Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7457) 16 - 22 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЗаписки из желтого дома"Бытие № 2" на фестивале NET Наталия КАМИНСКАЯ
Культовые фигуры Театра. doc Иван Вырыпаев и Виктор Рыжаков, снискавшие большой успех спектаклем "Кислород", выступили с новым проектом. В.Рыжаков и на этот раз остался режиссером, а И.Вырыпаев - не совсем драматургом, так как не он автор пьесы "Бытие № 2", он только слегка обработал ее и вставил в нее куплеты собственного сочинения. Пьеса же принадлежит Антонине Великановой. Спектакль начинается с того, что И.Вырыпаев честно сообщает зрителю: автор - пациентка психиатрической клиники, страдающая острой формой шизофрении. Пьесу Великанова послала лично Вырыпаеву, сопроводив ее внятным письмом, которое тут же зачитывается зрителям. Вообще-то, в сфере новой драмы сообщение о том, что автор страдает психическим недугом, не должно никого удивлять, ибо обилие аномальных тем и героев, а также невнятица содержания - едва ли не родовые признаки этой драматургии. Но на самом-то деле подобные пьесы пишут, как правило, люди исключительно здоровые и глубоко нормальные, просто интерес у них такой, предмет, так сказать, исследования. Однако в случае с "Бытием № 2", похоже, все настоящее. И автор подлинный, даже, по словам Вырыпаева, побывавший на премьере. Так что все "полеты", силлогизмы, многоэтажно тупиковые размышления о сути бытия - реальный плод сознания пациентки. Придуман пророк Иоанн - не тот, который ученик Христа, а тот, который "взял всю свою вину на себя". Есть жена Лота, согласно Библии превратившаяся в соляной столб. В пьесе эта жена Лота действует как реальная пациентка психиатрической больницы, и при желании эта парафраза может быть вполне ясно истолкована: и соляной столб, и душевный недуг есть формы бытия, иного, нежели обычное человеческое существование. Когда к финалу актеры ведрами сыплют на пол белый порошок, напоминающий соль, это не только жутко красиво, но вроде как с солью и ассоциируется. То есть с сутью сущего, с тем, в чем, как говорится, соль. А в чем она, бог ее знает. Героиня, которую весьма живо и обаятельно играет Светлана Иванова, постоянно спорит с героем, которого не менее выразительно и симпатично играет Александр Баргман. Этот персонаж, вообще-то, лечащий врач Антонины Великановой, Аркадий Ильич, по утверждению И.Вырыпаева, реально носящий это же имя. Их диспуты временами весьма забавны, и если кратко описать их суть (или соль), то ей все чудится некий смысл бытия, а он решительно никакого смысла не видит, да и само бытие отрицает. Мы не знаем, какие профессиональные приемы диалога с пациентами применяют психиатры. Да, в конце концов, если все это стало фактом театра, думать о реальных подоплеках не стоит. Лучше заметим, что сценки спектакля то и дело укладываются в мировой драматургический контекст. Вот героиня замечательно произносит нечто, напоминающее "Люди, львы, орлы и куропатки..." А вот возникает тема смерти, тлена, и на ум лезет Гамлет со своими дефинициями о круговороте червей в природе. Вот ярый диспут: идет он, собственно, на уровне "да - нет", но очень энергично и темпераментно, а повод спора, видимо, утрачен еще до начала сценического действия. Или вот поведение Аркадия Ильича: при всей размытости сущего оно напоминает анекдот, где сумасшедшим оказывается более врач, нежели пациент. Но есть в спектакле В.Рыжакова еще один важный компонент - комические куплеты. Они сочинены и исполняются Иваном Вырыпаевым на мотивы и как бы в тональности всего происходящего на сцене. Замечательно играет баянист Айдар Гайнуллин, весело и выразительно поет - декламирует сам Вырыпаев: про мужеложество на русской перине, про всеобщую проституцию... Смешной и даже талантливый стеб, без попытки насмеяться, без желания глянуть со здоровой высоты в болезненные бездны. А между тем мы имеем дело именно с бездной. С текстом, будто списанным с клинического эпикриза. Есть известный тест на шизофрению. Человека спрашивают: что общего между футбольным мячом и шариком для пинг-понга? Здоровый банально ответит: "Оба - круглые". А вот ответ: "Оба не тонут в воде" является поводом для врачебного беспокойства. Хотя для искусства куда интереснее именно такой ход мыслей. Но вопрос: где все же граница поводов для искусства, за которую переступать, скажем так, предосудительно? "Бытие № 2" разыграно весьма одаренными и совершенно нормальными людьми. Более того, людьми исключительно толерантными, признающими, скажем, за инвалидами право участвовать в спортивных состязаниях. Но инвалид физический - это одно, а больной душевно - совсем другое. То, что в спектакле лихо выпевается в куплетах и легко отыгрывается на подмостках, - даже не повод ни для размышления над границами человеческой жизни, ни для сострадания к тем, кто пребывает в ином измерении. Это, по большому счету, всего лишь повод для игры с парадоксами, которые на самом деле таковыми не являются. По чести сказать, и художественному анализу все это не подлежит. Театр. doc (в недрах которого создан этот спектакль) успел приучить нас к самоценности для сцены любого документа. А соображения типа "все мы безумны" столь же стерлись от частого употребления, как шекспировская фраза "весь мир - театр", упоминаемая Антониной Великановой в письме к Ивану Вырыпаеву. Однако вся соль в том, что авторы спектакля совершенно здоровы, а автор пьесы совершенно больна. И никакая даже самая демократичная игра не способна поменять их местами. Театр летает всего лишь над подмостками, в то время как автор - над бездной. Так что, извините, без комментариев. Также в рубрике:
|