Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7457) 16 - 22 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Убийство в кукольном доме

"Нора" Театра Шаубюне на фестивале NET

ТЕАТР

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


А.Тисмер - Нора и Й.Хартманн - Хельмер в сцене из спектакля

Томас Остермайер,тридцатишестилетний немецкий режиссер, стал, пожалуй, главной фигурой нынешнего фестиваля. Его "Нора" производит весьма сильное и цельное впечатление, чего не скажешь о других спектаклях-участниках при всех их особенностях и достоинствах. Знаменитая ибсеновская пьеса сопряжена с сегодняшним днем столь убедительно, что даже у строгих ревнителей классических канонов вольности Остермайера не должны вызывать сопротивления. А вольности, разумеется, есть. Начнем с конца. Нора не просто покидает "кукольный дом", но предварительно выпускает в своего мужа обойму пуль из пистолета. Однако не только кровавая развязка, а и многочисленные купюры в тексте, и сегодняшние время и место действия - свидетельства, казалось бы, непослушного поведения режиссера по отношению к автору. Но это только "казалось бы". На самом деле одна из самых лучших и желанных для театра пьес мирового классического репертуара весьма опасна ныне своей устаревшей социальной проблематикой. Право, кому теперь нужна история женщины, разорвавшей вековые путы общественной несвободы и сделавшей первый шаг к эмансипации? Казалось бы, впору, наоборот, возвращать женщин в лоно их природного предназначения. Кроме того, драматургический текстовой оригинал полон длинных цветистых периодов, фразы строятся в витиеватых формах эпохи декаданса, насыщены неоромантическими образами и ритмами. Эту особенность уловил однажды российский режиссер Михаил Бычков и построил на ней весьма интересный и ироничный спектакль. Игрушечные, фальшивые отношения Норы и Хельмера он выстроил в стиле шикарного немого кинематографа, где уместны и пышные фразы, и костюмированная жизнь. Но как только зрителю открывалась подлинная драма героини, прием отбрасывался, и персонажи открывали свои истинные лица.

Остермайер решает иначе. Его суперсовременная "Нора" на самом деле совершенно не ломает ибсеновской структуры пьесы. Но спрессовывается темпоритм, "экшн" высвобождается из словесных пут, и возникает история сегодняшней респектабельной семьи. Что при этом выпадает из ибсеновского замысла? Да, по большому счету, ничего. Даже социальный пафос пьесы нисколько не стушевывается. Но поворачивается к нам иными гранями, подобно декорациям Яна Паппельбаума, этому образчику дорогого пентхауса, который вертится на поворотном круге. Обыкновенное чудо современного дизайна, безликое и стерильно чистое, с резко хлопающими дверями- купе, с приглушенным теплом многочисленных светильников и с огромным аквариумом. Живые молчаливые рыбы, обитающие за стеклом, - обманчивая примета интерьера. Красивые, спокойные и бессмысленные, они в какой-то момент становятся метафорой жизни в тихой заводи, и понимаешь, как дизайн, будучи в руках художника, оборачивается образом, а следовательно, предметом подлинной сценографии. Большая коробка кукольного дома, меняя ракурсы, несколько раз поворачивается к зрителю тылом, и холодная железная дверь уже предвещает уход.

Актеры играют резко, психологически точно. В неумолимой логике действия есть нечто от немецкого экспрессионизма с его внятно прочерченной геометрией. В доме директора акционерного банка Торвальда Хельмера проистекает узнаваемая гламурная жизнь: с пакетами подарков из модных бутиков, с уютной темнокожей горничной, с детишками, будто сошедшими с обложки глянцевого журнала. Хельмер - Й.Хартманн делает снимки цифровым аппаратом, Нора - А.Тисмер разливает в бокалы свежевыжатый сок: белоснежная юбочка, замшевые сапожки, небрежно заколотый хвостик... Классно налаженный, продвинутый быт может быть сдобрен мелкими щепотками дозволенного безумства. Карнавальный костюм Норы - прикид брутальной девчонки из блокбастера. И когда героиня появляется слегка "окровавленной", что, несомненно, жутко нравится банковскому яппи Хельмеру, на миг пронзает предчувствие нехорошего конца. Ибсеновский семейный "скелет в шкафу" в спектакле Остермайера обретает острый привкус пороков XXI столетия. Тут уже не кокаин, и не случайный жеманный флирт, и не романтический стилет за пазухой. Мать упоенно играет с детьми в игрушечные стрелялки, размахивает светящимся пластмассовым "мечом горца", чтобы к финалу зажать в вытянутых руках настоящий пистолет и разрядить его в ничтожную фигуру мужа. Доктор Ранк - Л.Эдингер, молодой импозантный мужчина, явно не поражен злокачественной опухолью, а заражен ВИЧ-инфекцией. Он любит Нору нескрываемо и негалантно, он ее попросту щупает и целует взасос.

"Рыбий" мир комфорта и достатка его обитатели приправляют псевдоострыми ощущениями, почерпнутыми, скорее всего, из домашних видеопросмотров. А между тем пружина подлинной драмы вот-вот будет отпущена на волю. Драма же была и остается вечной: женская способность любить и жертвовать сталкивается с мужским малодушием и эгоизмом, за респектабельным фасадом обнаруживается никчемное, искусственное нутро.

О работе артистов хочется сказать особо. С учетом грубости и откровенности, свойственных немецкому театру, нельзя не поразиться их абсолютной психологической органике, помноженной на безупречную технику. Перед нами не тяжкий труд, а мастерская, профессиональная работа, притом окрашенная человечностью.

Спектакль Томаса Остермайера, конечно, есть современная интерпретация классики. Но - без радикализма. Скорее с тем, что можно назвать истрепанным, за неимением другого, но весьма точным словосочетанием "живая традиция".

Также в рубрике:

ТЕАТР

КИНО

МУЗЫКА

КОНЦЕРТ

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;