Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7457) 16 - 22 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительВ порядке живой очередиДва шпиона на канале "Россия" ПРЕМЬЕРААлексей СИВОВ Иногда создается впечатление, возможно, обманчивое, что режиссерский и редакторский корпус с примкнувшими к ним продюсерами внимательно читают рецензии на их проекты и делают соответствующие выводы. Так ли это или нет, но резкое повышение уровня документального вещания налицо, особенно на "России". Прежние лидеры - "Первый" и "Культура" заметно сдали свои позиции, НТВ все никак не найдет свою новую документальную стезю, на ТВЦ и дециметре есть отдельные проблески, но не более того. В общем, вероятно, надо делать специальную рубрику, что-нибудь вроде "Документальное на "России", поскольку объектом для рецензирования опять явился фильм "Правда о "Мертвом сезоне", показанный на этом канале. Его героями стали два человека - символа "холодной войны разведок" и один кинофильм, признанный в свое время культовым. Речь идет о Гарри Пауэрсе, летчике-шпионе, сбитом над Уралом, Рудольфе Абеле, который стал Абелем лишь в американском суде, а в действительности носил фамилию Фишер и имя Вильям, и фильме режиссера Саввы Кулиша "Мертвый сезон" с Донатасом Банионисом в главной роли. Тема для документального фильма была сверхвыигрышная - возможность неограниченного использования художественного кино не как подручного средства, а как "героя" позволяла не вставать в очередь на хронику в Красногорске, а пользоваться тем архивом, что есть на каждом канале. К чести автора Радика Кудоярова (фильм входит в его проект "Холодная война", но информации о других частях цикла нам не удалось получить), он не стал злоупотреблять "Мертвым сезоном" и ввел в фильм достаточно редкие и поставленные к месту документальные врезки. Другим козырем автора стали синхроны - о Пауэрсе и Абеле вспоминают их дети, как водится, мало что знавшие и знающие до сих пор, ветераны разведки - информированные лучше, но по-прежнему немногословные, и поисковая группа, которой хочется рассказать все, да говорить особо не о чем. А ведь Абель (то есть Фишер) и Пауэрс - фигуры для периода "железного занавеса" знаковые и даже мифологические. Летчик-шпион, фотографировавший секретные советские объекты, был сбит, осужден, сел во Владимирскую тюрьму. Затем в 1962 году стал разменной фигурой в большой игре разведок и передан американцам в обмен на Абеля на мосту между Восточным и Западным Берлином. В его судьбе наиболее примечательны два факта. Первый - вполне реальный, и заключается он в том, что полеты на высоте в 15 - 17 км самолетов-разведчиков U-2 (по иронии судьбы называющихся так же, как советский фанерный кукурузник У-2) были опасны и для Советской страны, чьи секреты оказывались как на ладони, и для пилота. Дело в том, что одной из задач полета являлось прощупывание советского ПВО самым простым способом: собьют - не собьют, то есть Пауэрса отправляли на почти верную смерть. Вторая история до сих пор официально не подтверждается компетентными органами. Дело в том, что истребители-перехватчики не могли "дотянуться" до U-2 и тогда было принято решение уничтожить его ракетой. Поскольку невозможно было определить, кто есть кто, были сбиты два самолета - U-2 и советский МиГ-21, пилот которого, в отличие от Пауэрса, погиб. Если судьба американца отражена в фильме вполне подробно, то за Рудольфа Абеля взялись явно в порядке живой очереди, и места ему уже не хватило. Таким, как он, надо посвящать не половину фильма, а целый цикл. Конечно, некоторые эпизоды его жизни были описаны, и не только в "Мертвом сезоне", но и в "Семнадцати мгновениях весны". Но многое из жизни этого легендарного человека, как говорится, еще ждет своих исследователей. В частности, есть в биографии Абеля один эпизод, который считается вершиной виртуозного всемогущества советских разведок. Абель на процессе заговорил только тогда, когда исчез его связной, собственно, и проваливший нашего героя. Как мог испариться человек, охраняемый, как президент США, на свидетельских показаниях которого базировалось все обвинение, и как об этом мог узнать Абель - совершенно непостижимо. Это вообще был человек-загадка, который, к сожалению, во многом остался за кадром. Также в рубрике:
|