Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 50 (7458) 23 - 29 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Другие берега Анастасии Вертинской

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


А.Вертинская в сцене из спектакля "Имаго"

Анастасия Вертинская вновь появилась на театральной сцене в прошлом сезоне после пятнадцатилетней паузы. В пьесе М.Курочкина "Имаго" по мотивам "Пигмалиона" Б.Шоу она сыграла Элизу Дулиттл. Вернее, модификацию Элизы, потому что само "Имаго" - некий парафраз знаменитой пьесы, бессмысленный и беспощадный. О спектакле Нины Чусовой тогда писали много разного. И лишь в одном сошлись бесспорно: Вертинская была потрясающа! Молода, очаровательна, технически безупречна и отчаянно смела. Пятнадцать лет паузы, после чеховских, мольеровских и шекспировских женщин во МХАТе и Современнике, актриса прервала, в сущности, авантюрой, лихим антрепризным предприятием. Однако она сумела и украсить его, и заявить о собственном совершенно неисчерпанном артистизме. Ее знаменитые коллеги-мужчины, не скупясь на комплименты, дружно употребляют один и тот же эпитет: "мужественная". И это - в адрес едва ли не самой женственной актрисы и нашего кинематографа, и нашего театра. Однако приглядитесь - не таким уж он, этот эпитет, покажется неожиданным. Аристократическая хрупкость Вертинской, совершенная, чуть приправленная восточной специей красота никогда не служили у актрисы предметом эксплуатации. Ее игра во все времена, начиная с Ассоль (ей было во время съемок "Алых парусов" всего 15 лет) и вплоть до Эльмиры во мхатовском "Тартюфе" режиссера Анатолия Эфроса, являлась уникальным сплавом природной естественности и врожденного чувства стиля. Тут, конечно, порода, унаследованная от родителей: "русского Пьеро" Александра Вертинского и грузинской княжны Лидии Циргвава. Ген, обусловивший не только внешние черты, но и некий особый духовный строй: с грустным флером эмигрантского Парижа, с изыском декаданса, с южной непокорностью характера, с природным знанием цены самой себе. В советском кинематографе такая актриса, конечно же, предназначалась на роли "иностранок". К таковым можно с равной степенью справедливости отнести и Гуттиере из "Человека-амфибии" и Офелию из "Гамлета". Разумеется, не по художественной значимости материала, а по загадочному очарованию облика. Советские девочки воспринимали Вертинскую не иначе как принцессу. Между тем комедия давалась Вертинской столь же точно и легко, как драма, сказка и даже трагедия. В спектакле англичанина Питера Джеймса "Двенадцатая ночь", шедшем в Современнике, она играла Оливию очень смешно. Но в компании своих блестящих и не менее смешных коллег она выделялась необыкновенной воздушной легкостью, грацией растерянного хрупкого существа. Вертинская как никто умеет сыграть жеманство, ни секунды при этом не жеманничая, лень и негу аристократки - не изображая, не "водевильничая", а только лишь свободно купаясь в том, что дано ей природой. Таковы и мольеровская Эльмира, и Мона в телефильме М.Козакова "Безымянная звезда", и даже Елена Андреевна в "Дяде Ване" О.Ефремова. В 80-е годы она покидает ефремовский МХАТ. Вместе с ней из театра уходит особый тип героини, где несоветский, небудничный шарм сочетался с вполне очевидной рефлексией отечественной интеллигенции. Вертинская дает актерские уроки в Оксфорде, в швейцарской киношколе, во французской Чеховской школе, играет в Комеди Франсез. На родине снимается в роли булгаковской героини в картине Ю.Кары "Мастер и Маргарита". Занимается наследием отца. Создает спектакль "Мираж, или Дорога русского Пьеро", где примеривает на себя отцовский облик. Тут вспоминается еще одно ее мужское преображение: Ариэль и Просперо в замечательной эфросовской "Буре", игравшейся в 80-е годы в залах Пушкинского музея. Вертинская создает Благотворительный фонд русских актеров, пишет мемуары и сценарии. Ее упрямый бойкот сегодняшним формам актерского воплощения пока лишь однажды был нарушен дерзким выходом в "Имаго". Но пришпилить Вертинскую, подобно ее героине на этой фотографии, пока не удается ни одному из режиссеров.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

ФЕСТИВАЛИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;