Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7452) 11 - 17 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяКакую роль в вашей творческой жизни сыграла газета "Культура"?
Александр БУРГАНОВ, скульптор: - Еще в "старое", доперестроечное время это была газета, которая нас, художественную интеллигенцию, объединяла, информировала, служила трибуной. А теперь, кроме "Культуры", ничего не осталось. И если где-то печататься, то только в ней. Например, когда у меня открылась большая выставка в Брюсселе, везде о ней было сказано вскользь, и только газета "Культура" напечатала серьезный материал. Были и другие публикации, для меня важные, например, "Крик художника в пустыне". Если о нас, тогда художниках не таких маститых, прежняя газета - "Советская культура" - написала хоть что-то, это уже воспринималось как удача. Если в отчете о крупных выставках о тебе была хоть строчка - ура! Напечатать там свою статью было почетно, но почти недостижимо. Поскольку была жесткая цензура, там писались не отклики, а позиция. В тех условиях от газеты "Правда" было недалеко: статьи расценивались как нацелы - кого хвалить, кого ругать. В начале 90-х возникло конъюнктурное отношение к деятелям культуры: мол, раз вы не удрали за границу, то вы - люди сомнительные. Однако такие вопросы не решаются фактом биографии, здесь сказывается направленность творчества. Всегда считал: культура делает то, чего не сделает никакая экономика, - создает внутреннее пространство оппозиции. Сейчас газета стала ближе к человеку, к конкретному художнику. Сила "Культуры" для меня бесспорна, хотя часто говорят: мол, она ничего не значит. В тяжелой ситуации с моим музеем поддержали немногие СМИ, среди них - "Культура". Для меня из всех газет она - наиболее симпатичная, я ценю эту газету и помню, что она всегда была местом, где ко мне относились с уважением.
Алексей ШМАРИНОВ, художник: - В моей жизни "Культура" - и советская, и нынешняя - сыграла большую роль. На протяжении всей моей долгой, более 70 лет, жизни, на всех ее этапах уже лет пятьдесят газета публиковала различные материалы, которыми поддерживала меня и вдохновляла. Регулярно писались обо мне статьи - начиная с 1958 года, то есть первая публикация в газете "СК" была почти полвека назад ("Вступая в творческую жизнь"). Далее в каждом десятилетии регулярно появлялись статьи самых разных авторов (Соколов-Скаля, Чегодаева, Рыхлова, Грандова, а Евграф Кончин - таких авторов в моей жизни было всего два-три, он замечательно пишет) - трогательные, очень хорошие и высокопрофессиональные. Скажу откровенно: мне это давало безусловный импульс. С годами момент официального признания стал менее значим, но все равно остается радость, когда о тебе помнят. Видя публикацию, понимаешь свою востребованность. А с этим в последние годы у нас в стране дело обстоит неважно, и приходится это компенсировать на Западе. Мои выставки состоялись в Германии, США, Австрии, Чехии, Франции, даже в Африке и на Ближнем Востоке. Но признание у себя дома дорогого стоит. Теперь и я, и мои коллеги испытывают ощущение, что российское национальное искусство, которое востребовано и за пределами России, у себя дома занимает далеко не ведущие позиции. Это ясно из наших СМИ. Газета "Культура" в этом смысле - приятное исключение, я бы сказал, замечательное исключение.
Алексей КОМЕЧ, директор Института искусствознания РАН: - Семьдесят пять лет... Для человека это срок очень большой, а для газеты, думаю, нормальный. Газеты и должны жить долго, поэтому мне прежде всего хочется пожелать "Культуре" долгой счастливой жизни. Невольно вычитая цифру 75 из сегодняшней даты, получаешь 1929 год, который для российской и советской культуры не был проходным. Именно тогда шла большая атака на отечественную культуру по фронту идеологии, многие институты были закрыты, история искусств фактически упразднена... И газета, видимо, служила одним из приводных ремней этой политики. Я ее в те годы не знал, я познакомился с "Советской культурой" в середине 1960-х, когда приводная сила уже была ослаблена или же лучше закамуфлирована. И сквозь идеологию всегда пробивалась реальная художественная жизнь, и как минимум половину газеты было интересно читать, что в условиях тогдашней жизни было очень и очень немало. Ваша газета никогда не была оппозиционной, но мне кажется, это вообще основополагающее свойство культуры, оппозиционность которой состоит в ее полноте и разнообразии. Несколько слов мне хотелось бы сказать и о современной "Культуре". Прежде всего вызывает уважение ее стремление как можно полнее освещать культурную жизнь страны, причем не только в Москве и Петербурге, но и в крупных и малых городах. Точка зрения газеты, можно сказать, широка, оптимистична и цивилизованна, и она практически неподвластна колебаниями левых и правых. Эту сбалансированность можно трактовать как терпимость и солидарность, так что, думаю, для такого издания, как ваше, это хорошее качество. Хочу пожелать "Культуре" большего участия в актуальных и непростых событиях современной жизни, острого отстаивания культурных ценностей в наш век экономического диктата и схематических установок руководства отрасли. И, возможно, более откровенных внутренних дискуссий, в ходе которых на одной полосе сталкивались бы разные мнения. Впрочем, все эти пожелания от хорошей жизни. Ведь, если вдуматься, самое главное - то, что "Культура" продолжает выходить, информировать читателя о самых интересных событиях культурной жизни и публиковать программу радио "Орфей". Как искусствовед и меломан, я хотел бы поблагодарить вас за это вдвойне.
Алиса АКСЕНОВА, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: - Я - постоянный читатель вашей газеты с 1960 года. При сегодняшнем обилии центральной и местной периодики не пропускаю ни одного номера "Культуры", которая нравится мне с первой страницы, где большие хорошие портреты известных людей и добрый, неформальный, свежий рассказ о них. Мне близка тема судьбы культурного наследия. 40 лет держит меня в курсе столичной выставочной работы Евграф Кончин, умеющий (в отличие от большинства искусствоведов!) говорить на чистом русском языке. А затем, как говорится, - от и до, несмотря на объем газеты. Пропускаю разве повествования о зарубежных кинодивах. От всей души поздравляю с юбилеем! Желаю "так держать"! Буду счастлива видеть замечательный коллектив в гостях.
Зоя БОГУСЛАВСКАЯ, писатель: - Я поздравляю "Культуру" с этим непростым юбилеем. Газета - тогда она называлась "Советское искусство" - сыграла в моей жизни некую роль. Для родителей стало шоком мое "партизанское" поступление в ГИТИС. Они искренне полагали, что большей удачи для человека, тем более для девушки, чем успешная сдача вступительных экзаменов в МАИ, быть не может. Отец год со мной не разговаривал. А потом его встретил сослуживец и показал газету с моей рецензией на спектакль таировской "Чайки" с Алисой Коонен. Отец, хмуро приняв поздравления, тогда впервые заговорил со мной. Так я подружилась с газетой и дружу до сих пор. Напечатав в ней цикл документальных рассказов о О.Табакове, Ю.Любимове, В.Высоцком, М.Жванецком, А.Демидовой, О.Меньшикове и других, я столкнулась в редакции с людьми, которые с уважением относятся и к автору, и к его тексту, не позволяют себе менять его смысл или лоббировать какие-то мнения. Нынче люди удивляются: "Вы выписываете газеты? Смотрите телевизор? Зачем, когда все можно скачать из Интернета?" А я люблю, когда шелестят полосы, пахнет типографской краской, когда со страниц на тебя смотрят лица людей прекрасных, значимых, которые вдохновляют. "Культура" - интеллигентная газета. В ней не найдешь "разборок", сведения счетов, подслушанного, подсмотренного, украденного или - того хуже - убийственного непрофессионализма. Очевидно, когда газета занимается истинной культурой, это само по себе удерживает от разнузданности, панибратства. Конечно, бывает, что мне порой что-то в газете кажется скучным или излишне нравоучительным, порой не хватает размышлений о Смысле. Но "Культура" никогда не бывает неинтересной. И я всегда жду встречи с ней. Так держать! Андрей Андреевич Вознесенский с удовольствием поздравляет "Культуру" с юбилеем.
Константин РАЙКИН, художественный руководитель Театра Сатирикон: - Любимую интеллигентную газету поздравляю со славным юбилеем. Вас всегда интересно читать: широкий охват тем, обширная география, уважительное отношение к деятелям культуры. Желаю всем здоровья и дальнейших успехов.
Николай ЦИСКАРИДЗЕ, солист Большого театра: - С газетой "Культура" у меня отношения особые, с ней связаны приятные воспоминания молодости. В 1995 году один из замечательных режиссеров и великий балетный критик Борис Александрович Львов-Анохин на страницах "Культуры" написал строки обо мне, танцовщике, который тогда только начинал творческий путь солиста. Это были самые первые мысли, высказанные в газетных строках о моем танце, а потому незабываемые и дорогие. После этой публикации ко мне начали относиться серьезно. С тех пор каждое упоминание моего имени в газете "Культура" - это вещь исключительно важная для меня. Помню, когда в прошлом году я лежал в парижском госпитале, под капельницами, с температурой сорок, мне позвонил корреспондент газеты. В тот момент мне, честно говоря, было все равно, я находился в другом измерении, был слишком слаб и коротко ответил на вопросы о самочувствии. Заметка вышла под Новый год, когда меня перевезли в Центр восстановления в Биарриц - там я прочитал газету и оценил щедрость поддержки. Я часто читаю "Культуру" и встречаю на ее полосах отзывы не только положительные и похвальные, но все они внимательные, искренние и доброжелательные по тональности. Хочется пожелать газете, чтобы в море печатных изданий, которые каждый день в невероятном количестве выплескиваются на прилавки киосков, наша "Культура" оставалась самой культурной, самой объективной, недосягаемой и неизменно искренней.
Владимир СПИВАКОВ, президент ММДМ, художественный руководитель НФОР: - Газета "Культура" - единственное на сегодняшний день издание, обстоятельно и интеллигентно рассказывающее о событиях, явлениях и людях искусства и науки, о проблемах социальной жизни, обо всем, что живо интересует и волнует современного культурного человека. Будучи музыкантом, я тем не менее никогда не ограничиваю чтение "Культуры" полосой о музыке. Мне интересна вся газета. В "Культуре" работает великолепная команда журналистов, умеющих точно и корректно преподнести информацию, полемически заострить тему и аргументировать свою точку зрения. Газета всегда ведет острый и умный диалог со своим читателем, никогда не опускаясь до общих мест и "соленых фактов", чем грешит большинство современных изданий. И, конечно, мне особенно приятно, что за музыкальными событиями в "Культуре" следят блестяще образованные специалисты, прекрасно владеющие русской речью. Сегодня в "Культуре" работают настоящие профессионалы своего дела, с мнением которых всегда интересно познакомиться вне зависимости от того, разделяешь их точку зрения или готов с ними поспорить.
Валерий РУБИНЧИК, кинорежиссер: - Невероятно, но факт, у меня сохранилась вырезка из газеты "Советское искусство" за 1950 год. Это некролог на смерть Таирова. Торжественные и печальные строки, два обширных столбца, в левом нижнем углу - его фотография. Я был тогда учеником 42-й средней школы города Минска, можно сказать, совсем ребенком. Что я тогда понимал? Но вот ведь - вырезал собственноручно и еще приписал чернилами на полях: "Газета "Советское искусство", сентябрь 1950 года". Сказать, что я с тех пор постоянно читал и читаю газету "Советское искусство" - "Советскую культуру" - "Культуру" - значит ничего не сказать. Я просто без нее жить не могу. Честное слово. Не увидеть и не прочитать новый номер - для меня просто мука. Значит, в мире произошло что-то такое, что я пропустил, чего я лишился. Думаю, именно эта газета в значительной степени повлияла на мое взросление, формирование вкуса, жизненных приоритетов и, конечно, выбор профессии. Через год после смерти Таирова я записал у себя в дневнике (вести дневник, кстати, я тоже научился под влиянием любимой газеты): "Хочу стать кинорежиссером". Почему именно режиссером кино? До сих пор понять не могу. С тех пор я регулярно вырезаю из нашей газеты бумажные квадратики (это мне помогает жить) - рецензии, статьи и - обязательно! - фотографии (к ним у меня особая любовь). Признаться, некрологи я больше никогда не вырезал, а с годами стал их побаиваться. В 1950 году на меня сильное впечатление произвел своеобразный парадокс. Я слышал тогда от отца в доверительном разговоре, что у режиссера Таирова плохи дела (закрыли театр). А в то же время некролог газеты был выдержан в духе благородства, честности и уважения к настоящему искусству. Помню напечатанную в газете дискуссию о методе психофизических действий Станиславского. Вот передо мной пожелтевшие вырезки - статьи А.Эфроса, Ю.Завадского, С.Герасимова, М.Кедрова, С.Юткевича. Раньше режиссеры любили писать, даже защищали диссертации по теории искусства. Запомнились статьи М.Швыдкого, В.Кичина о зарубежных спектаклях, которые мы тогда не имели возможности увидеть. Прошли годы, и теперь я уже своим студентам советую, прошу, умоляю читать газету "Культура" и вырезать на память и хранить все то, что хоть как-то заинтересовало: статьи, рецензии и, конечно, фотографии. Я за многое благодарен газете: за интервью, отзывы о моих фильмах. Помню, что как-то с неожиданной нежностью и знанием дела "Культура" поздравила меня с юбилеем. А я-то думал, что меня только в Минске знают... К примеру, не могу забыть профессионально-ласковую рецензию на наш фильм "Кино про кино". Под ней стояла подпись Матвей Самохин. Когда я, растроганный таким оборотом дела, хотел его разыскать, оказалось, что под этим псевдонимом скрывалась очаровательная девушка. Теперь наступили новые, нелимитированные времена - океан художественных контекстов и течений - попробуй разберись! И все равно наша "Культура" - единственная и неповторимая. Когда бывает трудное настроение и все валится из рук (оказывается, прожитая жизнь - не черновик, а самая настоящая жизнь), даже книжку нет сил открыть, беру любимую газету, читаю, и становится легче на душе, проходит знакомая всем российская тоска, и обломовщина исчезает на время.
Александр КАЛЯГИН, председатель СТД РФ: - От всей души поздравляю вас с 75-летним юбилеем газеты "Культура" - явлением уникальным. Это широкая панорама театральной жизни всей России, это обсуждение самых насущных проблем, это всегда небезразличный, заинтересованный взгляд. Ваших статей, вашей оценки мы всегда ждем особенно потому, что с вашей газетой всегда было связано понятие о настоящем профессионализме, о критическом мастерстве. Мне особенно радостно сознавать, что "Культуру" с увлечением читают не только профессионалы, что она интересна каждому, кто неравнодушен к искусству. Я хотел бы пожелать вам всем энергии, сил, новых замечательных идей, а "Культуре" - благополучия, успеха и процветания!
Мстислав ЗАПАШНЫЙ, генеральный директор Росгосцирка: - Всегда читал и продолжаю читать вашу газету. Это не преувеличение и не лесть. Мы, деятели российского цирка, всегда очень ждали рецензий в "Советской культуре", трепетали и одновременно надеялись на благосклонную оценку критиков, строгих, но справедливых. Мне и самому не раз приходилось выступать на страницах "Культуры", иногда рапортуя об успехах, а иногда признаваясь в ошибках и поражениях. Критики нельзя избегать, я всегда исповедовал этот принцип. А еще вспоминается, как я однажды ехал в редакцию газеты давать интервью и взял с собой тигра. И так получилось, что тигр очень разнервничался в лифте, начал буянить и порвал мне костюм. Не мог же я давать интервью в таком виде!.. "Культура" всегда была рупором в борьбе за настоящую культуру. И сегодня, в день рождения вашей газеты, мне хотелось бы не только поздравить ее, но и пожелать ей оставаться таким же сильным и честным рупором. Сильные мира сего могут не понимать, что культура - движущая сила общества, но то, что ваши журналисты это понимают и пропагандируют, - замечательно. Также хочу пожелать мужества и сил. Понимаю, что в нынешних условиях вам не всегда просто излагать свои мысли, но вы, пожалуйста, старайтесь и впредь. Это нужно всем нам.
Тихон ХРЕННИКОВ, композитор: - Хочу самым сердечным образом поздравить любимую газету со значительным и торжественным юбилеем. Как давний читатель, могу утверждать, что за последние годы газета приобрела особую значительность и стала играть еще более серьезную роль в мире искусства. Несмотря на нынешние очень сложные времена, музыкальная жизнь у нас продолжает быть весьма энергичной. По моим наблюдениям, за последние десять лет в России появилось больше талантливых людей, чем в предыдущие годы. Юные исполнители и юные композиторы удивительно быстро созревают. Одна из причин - творческая атмосфера, созданная людьми, которые делают свое дело с большим энтузиазмом и желанием продолжать традиции отечественной музыкальной школы, на мой взгляд, образцовой. И мне нравится, что газета освещает не только концерты и рецензирует музыкальные спектакли, но и беседует с педагогами, наставниками, руководителями консерваторий, оркестров и театров. И пишут эти материалы журналисты, которые разбираются и в музыке, и в людях. Мои личные отношения с газетой были неровные. В начале 50-х годов ответственный редактор (не хочется называть фамилий) писал на меня доносы Суслову, суть которых заключалась в том, что я, как руководитель Союза композиторов, нахожусь "в руках сионистов", помогаю только музыкантам еврейской национальности. Все эти кляузы мне показывали. Были и статьи, переписывавшие постановление 1948 года и приписывающие мне его авторство, была и оскорбительная статья одной дамы, которая пыталась стереть меня с лица земли, обличала как человека. Это были публикации людей мелких, думающих о своей выгоде. Я старался не обращать на них внимания. Были, конечно, и положительные статьи. Меня то хвалили, то предавали анафеме. Иногда газетные публикации пытались поссорить меня с коллегами: с Дмитрием Шостаковичем, с моими близкими друзьями Арамом Хачатуряном и Вано Мурадели. К счастью, композиторы оказались выше, и эти публикации не портили наших взаимоотношений. Я вспоминаю это неслучайно, это не личные обиды, в них бы не было смысла - такова была жизнь, и газета всегда отражала ее течение. В те времена во всех музыкальных жанрах хотели слышать отголоски революционного прошлого, героические мелодии созидания. Даже в жанре симфонии от композиторов "ждали" советских трактовок и революционной тематики, а тех, кто не соответствовал симфониям "Турксиб" или "Ижорский завод", резко критиковали. И композиторы, и СМИ должны были реагировать на то или иное общественно-политическое событие. Сейчас многие ранее секретные материалы доступны, и известно, кто что писал, кто помогал, а кто самоутверждался и приспосабливался. Можно было и прочитать, что симфоническая и камерная музыка обладают художественными недостатками потому, что композиторы недостаточно глубоко изучили классиков марксизма. Все уже прожито и пережито советской музыкой и газетой. Все годы "Культура" делала полезное дело, которое помогает потомкам разобраться в том, что было. Желаю газете и дальше проникать в самую жизнь. Отражать всю ее правду. Популярность газеты растет, ее уважают и читают все люди искусства. И, кстати, купить свежий номер не всегда бывает просто.
Анатолий СМЕЛЯНСКИЙ, ректор Школы-студии МХАТа: - Начну с признания: я практически не читаю нынешних газет. Не сегодня это началось, может быть, с середины 90-х, с войны компроматов, с одичания нашей отпущенной на свободу прессы. Поначалу я, как и все, жадно поглощал ежедневную отраву, был среди "глотателей пустот", но в какой-то момент ощутил: поденная газетная муть опасна для душевного здоровья. Информация все равно ведь доходит - например, через знакомых, которые не упустят возможности оповестить тебя об очередной гадости, извлеченной из газетного потока. Но отравляться самому с утра больше не хотелось. При всем при том сделал несколько исключений. Одно из них - газета "Культура". Во-первых, если уж и отравят, то не каждый день, а раз в неделю, а во-вторых, что гораздо существеннее, ни разу не отравили. Гнусностью сплетней, желанием уничтожить оппонента таким образом, чтоб он уже не поднялся. Недавно стал свидетелем заочной полемики двух прославленных старожилов свободной журналистики - один "из ящика" публично аттестовал другого маньяком и садистом, другой - из радио - сравнил своего оппонента с гадящим котом. Таковы времена и таковы нравы. На фоне "гадящих котов" происходит размежевание нашей прессы. Газета "Культура" избрала простой путь: она пытается соответствовать своему названию. Здесь сохранили несколько традиционных понятий, без которых серьезная журналистика не может жить ни при советской власти, ни при ее распаде. Здесь не врут, не поливают помоями, не соревнуются в желтизне. Ведут дело с каким-то старомодным достоинством, которое мало где сыщешь. В переходное, больное время такая позиция вызывает огромное уважение. Я знаю, как трудно сохранить тон, какие соблазны подстерегают любое издание в мире рыночных ориентиров. Я желаю родной газете не сдаваться, не унижаться и ничего не просить. Как сказано в одной хорошей книге, сами придут и все дадут.
Генриетта ЯГИБЕКОВА, директор Гатчинского фестиваля "Литература и кино": - Газета "Культура" перевернула всю мою жизнь. Жила я обычной жизнью, как живут в небольших российских городах, работала в кинотеатре. Но всегда хотелось чего-то большего. И вот появилось то, о чем я и мечтать-то не смела. В моей жизни произошла одна встреча, с тогдашним руководителем отдела кино газеты "Культура" Валентиной Ивановой, и возник совместный проект организации кинофестиваля в Гатчине. С тех пор открылся мир совершенно новый для меня. Многого не знала, может, поэтому и страха особого не было. И мы совместно воплотили то, что напридумывали. До сих пор думаю о том, зачем газете "Культура" тогда и теперь все это было надо. Для меня все это стало романтическим приключением. Тогда я с придыханием смотрела на актеров, известных режиссеров, знаменитых людей. Мы открывали для себя другой кинематограф, с которым наверняка бы не встретились, не будь фестиваля, знакомились с литературой и прочитывали ее в новом ракурсе. Виктор Сухоруков, приезжавший к нам на 10-й юбилейный фестиваль, вспоминал о картине Михаила Каца "Хромые внидут первыми". Это наш первый фильм-победитель. А Виктор сыграл в нем одну из первых своих ролей. Газета "Культура" в отдельно взятом регионе сделала то, что не сделало государство, которое пока еще только мечтает о том, чтобы народ был культурным и образованным в масштабе страны. Россия - это ведь не только Москва и Санкт-Петербург, но и малые города, провинция, где живет интеллигенция - ученые, учителя, врачи, работники библиотек и учреждений культуры. Фестиваль заставил нас, гатчинцев, по-другому смотреть кино, не относиться к нему потребительски, как к чистому развлечению. Выросло на наших глазах за десять фестивальных лет целое зрительское поколение, как и поколение читателей.
Екатерина МАКСИМОВА и Владимир ВАСИЛЬЕВ, артисты балета: - Для многих газета "Культура" остается спасительным островком, далеким от политических дрязг, военных потрясений и экономических метаморфоз. Не всегда так было в этой долгой и богатой 75-летней ее истории, но как хочется, чтобы так и продолжалось всегда. "Культура" - это люди, которые работают в редакции и пишут на страницах газеты. Это и те, о которых пишут. И у всех сегодня праздник. Мы поздравляем всех, причастных к этой юбилейной дате, желаем новых творческих открытий, ярких имен и молодых талантов, интересных и радостных культурных новостей. Пишите о настоящем, помня о прошлом и думая о будущем.
Станислав ГОВОРУХИН, кинорежиссер: - Может быть, не все знают, что я довольно давно пришел в политику и что моя политическая карьера началась задолго до того, как я в 1993 году пришел в Государственную думу. Моя политическая деятельность, активное участие в строительстве новой, демократической России началось, с одной стороны, с моих фильмов "Так жить нельзя" и "Россия, которую мы потеряли", в свое время взбудораживших страну, и, с другой стороны, с выступлений в средствах массовой информации, и прежде всего в газете "Культура", которая тогда называлась "Советской культурой". Я в ней опубликовал несколько резких, новых по поднятой теме статей. Мне представлялось чрезвычайно важным обратить внимание общества на опасность, которая нависла над нами: как бы не вышло, что вместо демократической России мы построим криминальную Россию. Что, собственно, в итоге и осуществилось. И начался этот разговор на страницах "Культуры". Я обращался и в другие газеты, но не везде встречал понимание. Многим из тех, кто принимает решение, мои выступления казались слишком острыми, слишком опасными - можно ведь было и кресла лишиться, и именно "Культура" меня приютила, попыталась разделить со мной ответственность. Это был Поступок. Меня иногда спрашивают: что произошло? Почему влияние прессы, которая в те времена играла большую роль в общественной жизни страны, ныне резко снизилось? Сегодня можно писать все, что заблагорассудится, но это зачастую мало кто прочтет, а если и прочтет, то никак не прореагирует. В общем, собака лает - караван идет. И люди стали забывать, что когда-то выступления в печати, и в частности мои в газете "Советская культура", вызывали широкий резонанс, в значительной мере формировали общественные настроения. Тогда люди верили тому, что напечатано в газете, а сегодня не верят - и это очень плохо. И произошло это, как мне кажется, прежде всего, по вине самих журналистов и их руководителей. Практически во всех газетах было опубликовано много безответственных материалов, и с годами у читателей сформировалось предубеждение: да мало ли что они там напишут... Сейчас много говорят о том, что нашу прессу зажимают, что пресса продажная. Не без этого. Я сам часто видел в статьях "ослиные уши", и у меня не возникало ни малейших сомнений в том, что они заказные. Сегодня и в искусстве, и в журналистике, как мне кажется, главное - это честность. И гражданственность.
Татьяна КАЗАКОВА, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра комедии имени Н.П.Акимова: - Теперь, когда мы, деятели театра, так разобщены в отсутствие государственной политики по отношению к театру, мы чувствуем интерес и внимание к себе прежде всего на страницах газеты "Культура". Она - островок постоянства и стабильности. Каждый четверг, видя свежий номер этой газеты у себя на столе, я радуюсь, что, несмотря на все политические и экономические катаклизмы, передел сфер влияния, "Культура" по-прежнему есть. Она умна, интересна, информативна и, извините за тавтологию, культурна. Через нее мы все поддерживаем связь друг с другом. Отдельное спасибо за то, что журналисты этой газеты часто пишут о культурной ситуации Санкт-Петербурга, на ее страницах можно найти всю палитру искусства нашего города. Всегда ждали и будем ждать представителей "Культуры" на наших спектаклях. Я от всей души поздравляю всех сотрудников газеты с ее юбилеем.
Дмитрий БЕРТМАН, художественный руководитель Театра "Геликон-опера": - Каждая газета играет разную роль в жизни читателя и в жизни того, о ком она пишет. Есть газеты, которые несут информацию, есть газеты-клубы, которые объединяют людей, есть газеты, которые являются оружием различных группировок. Естественно, свободной прессы не бывает, почти за любой газетой стоят те, кто ее финансирует, и газета отражает их интересы. Но так как культуру финансировать немодно, газета "Культура" может себе позволить быть объективной. Газета "Культура" - это как анализ крови, который показывает то, что есть на самом деле. В этой газете всегда хочется открыть полосу "Музыка", потому что там находишь профессиональные рецензии на события, происходящие повсюду. Раньше газета "Культура" (еще с приставкой "Советская") решала судьбы людей: после отрицательной рецензии человек иногда мог лишиться работы. Мнение газеты было безоговорочным, хотя не всегда справедливым. Раньше "Культура" писала сухо и скучно, а сейчас, при всей профессиональности, газета является популярной, а лучшие ее материалы - явление литературы. Даже когда тебя ругают, читать эту критику интересно. Приятно, что в газете работают разные поколения, и поэтому она еще более объективна. Так, сегодня музыкальные критики "Культуры" считаются признанными авторитетами и побуждают всех, кто интересуется этим видом искусства, не пропускать ни одного номера.
Михаил ШВЫДКОЙ, руководитель ФАКК: - Одна из первых публикаций в моей жизни была именно в "Советской культуре", как тогда называлась ваша газета, и я до сих пор помню, как сильно я этим гордился. Ведь каждое слово, которое было опубликовано в этой газете, получало самый широкий резонанс. Работники культуры считали, что именно она рассказывает о культурной жизни страны наиболее объективно и полно. Для многих театральных режиссеров и актеров, для художников и кинематографистов именно благожелательная рецензия в "Культуре" давала путевку в жизнь и помогала выживать в непростых идеологических обстоятельствах. В газете всегда работали люди, которые прежде всего ценили культуру и понимали роль и значение искусства, - думаю, они и составляли главное богатство издания. В общем, "Культура" всегда помогала нам жить и творить, и я хотел бы пожелать, чтобы и в год своего 75-летия она оставалась тем окном в мир российской культуры, которым была всегда. Наверное, газету можно как-то делать иначе, улучшать ее, менять и за счет всяких фокусов расширять читательскую аудиторию, но и в том виде, в котором "Культура" существует сейчас, она делает для российской культуры бесконечно много. Очень многие люди в России ориентируются в современных культурных процессах именно благодаря вашей газете. Удачи, процветания и новых читателей! Также в рубрике:
|