Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7458) 23 - 29 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраРусский МюнхенВыставка в Третьяковской галерее Евграф КОНЧИН
Если понятие "Русский Париж", даже "Русский Берлин" вызывает в нашей памяти много имен, названий, размышлений и ассоциаций, то "Русский Мюнхен", вероятно, многих приведет в недоумение. Но когда в первом же зале выставки "Русский Мюнхен", которая открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, видишь знаменитые картины И.Репина, В.Серова, И.Левитана, М.Нестерова, Н.Ярошенко, Н.Дубовского, то понимаешь: "Русский Мюнхен" - это весьма значительное, важное и беспрецедентное явление в истории русского изобразительного искусства. Представлено около ста живописных и графических произведений русских художников, так или иначе связанных во второй половине XIX - начале XX века с Мюнхеном. Они получены из самой Третьяковки, Русского музея, из Омского музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, городской мюнхенской галереи Ленбаххауз, частных коллекций. Некоторые картины и графические листы показаны в Москве впервые. Другие выставлялись настолько редко, что выглядят открытиями.
Первые русские художники приезжают в Мюнхен осмотреть знаменитую Пинакотеку, получить уроки в студиях и мастерских немецких художников, поработать. Здесь, например, писал свою "Туркестанскую серию" В.Верещагин. Постоянные художественные связи между Россией и столицей Баварии устанавливаются в последней четверти XIX столетия. И были они весьма разнообразны. Особый раздел экспозиции посвящен участию русских художников в выставочной жизни Мюнхена. И.Крамской, И.Шишкин, И.Репин, С.Виноградов, С.Жуковский, И.Грабарь, Ф.Малявин и многие другие принимали участие в мюнхенских международных выставках, получали на них награды и призы. А В.Серов и И.Левитан даже вступили в знаменитый Сецессион, основанный в 1892 году и ставший колыбелью немецкого модерна. В 1896 году здесь демонстрировалась "Девочка с персиками" В.Серова, а тремя годами позже - его же "Октябрь. Домотканово". Левитан показывал в Мюнхене картину "Над вечным покоем". В начале XX века в городе устраивались персональные выставки В.Борисова-Мусатова и Н.Рериха. И вообще работы русских художников в то время пользовались большой популярностью, они получали призы и награды, репродуцировались на открытках и календарях. Чрезвычайно важная тема - обучение русских художников в мюнхенских школах и студиях. Здесь начинающие живописцы получали прекрасную профессиональную выучку, познавали современные направления мирового художественного процесса, здесь зарождались многие модернистские и авангардистские течения. Наиболее известной была школа Шимона Холлоши. У него учились О.Браз, Н.Удальцова. Большой популярностью пользовалась студия Антона Ашбе, в которой обучались Д.Кардовский, И.Грабарь, К.Петров-Водкин, Д.Бурлюк. Здесь же получили образование М.Веревкина, А.Явленский и В.Кандинский, с именами которых связано не только зарождение русского модерна, но и кульминация русско-немецких художественных связей. По инициативе В.Кандинского в Мюнхене появляются творческие группы, в которые входят и русские, и немецкие художники. Это "Фаланга", "Новое художественное мюнхенское объединение" и, конечно, самая известная и значительная - "Синий всадник" (1911 год). Это объединение стало знаковым, символическим для целого направления, лидерами которого были В.Кандинский и А.Явленский. На выставке творчество этих художников показано ярко, многообразно и необычно, по существу, оно стало кульминацией всей экспозиции. Деятельность "Синего всадника" оборвалась в 1914 году с началом Первой мировой войны. Тогда же прекратились все русско-немецкие культурные связи. Позже они возобновились, но уже в Берлине. Лишь в 1924 году в Мюнхене состоялась презентация книги "Слово о полку Игореве" с оригинальными стилизованными иллюстрациями Н.Гончаровой. Они представлены в экспозиции. Мюнхен и его значение для русского изобразительного искусства как бы забылись, а ныне - почти через сто лет - стали совершенно неожиданным открытием для широкой публики. Эта уникальная экспозиция достойно завершила Год Германии в России. Также в рубрике:
|