Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7432) 17 - 23 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Драма на генеральской даче

"Водитель для Веры" Павла Чухрая

Светлана ХОХРЯКОВА


Кадр из фильма "Водитель для Веры"

Фильм "Водитель для Веры" выходит в прокат уже с 29 июля. Павел Чухрай снял не политический триллер, как многие предполагают, а человеческую историю, очень драматическую, которая кем-то воспринимается как мелодрама. Чухрай за мелодраму всем только спасибо скажет. Хороший жанр, ныне очень даже почитаемый. Пусть мелодрама, если кто-то в "Водителе для Веры" подобное разглядел. Чухрай не признается в том, что снимал откровенное жанровое кино. Главное для него в вышеперечисленном наборе - категория "человеческая история", "кино про людей". Сюжет фильма таков. На даче генерала Серова, роль которого просто блистательно сыграл Богдан Ступка, появляется новый водитель Виктор. Бывший детдомовец впервые оказывается в Крыму, знакомится с генеральской дочкой Верой, представительницей совсем иного мира, и та влюбляется в него. Правда, не сразу. Взаимоотношения героев складываются по схеме "от любви до ненависти - один шаг". Только начинается все с неприязни, хотя и односторонней. А на генеральской даче меж тем идет своя жизнь. Виктор - обслуга, и Лида - обслуга, она горничная и засматривается на робкого Виктора. Рядом с генералом почти все время находится его адъютант - почти классический злодей, настоящее исчадие ада, в сердце которого в итоге проснется жалость. Эту роль прекрасно сыграл Андрей Панин, умудрившийся еще сняться у Шахназарова в картине "Всадник по имени Смерть", пока "Водитель для Веры" по финансовым причинам пребывал в стадии простоя. В свои интриги герой Панина и втягивает несмышленыша Виктора. Виктор именно несмышленыш: неопытный, неискушенный, который попал как кур в ощип. Жалко его безумно. Публика и переживает за него, как за собственного сына. Попал парень так попал, по-крупному. Теперь его заставляют писать некие докладные записки о том, что происходит на генеральской даче. А это самые настоящие доносы. Вроде бы он служит у генерала, тот полюбил его как сына, да и с Верой непонятные, но очень близкие отношения, а он, неблагодарный, свои письма подлые пишет. В роли Виктора снялся Игорь Петренко, которого после выхода на экраны фильмов "Звезда" и "Кармен" причислили у нас к разряду молодого звездного поколения. Но только теперь ему наконец-то удалось преодолеть некоторую пластмассовость своих героев-красавчиков. Тут он на месте, именно такой, какой требуется. Взаимоотношения, которые складываются между Виктором и Верой, вполне ясны с ее стороны, а что чувствует Виктор на самом деле, не вполне понятно. Он, конечно, не двуличное существо, но уж очень велика в нем жажда вырваться из той жизни, которой он жил. Детдом - самый страшный его сон. Да что сон, это та жизнь, кроме которой он ничего и не знал. Смерть родителей, потеря младшей сестренки, с которой разлучили в детдоме... Оказывается, не положено было в Советской стране осиротевших брата и сестру воспитывать вместе. И вот попал Виктор в какие-то новые жизненные декорации, у него есть некоторые перспективы, особенно если не сваляет дурака. Как скажет Чухрай, мужик, делающий карьеру через бабу, всегда вызывает брезгливость, но в жизни все бывает не по схеме. И тут все не по схеме.

В роли Веры снялась актриса Алена Бабенко. Вера - хромоножка, что еще больше усугубляет ситуацию. Согласитесь, не всякий мужчина обратит внимание на такую женщину, особенно в наше время и в нашей стране. Но на хромоножек, можно сказать, началась кинематографическая мода. Юный и неопытный герой фильма "Шиzа", также представленного в конкурсе "Кинотавра", не то чтобы влюблен, но ходит к женщине, которая старше его и опять-таки хромает. В этом есть своя поэтика. Владимир Машков, представлявший в Сочи собственный новый фильм "Папа", к примеру, сказал о героине Алены Бабенко, что она даже хромает сексуально. И все же увлечение Виктора Верой не вполне очевидно и объяснимо. Вопросы все время крутились вокруг этой темы, что свидетельствует о том, что главное не договорено. Может быть, Виктор тянется к Вере как к существу более образованному и продвинутому в плане культуры - можно и такое предположить. Но Чухрай ничего подобного в голове не держал. Главное для него, что речь тут не идет о чем-то меркантильном. Но в любом случае герою не дали возможности подумать над вопросом, любит он или нет. А он ведь потенциальный тесть генерала, просто без пяти минут. Ответит на волнующий всех вопрос Игорь Петренко: "Любви там не было. Было родство душ. Виктор понимает, что Вера так же одинока, как и он сам." Но это все слова, слова. На экране-то мы их не расслышали.

Чухраю задавали вопрос, чего это так он органы не любит, раз снял такое кино. Органы - в смысле ГБ, госбезопасности. Чухрай ответил, что какое общество, такие у него и органы. Так было в 1962-м, так есть и теперь. События "Водителя для Веры" происходят как раз в 62-м. Создатели фильма, по счастью, не впали в бытописательство, но и атмосферы времени, ощущения его зыбкости у них нет. По этой части преуспел Сергей Урсуляк в картине "Долгое прощание", что и составило главную прелесть его фильма. Там время уходит, словно в песок, незаметно и быстро, так что не успеваешь этой жизни вкусить. Все быстротечно, и время так властно над людьми. Тут оно тоже властно, оно корежит их жизни, не спрашивая разрешения и не давая шансов. Но как кинематографическую субстанцию его не чувствуешь.

Оттепель, считает Чухрай, была менее людоедской, чем сталинские времена. И авторы фильма попытались рассказать об этом времени без зоологической ненависти. Их фильм о машине, которая уничтожает людей. Уничтожали людей не какие-то абстрактные монстры, а часто те, кто был рядом. Опыт работы над картиной о Холокосте в проекте Спилберга, в котором принимал участие и Павел Чухрай, свидетельствует о том, что это могли быть и соседи, близкие люди, вполне добропорядочные. Генерал Ступки мог бы и не быть жертвой, мог бы выполнять совсем другой социально-политический заказ. Но сложилось так, как сложилось. В свое время произошло на флоте ЧП. И было принято определенное решение, даже не генералом, а его коллегой из органов. Прошло пять лет. И кто-то из американцев напомнил Хрущеву о случившемся. Началось новое разбирательство. Должна была бы полететь голова того самого человека из органов. Однако жертвой стал Серов. И тут Виктор, неожиданно возникший в этой схеме, нарушил предопределенный ход событий. Останется ли он в итоге жив - неизвестно. Хотелось бы верить в лучшее. Но это скорее всего из области мечты. В жизни все круче и страшнее. И развитие событий в "Водителе для Веры" не дает никаких оснований для оптимизма. Чухрай снял два финала. Один в соответствии со сценарием, но он показался слишком лубочным. Пересказывать его детально не хочется, чтобы не раскрыть невольно тайну другого финала и оставить зрителю шанс самостоятельно пережить то, что пережили уже те, кто фильм видел. Это того стоит. Люди в голос рыдали на просмотре и выходили с заплаканными лицами. Хотя были и скептики. В первоначальном финале все было ясно и понятно, кто и с кем остался. Чухрай выбрал открытый финал, и его недоговоренность срабатывает, оставляет зрителя с надеждой.

Бюджет у картины по российским меркам крупный - 3 миллиона 300 тысяч долларов. Для американцев это просто до смешного ничтожная сумма. При этом "Водитель для Веры" - вполне голливудское кино. Оно сделано по его канонам. Конечно, имеется в виду классический вариант американской продукции. Присутствовавшие на "Кинотавре" американцы говорили о том, что картина вполне отвечает ожиданиям западного зрителя о том времени в СССР, если угодно, их стереотипам. Они рады тому, что такое кино наконец появилось в России, но вот у себя дома такого рода образец не пошли бы и смотреть, поскольку это среднее американское кино, но для вас, говорили они, это очень хорошо. Такой вот дифференцированный подход. Пока у "Водителя для Веры" нет реальных предложений в зарубежном прокате. Но у нас он выйдет в количестве 115 - 120 копий, а это очень приличный показатель. Предполагается показать картину отборщикам Венецианского фестиваля, а времени до его открытия осталось в обрез. Как ни странно, Московский кинофестиваль на "Водителя для Веры" даже и не посягал. Естественно, что в свете происходящей между "Кинотавром" и ММКФ борьбы за право первой ночи этот вопрос занимал журналистов. Четкий ответ дал один из сопродюсеров проекта А.Роднянский: "ММКФ не является для нас пугалом. Мы готовы сказать ему "нет", если это будет в наших интересах. Но Сочинский фестиваль не перекрывает картине дальнейшую международную жизнь, а ММКФ перекрывает".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;