Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7432) 17 - 23 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЧеловек-оркестр с электрической скрипкой"Русское искусство и мир" на берегах Волги САХАРОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬМария ФЕДОТОВА
В Нижнем Новгороде проходит Международный фестиваль искусств "Русское искусство и мир". Гостями фестиваля традиционно стали наши соотечественники (многие, увы, ныне проживающие за рубежом), знаменитые музыканты с мировым именем: Юрий Башмет и Дора Шварцберг, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Даниил Крамер и Квартет имени Бородина, Максим Шостакович, Виктор Третьяков, Сергей Накаряков и прочие. Вместе с тем нижегородцы уже услышали ряд новых имен - не менее именитых, но доселе совершенно им не известных. Например, впервые с филармоническим оркестром выступил необычный солист - перкуссионист Колин Карри, с сочинением "Приди, приди, Еммануил", для исполнения которого артист привез огромное количество экзотических ударных (а также ударные инструменты на немалую сумму были закуплены самой филармонией). В качестве особенно интригующих премьер можно назвать реквием Хорхе Босо, сочиненный специально к Сахаровскому фестивалю (и посвященный ему) на текст протоколов суда над Джордано Бруно, "совсем новую" премьеру Образцовского кукольного театра "Кармен! Моя Кармен" и, конечно, знаменитую кантату Карла Орфа "Кармина бурана", которая будет исполнена впервые в Нижнем Новгороде на закрытии фестивальной программы. Как звучат Нидерланды?Исключительно положительным оказалось знакомство с искусством Нидерландов. Дирижер Рене Гуликерс, сравнительно молодой, но уже признанный знаток современного музыкального исполнительства, продемонстрировал собравшимся в высшей степени эмоциональную и точную манеру управления оркестром. Пожалуй, главным впечатлением первых дней фестиваля стало... удивление: оказалось, что наисовременнейшая музыка европейских композиторов - отнюдь не какой-то загадочный авангард, непригодный для слуха простых смертных, но музыка по большей части очень даже красивая и ясная (здесь особенно запомнились медитативные опусы Юпа Франссенса). Сделала свое дело искренняя увлеченность талантливого нидерландца Ральфа Ван Раата: большое отделение из современных фортепианных опусов прошло под непрекращающиеся аплодисменты. Впрочем, нидерландцы отличились и исполнением самой что ни на есть академической классики: фестиваль открылся "Эгмонтом", а молодая скрипачка Карла Лерс исполнила Второй концерт Чайковского в сопровождении филармонического АСО. Последний опус, весьма популярный среди скрипачей (и, не побоюсь этого слова, несколько заигранный), был исполнен солисткой с очевидным удовольствием, а Рене Гуликерс здесь превзошел сам себя, жестами, близкими к танцевальным, показывая оркестру характер этого роскошного музыкального пиршества, и оркестранты с радостью следовали его указаниям. Упомяну еще о двух голландских ансамблях: современного танца "Интроданс" и старинной музыки "New Deutch Academy". Первый исполнил большую программу из сочинений малоизвестных композиторов эпохи предклассицизма (М.Гайдн, Й.Эйблер, Й.Фукс, Ф.Кроммер и прочие); второй, искусно сочетая авангард с классикой, приобщал публику к нетрадиционному, неортодоксальному танцу. Французский джазУже за десять дней до начала фестиваля шесть концертов оказались аншлаговыми, и, что любопытно, нижегородские меломаны прежде всего раскупили билеты на джазовый концерт (следующей по популярности программой стали "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета). Наверное, "виной" тому - магия имени Даниила Крамера, заявленного в афише, именно Крамера, потому что имя Дидье Локвуда, пусть и названного в той же афише "первой джазовой скрипкой мира" (а также духовного сына легендарного Стефана Граппелли, выпускника Парижской консерватории, знаменитого исполнителя джаза и кельтской музыки, композитора, педагога, знатока восточных музыкальных культур и основателя одного из самых известных джазовых колледжей Европы), вплоть до вечера 2 июня мало что говорило нижегородцам, хотя в этом филармоническом сезоне Крамер уже исполнял Фортепианный концерт Локвуда. Кстати, Дни Нидерландов были представлены огромным количеством опусов нидерландских композиторов; в День Германии прозвучала немецкая вокальная лирика, в День Великобритании - исключительно сочинения англичан, а в День Франции почему-то предлагался... джаз. Неужели джазовое искусство настолько репрезентативно для Франции? На это Дидье Локвуд ответил, что, по его мнению, джаз очень удачно отражает французский национальный дух - дух свободы и революционности. Даниил Крамер в свойственной ему полемической манере добавил, что совершенно не обязательно заковывать День чьей-либо национальной культуры в канонические жанрово-стилистические рамки. Это двести пятьдесят лет назад считалось, что, например, настоящие оперы могут делать только итальянцы. Пятьдесят или тридцать лет назад вопрос о том, правомерно ли представлять День русской, французской или какой там еще культуры джазом, был бы оправдан. Сейчас - нет: джаз во многих странах настолько ярок и самобытен, что стал представлять собой настоящие "национальные разновидности" джаза. Как и было обещано, в программе "французского" вечера действительно звучал разный джаз - спонтанные импровизации на блюзовую "сетку", "стандарты", авторские композиции и так далее. Представленный своим визави как "человек-оркестр, человек-звезда" Дидье Локвуд с первых же звуков продемонстрировал поистине оркестровые возможности своей скрипки - обыкновенной скрипки, к которой были подключены преобразователи звука (так называемые примочки). Посредством их (но в основном все же благодаря искуснейшему звукоизвлечению) скрипка посвистывала флейтой, "квакала" электрогитарой, пела саксофоном и выстукивала ритмы не хуже ударной установки, а посредством октавера удачно имитировала контрабас. Безусловным гвоздем программы стал сольный выход Локвуда, исполнившего на электрической скрипке некую зажигательную рапсодию с имплантированной в самую середину большой интермедией изобразительного характера. Отнюдь не для избранныхСледующий фестивальный вечер на филармонической сцене правили бал замечательные музыканты, представляющие уникальный единый организм. Бородинцы - коллектив, знаковый для Нижнего Новгорода. Их бессменный художественный руководитель Валентин Берлинский - движущая сила не только этого творческого союза, но всего Сахаровского фестиваля (тяжесть последнего он делит с директором филармонии Ольгой Томиной). Наплыв публики опровергал известное утверждение о том, что камерная инструментальная музыка - удел избранных. Первое отделение было посвящено солнечной музыке Прокофьева: звучал его струнный квартет на кабардинские темы и "Мимолетности". Второе отделение началось "Медленной музыкой" чудной красоты: дивная мелодия, томные вздохи виолончели, красочная гармония - все признаки романтической музыкальной традиции воспринимались бы совершенно естественно... если бы этот потрясающий памятник Мелодии не создал тот, кто Ее разрушил (апологет сериализма Антон Веберн). Квартет Дебюсси добавил в первых частях яркие ритмы, сочные гармонии, погрузив в сумрачно-раздумчивый мир символических образов. Также в рубрике:
|