Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7432) 17 - 23 июня 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЗагадочные тирреныВ ГМИИ ожил "Мир этрусков" Ирина ЛЕЙТЕС
Для более или менее образованного человека понятия "этрусская культура", "этрусский мир" всегда были притягательны. На русское ухо, несомненно, действует еще и созвучие названий. Однако сами этруски, по свидетельству древних, не называли себя ни этрусками, ни тирренами, хотя в памяти человечества сохранились именно эти данные греками обозначения исчезнувшего народа - первое в наименовании культуры, второе в названии моря, омывающего Апеннинский полуостров. Вот уже около двух с половиной тысяч лет, то есть со времени, когда об этрусках стали сообщать сначала греческие, а затем и римские источники, вплоть до наших дней, образам этрусской культуры неизменно сопутствует ореол глубокой загадочности. Неясность происхождения, недостаточность знаний о языке, очень высокий уровень, который культура этрусков набрала уже на своем историческом старте где-то в IX - VIII до н.э., - все это и многое другое постоянно подпитывает суждение о таинственности древней цивилизации.
С одной стороны, она стремилась обеспечивать своим гражданам высочайший по тем временам уровень комфорта. По утверждениям римских авторов, именно от этрусков римляне переняли искусство возведения сводов, а также умение создавать знаменитые дороги, планировать города и снабжать их системами водопровода и канализации. Много веков этрусские мастера оставались непревзойденными в оружейном, ювелирном и гончарном деле. Многочисленные экспонаты музеев Тосканы, привезенные в Москву, в ГМИИ им. А.С.Пушкина, выявляют именно бытовой срез этой замечательной цивилизации, с помощью археологической науки воссозданный достаточно полно.
Однако, как и другие древнейшие человеческие общности, народ этрусков не ограничивался только земными делами, и за ним уже в древности закрепилась специфическая слава народа-гадателя, сугубо занятого раскрытием тайн прошлого и предсказаниями будущего. В античном мире этруски считались едва ли не лучшими "специалистами" в том, как можно материальными средствами, соединенными с некими духовными практиками, постигать мир потусторонней воли. Например, они умели предсказывать будущее исходя из осмотра внутренностей (в первую очередь печени) жертвенных животных или могли растолковывать разного рода небесные знамения - особенно гром и молнию. Даже после поглощения этрусского этноса Римом знания этого народа, объединенные в "этрусское учение", продолжали культивироваться в римском государстве. Этрусские жрецы, гаруспики (выражаясь современным языком, главные знатоки всей этой "расчлененки"), пользовались в Риме большим авторитетом. Как свидетельствуют экспонаты выставки, вероятно, на заре этрусской цивилизации гадателям служили тела не только животных, но и приносимых в жертву людей. Позже богам стали "отдавать" скульптурные изображения отдельных частей человеческого тела - рук, ног и так далее. Выставка предоставила нам возможность попытаться вкратце реконструировать хотя бы малую долю мировосприятия этрусков. Весьма вероятно, что людей или животных они рассматривали как вместилища некоей высшей энергии, разлитой равно по всем их органам, поэтому все эти органы и даже их изображения достойны были служить приношениями богам. Может быть, оттого в искусстве этрусков отсутствует та гармония и соподчиненность частей, которая так отличает искусство их соседей, греков. Едва ли не каждая деталь этрусской росписи или скульптуры словно пребывает в уверенности в своей самодостаточности и не стремится подчиняться общему целому. Поэтому в изобразительном материале, найденном археологами, главным почти всегда являются не поиски гармонии, а острота сопоставления фрагментов. Поражают изобилие и разнообразие антропоморфных и зооморфных мотивов, присутствующих в богатейшем этрусском погребальном инвентаре. Этруски, как многие другие древние народы, снабжали им своих умерших, чьи тела сжигали, а прах собирали в урны. Выставка позволила увидеть как ранние этрусские погребальные сосуды - оссуарии с конусовидными завершениями, так и более поздние урны-канопы, крышками которых являлись изображения человеческих голов (причем эти головы часто имели весьма индивидуальные черты, по сути представляя собой портрет умершего). Судя по подробным аннотациям, которыми кураторы снабдили каждую часть выставки, видно, насколько раздражает их весь этот навязчивый многовековой морок таинственности и загадочности, который, как шлейф, тянется вслед за любым упоминанием об этрусках. Будто бы для организаторов проекта таинственности не осталось вообще, наоборот, все стало относительно понятным - и язык, и происхождение, и когда и откуда пришли, и когда ушли. В частности, ранний этап этрусской цивилизации теперь связывают с североиталийской культурой Вилланова, хотя до последнего времени она не соотносилась с этрусками напрямую. Однако образный строй выставки не позволяет всем этим ясным и вроде бы желательным для организаторов мыслям утвердиться в мозгах посетителей. Выставка погружена во мрак в античном зале Пушкинского музея, где фронтоны греческих храмов словно нависают над экспонатами: сразу же возникает сравнение с тем, как сам народ этрусков оказался в тени более мощных цивилизаций греков и римлян. Мрак, из которого локально высвечиваются только витрины с экспонатами, не позволяет этрусским тайнам развеяться окончательно, не дает содержимому могил предстать перед зрителем при ясном свете дня, как это сплошь и рядом происходит при экспонировании археологических древностей. Именно удачно найденный принцип показа древних вещей, в конечном счете, обеспечил выставке "Мир этрусков" прочный зрительский успех. Сам этот принцип как-то очень верно соотносится с тем, чему посвящена выставка, и составляет основную ее притягательность, при том, что на ней не заметно присутствие каких-либо очень известных шедевров. Также в рубрике:
|