных усилий по поиску некоей национальной, иначе говоря, объединяющей идеи. Оба проекта были проанализированы на полосе "ТВ-смотритель", и вновь возвращаться к ним, думается, смысла нет. Понятно, что особых слов заслуживают игровые телевизионные сериалы, количество которых в сравнении с прошлым сезоном увеличилось в геометрической прогрессии. Во-первых, было продолжено производство коммерческих, а значит, и рейтингово успешных проектов типа "Агент национальной безопасности", "Улицы разбитых фонарей", "NEXT", "Тайны следствия". Во-вторых, детективно-криминальная тематика большинства отечественного "мыла" была разбавлена социальными, социально-психологическими и даже философско-мистическими проектами. Тут чего один "Спас под березами" стоит! И наконец, было налажено производство продукта, в прежние времена имевшего название "многосерийный телевизионный фильм". К данной линейке следует отнести, в частности, "Баязет" и "Господа офицеры". При всей неоднозначности упомянутых выше картин нельзя не согласиться с тем, что их художественный уровень свидетельствует об искренней и потому заслуживающей уважения попытке производителей уйти от навязшего в зубах стереотипа, что якобы любой игровой телевизионный проект обречен на второсортное чтиво в качестве литературной основы и на скудный бюджет в качестве обеспечения незатейливых эстетических сверхзадач. Безусловно, в данном случае можно говорить о том, что зрителю явлен аудиовизуальный продукт значительно более высокого качества по сравнению с тем, чем его "угощали" последние пять - десять лет, и соответственно, духоподъемные речи о возрождении отечественного синематографа не так уж и далеки от истины. Другое дело, что игровое кино на пленке и телевизионное игровое кино по-прежнему развиваются по разным схемам (финансовым, технологическим), и в таком виде им, увы, никогда не сойтись. И стало быть, на международные кинофестивали будут по-прежнему возить согласно былым (десяти - двадцатилетней давности) заслугам, министерской разнарядке и личным связям. А по "ящику" по-прежнему будут показывать "народное" кино для домохозяек, увеличение рекламных пауз в котором вовсе не снижает, а даже, напротив, повышает его эстетическую составляющую. Наконец, говоря об особенностях эфирного строительства в теперь уже ушедшем в историю ТВ-сезоне, нельзя не обратить внимание на бесспорное медийное достижение ответственных за, как сказали бы раньше, идеологию. Речь идет о так называемом "вертикальном эфире". О чем , впрочем, речь уже шла на данной полосе. Вершиной телевизионного искусства без всякого преувеличения стала прямая трансляция церемонии вступления в должность Президента РФ. Здесь совместилось все - и детальная сценарная разработка, и качество съемок. Вот разве что микрофон господина Зорькина почему-то не удалось включить сразу, а на монтаже этот "ляп" пропустили и дали таким образом в эфир. В другом случае на такую мелочь никто внимания бы не обратил, но тут другое дело. Изначально заявленная планка оказалась столь высока, что соответствовать ей надо любой ценой и изо всех сил. Пусть даже и последних... Однако чрезмерные напряжения, как известно, противопоказаны при соблюдении постельного режима. Вот в чем парадокс! Также в рубрике:
|