Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7457) 16 - 22 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПерро не сочинит свою сказкуФранцузского проектировщика пытаются отстранить от строительства нового здания Мариинского театра АРХИТЕКТУРААнна МАРТОВИЦКАЯ
Победа, которую французский проектировщик Доминик Перро одержал полтора года назад в Международном архитектурном конкурсе на лучший проект нового здания Мариинского театра, вселила надежду в сердца всех, кто неравнодушен к будущему российского зодчества. Мол, наконец-то эпоха варения в собственном соку завершится, вслед за одной мировой "звездой" на российский рынок потянутся и другие и подадут отечественным архитекторам долгожданный пример смелости конструктивных и инженерных решений, умения увязывать творческие и коммерческие интересы. Высокопоставленные российские чиновники столь пламенные надежды, правда, не разделяли: Перро не раз чинились препятствия в согласовании проекта-победителя. Отправной точкой во взаимоотношениях заказчика и архитектора, как известно, является контракт, и в случае с Перро подписание этого документа затянулось более чем на полгода. В итоге контракт все-таки был подписан, и "болельщики" француза вздохнули с облегчением. Но, как говорится, рано радовались. 29 ноября этого года ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (ФГУ "СЗД"), объявила открытый конкурс (тендер) на разработку проектной документации для нового здания (второй сцены) Государственного академического Мариинского театра. Фактически речь идет о выборе генерального проектировщика, а проще говоря, об отстранении Доминика Перро от руководства процессом проектирования. Напомним, что сам конкурс был объявлен 14 января 2003 года. Новое здание Мариинского театра должно занимать квартал бывшего Литовского рынка. На месте подлежащих сносу домов на площади около 13 тысяч квадратных метров должен появиться объем общей площадью 39 000 квадратных метров с залом на 2000 зрителей, репетиционными залами, мастерскими, гримерными. По всему выходило, что театральная махина со множеством помещений требует гигантского здания, которое непременно вступит в конфликт с окружением, так что основные усилия архитекторов были направлены на то, чтобы облегчить объем, придать ему человеческий масштаб. Победителем из этого состязания вышел Доминик Перро, один из ведущих архитекторов мира, президент Французского института архитектуры, кавалер ордена Почетного легиона. Во всех проектах Перро использует свой любимый материал - металлическую сетку, технология производства которой известна немногим посвященным. Мариинский-II не стал исключением. Для города на Неве архитектор придумал необычный объем, накрытый золотистой вуалью - огромным куполом. При всей внешней экстравагантности проекта и кажущемся несоответствии строгому Петербургу, многочисленные эксперты признали замысел Перро наиболее корректным по отношению к городу и гибким в смысле реализации: его образная идея выживает и при уменьшении площадей, и при изменении внутренней театральной технологии. По словам бывшего главного архитектора Санкт-Петербурга Олега Харченко (входившего в состав жюри конкурса), в проекте Перро покорял принципиальный отказ от типологически традиционного театра как монументального сооружения. Своим театром архитектор не перекрывает панораму Крюкова канала, делая один мост, соединяющий новый и старый театры, телескопическим, а другой и вовсе подземным. Но споры вокруг новаторского архитектурного решения, предложенного французом, не утихали. Наибольшие нарекания вызывала, как нетрудно догадаться, золотая "вуаль". Продолговатый многоугольник неправильной формы, по словам самого архитектора, играет роль платья, укрывающего здание от питерской непогоды. Но как раз непогода, бесконечные дожди и снега, рождали определенные опасения о том, что эксплуатация замысловатой кровли обойдется городу слишком дорого. Сам Перро на этот вопрос очень быстро устал отвечать и обычно ограничивался словами о том, что структура может быть создана из самых разных материалов - например, из стеклопакетов, внутри которых циркулирует - в зависимости от внешней температуры - либо холодный воздух, либо теплый. Еще более странным проектировщику казался вопрос о целесообразности в Петербурге подобного сооружения. Казалось бы, город, некогда построенный иностранцами и стремящийся вновь войти в число архитектурных столиц Европы, вряд ли должен так долго и мучительно размышлять о том, стоит ли пускать на свои строительные площадки западных "звезд"! Но чиновники придерживались иного мнения. О "золотой шапочке" Перро с разной степенью скепсиса и негатива высказывались руководители различных уровней. Так, на церемонии подписания контракта губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила: "То, что вы видите, - еще далеко не окончательный вариант, мы будем просить архитектора сделать проект гармоничной составляющей той части города, где расположено историческое здание театра". Директор ФГУ "СЗД" Андрей Кружилин был более конкретен. Не так давно он заявил журналистам, что "дело архитектора - рисовать картинки". Мол, Перро свои картинки уже нарисовал (в соответствии с контрактом, он сдал заказчику готовый предпроект 15 декабря), и теперь их можно передать российским специалистам, которые справятся со сложной задачей дальнейшего проектирования "лучше иностранцев". Уж не знаю, насколько "лучше иностранцев" мы можем реализовать проект модного и в самом лучшем смысле этого слова продвинутого архитектора, но то, что мы ведем дела очень по-своему, - это точно. Фирменный российский стиль - затягивание процесса и томительные умалчивания - в истории с Домиником Перро проявился во всей своей красе. Например, ФГУ "СЗД" до сих пор не представила французу так называемые ТУ ГО и ЧС - то есть технические условия по противопожарной защите и безопасной эксплуатации здания, - которые должны были быть предоставлены Перро в день подписания контракта. Недоумевающий Доминик Перро на свой страх и риск сделал предпроект, руководствуясь европейскими нормами (вот и еще одно основание для отрицательного заключения Госэкспертизы), после чего все-таки направил руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому уведомление о задержке с предоставлением ему важнейшего элемента исходных данных. Официальная позиция ФГУ "СЗД" сводится к тому, что ее руководство боится повторения трагедии в аквапарке "Трансвааль", который строил иностранный подрядчик (турецкая строительная компания). При этом, правда, почему-то умалчивается о том, что проектирование вели исключительно российские специалисты. Теперь же, когда объявлен новый открытый конкурс, ФГУ "СЗД", наоборот, объясняет свои действия тем, что, согласно российскому законодательству, проектные работы должны вестись исключительно российскими специалистами. При этом старательно игнорируется факт, что такие требования российского законодательства уже учтены в подписанном с Перро контрактом. В частности, в главе "Консультанты, субподрядчики и персонал" этого документа можно прочитать: "Архитектор наймет российские проектные организации, имеющие соответствующие лицензии, в качестве субподрядчиков для выполнения любых работ и оказания услуг, которые по российскому законодательству должны выполняться и оказываться исключительно российскими проектными организациями либо проектными организациями, имеющими соответствующие лицензии". И нужно отметить, что Перро действовал в строгом соответствии с этим пунктом. На стадии "предпроект" его субподрядчиками были такие авторитетные организации, как "Сетек Батиман" (крупная французская фирма, занимающаяся инженерными системами и имеющая офис в Москве и все необходимые российские лицензии), "Геореконструкция Фундаментпроект" и лучшие в мире акустики - японцы "NAGATA Acoustic", выбранные лично Валерием Гергиевым. Самое удивительное в этой истории, что теперь г-н Кружилин отказывается от каких-либо официальных комментариев по поводу строительства нового здания Мариинского театра и время от времени даже заявляет, что никакого конкурса ФГУ "СЗД" не объявляла. Однако официальное сообщение о проведении конкурса размещено на сайте информационной системы "Конкурсные торги", и вот уже две недели его никто оттуда не снимает. Вызывает вопросы и заявление г-на Кружилина о том, что архитектор Перро "просто физически не сможет контролировать весь процесс, поскольку живет в Париже". Оказывается, архитектура напрямую зависит от прописки и того, где расположена квартира проектировщика! А то обстоятельство, что современной Европе известны примеры, когда при строительстве театральных и зрелищных зданий под началом архитектора работало до 50 субподрядчиков - специалистов различного профиля (инженеры, конструкторы, акустики, театральные технологи и т. д.), для директора ФГУ "СЗД", конечно, никакой роли не играет. Но зачем ходить вокруг до около? Если уж прозвучало слово "контролировать", то и истинные намерения чиновников, можно считать, тоже обнародованы. Это не Перро не сможет контролировать процесс строительства, а российская сторона не получит доступа к его финансированию. Во всем мире принято, что именно Архитектор является главным гарантом качества архитектурного произведения и соответствия изначального замысла его воплощению в жизнь. Эта миссия приобретает особый смысл, когда речь идет об уникальных, знаковых объектах. Новое здание Мариинского театра - именно такой объект. И, собственно, именно такая задача была поставлена перед участниками международного конкурса: Мариинка приглашала звезд мировой величины к созданию архитектурного произведения, а не заурядной театральной коробки. Но одно дело - хотеть как лучше, а другое - не допустить, чтобы было как всегда. Также в рубрике:
|