Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7457) 16 - 22 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Записки из желтого дома

"Бытие № 2" на фестивале NET

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


А.Баргман и С.Иванова в сцене из спектакля

Культовые фигуры Театра. doc Иван Вырыпаев и Виктор Рыжаков, снискавшие большой успех спектаклем "Кислород", выступили с новым проектом. В.Рыжаков и на этот раз остался режиссером, а И.Вырыпаев - не совсем драматургом, так как не он автор пьесы "Бытие № 2", он только слегка обработал ее и вставил в нее куплеты собственного сочинения. Пьеса же принадлежит Антонине Великановой. Спектакль начинается с того, что И.Вырыпаев честно сообщает зрителю: автор - пациентка психиатрической клиники, страдающая острой формой шизофрении. Пьесу Великанова послала лично Вырыпаеву, сопроводив ее внятным письмом, которое тут же зачитывается зрителям. Вообще-то, в сфере новой драмы сообщение о том, что автор страдает психическим недугом, не должно никого удивлять, ибо обилие аномальных тем и героев, а также невнятица содержания - едва ли не родовые признаки этой драматургии. Но на самом-то деле подобные пьесы пишут, как правило, люди исключительно здоровые и глубоко нормальные, просто интерес у них такой, предмет, так сказать, исследования.

Однако в случае с "Бытием № 2", похоже, все настоящее. И автор подлинный, даже, по словам Вырыпаева, побывавший на премьере. Так что все "полеты", силлогизмы, многоэтажно тупиковые размышления о сути бытия - реальный плод сознания пациентки. Придуман пророк Иоанн - не тот, который ученик Христа, а тот, который "взял всю свою вину на себя". Есть жена Лота, согласно Библии превратившаяся в соляной столб. В пьесе эта жена Лота действует как реальная пациентка психиатрической больницы, и при желании эта парафраза может быть вполне ясно истолкована: и соляной столб, и душевный недуг есть формы бытия, иного, нежели обычное человеческое существование.

Когда к финалу актеры ведрами сыплют на пол белый порошок, напоминающий соль, это не только жутко красиво, но вроде как с солью и ассоциируется. То есть с сутью сущего, с тем, в чем, как говорится, соль. А в чем она, бог ее знает. Героиня, которую весьма живо и обаятельно играет Светлана Иванова, постоянно спорит с героем, которого не менее выразительно и симпатично играет Александр Баргман. Этот персонаж, вообще-то, лечащий врач Антонины Великановой, Аркадий Ильич, по утверждению И.Вырыпаева, реально носящий это же имя. Их диспуты временами весьма забавны, и если кратко описать их суть (или соль), то ей все чудится некий смысл бытия, а он решительно никакого смысла не видит, да и само бытие отрицает. Мы не знаем, какие профессиональные приемы диалога с пациентами применяют психиатры. Да, в конце концов, если все это стало фактом театра, думать о реальных подоплеках не стоит. Лучше заметим, что сценки спектакля то и дело укладываются в мировой драматургический контекст. Вот героиня замечательно произносит нечто, напоминающее "Люди, львы, орлы и куропатки..." А вот возникает тема смерти, тлена, и на ум лезет Гамлет со своими дефинициями о круговороте червей в природе. Вот ярый диспут: идет он, собственно, на уровне "да - нет", но очень энергично и темпераментно, а повод спора, видимо, утрачен еще до начала сценического действия. Или вот поведение Аркадия Ильича: при всей размытости сущего оно напоминает анекдот, где сумасшедшим оказывается более врач, нежели пациент.

Но есть в спектакле В.Рыжакова еще один важный компонент - комические куплеты. Они сочинены и исполняются Иваном Вырыпаевым на мотивы и как бы в тональности всего происходящего на сцене. Замечательно играет баянист Айдар Гайнуллин, весело и выразительно поет - декламирует сам Вырыпаев: про мужеложество на русской перине, про всеобщую проституцию... Смешной и даже талантливый стеб, без попытки насмеяться, без желания глянуть со здоровой высоты в болезненные бездны.

А между тем мы имеем дело именно с бездной. С текстом, будто списанным с клинического эпикриза. Есть известный тест на шизофрению. Человека спрашивают: что общего между футбольным мячом и шариком для пинг-понга? Здоровый банально ответит: "Оба - круглые". А вот ответ: "Оба не тонут в воде" является поводом для врачебного беспокойства. Хотя для искусства куда интереснее именно такой ход мыслей. Но вопрос: где все же граница поводов для искусства, за которую переступать, скажем так, предосудительно?

"Бытие № 2" разыграно весьма одаренными и совершенно нормальными людьми. Более того, людьми исключительно толерантными, признающими, скажем, за инвалидами право участвовать в спортивных состязаниях. Но инвалид физический - это одно, а больной душевно - совсем другое. То, что в спектакле лихо выпевается в куплетах и легко отыгрывается на подмостках, - даже не повод ни для размышления над границами человеческой жизни, ни для сострадания к тем, кто пребывает в ином измерении. Это, по большому счету, всего лишь повод для игры с парадоксами, которые на самом деле таковыми не являются. По чести сказать, и художественному анализу все это не подлежит.

Театр. doc (в недрах которого создан этот спектакль) успел приучить нас к самоценности для сцены любого документа. А соображения типа "все мы безумны" столь же стерлись от частого употребления, как шекспировская фраза "весь мир - театр", упоминаемая Антониной Великановой в письме к Ивану Вырыпаеву. Однако вся соль в том, что авторы спектакля совершенно здоровы, а автор пьесы совершенно больна. И никакая даже самая демократичная игра не способна поменять их местами. Театр летает всего лишь над подмостками, в то время как автор - над бездной. Так что, извините, без комментариев.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;