Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7452) 11 - 17 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияГотовь скрипки зимойКонцепция XIII Международного конкурса имени П.И.Чайковского обсуждается заранее ИНИЦИАТИВААнна МАРТОВИЦКАЯ
Международный конкурс имени П.И.Чайковского - одно из самых авторитетных творческих состязаний в мире. У его истоков стояли великие музыканты XX века, и очень многим талантливым исполнителям из разных стран именно он дал путевку в жизнь и мировую известность. Однако, пережив звездные годы, конкурс в последнее время стал заметно терять свой международный авторитет. Вернуть былой престиж этому творческому состязанию решило Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Концепция XIII Международного конкурса имени П.И.Чайковского, который должен состояться летом 2006 года, стала темой заседания коллегии. Первым докладчиком на заседании стал министр Александр Соколов, который говорил взволнованно и долго. Его пристрастность легко объяснима: профессор Московской консерватории и в недавнем прошлом ее ректор, Александр Сергеевич знает проблемы конкурса изнутри. Он не поленился напомнить собравшимся славную историю конкурса, берущую начало в 1958 году, когда Совет Министров принял соответствующее постановление, еще раз огласил громкие имена его организаторов, председателей оргкомитета и, конечно, лауреатов. Переломным моментом стал десятый, юбилейный конкурс, когда и состав жюри вызвал у наблюдателей множество вопросов, и сами итоги. Тогда же конкурс по нелепой случайности был исключен из состава Всемирной федерации международных конкурсов - не был вовремя заплачен ежегодный взнос в размере 3 тысяч долларов. "Лицо конкурса, узнаваемое во всем мире, мы нашли сразу, и это было нашей огромной удачей, но сегодня мы его, увы, теряем. Пора задуматься о роли и статусе конкурса, - сказал министр в своем вступительном слове. - Вопрос об объективности возникал уже не раз, большие вопросы вызывают и принципы голосования, определения обязательного репертуара. Мы неслучайно выносим на коллегию вопрос о новой концепции - она должна решить всю совокупность проблем конкурса, и творческих, и экономических, и, что самое главное, избавить нас от пагубной привычки задумываться о конкурсе один раз в четыре года". На коллегии встретились предприниматели и музыканты, одинаково заинтересованные в успешном проведении конкурса. Их выступления практически не пересекались: одни говорили о трудностях финансирования, другие призывали обсудить критерии обязательных программ. "Где и как мы будем искать спонсоров?" - интересовался Николай Бутов, генеральный директор Государственной компании "Содружество", уже несколько лет выступающей организатором конкурса. "Зачем был отменен сольный Бах у скрипачей? Это же существенно исказило общую картину!" - негодовал Александр Соколов. Впрочем, в дальнейшем чиновник перевесил в нем музыковеда, и министр культуры сосредоточился на организационных и финансовых проблемах конкурса, без срочного решения которых обсуждение тонких материй теряет всякий смысл. Из практических предложений, вынесенных на обсуждение и нашедших свое место в решении коллегии, можно назвать несколько наиболее важных. Во-первых, определено, что для каждого следующего конкурса должен проводиться тендер на компанию-организатора. Как уже говорилось, в 1998 году проведение конкурса было доверено Российской государственной компании "Содружество", и лично против нее министерство ничего не имеет. Но тендер, по мнению Александра Соколова, позволит выявить других возможных организаторов, да и "Содружество" заставит работать активнее и плодотворнее. Деньги вообще были очень важной темой обсуждения, и в решении коллегии неслучайно появился пункт: "Срочно начать поиск генерального спонсора XIII Международного конкурса имени П.И.Чайковского". Кроме того, решено обратиться с предложением о подготовке проекта постановления Правительства РФ о проведении XIII Конкурса, а Президента РФ попросить патронировать состязание. Из творческих инноваций - включить в состав оргкомитета и жюри профессоров Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Российской академии музыки им.Гнесиных. Преподаватели этих вузов в свое время внесли в развитие конкурса немалый вклад, но в последние годы утратили свое влияние на его подготовку и проведение. Решено также утвердить положение о художественном совете предстоящего конкурса, в который должны войти ведущие профессора Московской консерватории по всем специальностям, участвующим в состязании, и возродить традицию проведения конкурса для композиторов России на лучшее обязательное произведение для участников. Не допустить снижения общего уровня состязающихся решено с помощью предварительных отборочных туров, сначала заочных, когда исполнители присылают на прослушивание видео- и аудиокассеты, а потом и очных. Что же касается российской "сборной", то ее будут формировать по самому строгому принципу. Максимальное число участников от страны-организатора может составить не более 8 исполнителей по каждой из инструментальных специальностей и не более 15 певцов. Без предварительного отборочного прослушивания к участию в конкурсе будут допущены только пианисты, скрипачи и виолончелисты, удостоенные в последние годы Гран-при и первых премий других престижных состязаний. Итак, XIII Международный конкурс имени Чайковского пройдет в Москве в июне 2006 года. В зале не раз звучали предложения отложить его на два года, чтобы он совпал с 50-летием первого состязания, но идею эту зарубили на корню. Перенос сроков может нарушить регламент и вновь повлечь за собой потерю членства в федерации. При предстоящей детальной разработке концепции и подготовке XIII Конкурса Александр Соколов просил учесть и идеологический момент: "В последние годы налицо потеря цельности конкурса, который распадается на ряд отдельных соревнований. Необходимо сохранить общее единое лицо конкурса". В 2006 году Международный конкурс им. П.И.Чайковского совпадет сразу с двумя громкими (хоть и по-разному) мероприятиями: с очередным чемпионатом мира по футболу и с 140-летним юбилеем Московской консерватории. Первое не позволяет рассчитывать на серьезную спонсорскую поддержку, второе обязывает к серьезным вложениям. Не секрет, что сегодня залы ведущего музыкального вуза страны не готовы к приему конкурса. В плачевном состоянии находятся и фундаменты консерватории. А уж что говорить о настройщиках! В жаркий период конкурса их всегда не хватает, и позорно мизерная зарплата не позволяет привлечь дополнительных специалистов. Главная сенсация была озвучена в самом конце заседания коллегии. Бессменный председатель жюри конкурса композитор Тихон Хренников решил оставить этот пост. "Сегодня исполняется 30 лет, как моя судьба связана с конкурсом, - с волнением в голосе сказал Тихон Николаевич. - Но сейчас я решил уйти с этого почетнейшего поста и предлагаю на место председателя оргкомитета конкурса композитора Александра Чайковского". Кандидатура эта была утверждена. XIII Конкурс Чайковского возглавит однофамилец Петра Ильича. Это совпадение, как и само число тринадцать, собравшиеся посчитали добрым знаком. Также в рубрике:
|