Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7458) 23 - 29 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноСоревнуясь с французами"Фестиваль немецкого кино" в двух столицах Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Вот уже третий год подряд вслед за фестивалем "Французское кино сегодня" в Москве с 9 по 13 декабря (и почти параллельно в Санкт-Петербурге) прошел организованный Посольством ФРГ "Фестиваль немецкого кино". Германия всегда уступала Франции и по количеству снятых фильмов - по их суммарной, если можно так выразиться, художественной значимости, и по числу больших мастеров, хотя, конечно, и там создавались шедевры и были (и есть!) режиссеры с мировым именем. Но всегда, конечно, хотелось подтянуться в этом негласном соревновании, добиться, в частности, чтобы и немецкие фильмы смотрели в России. С этой целью и был задуман фестиваль в Москве. Но если для французов главной была рекламно-информационная цель - способствовать продвижению уже купленных для показа в России фильмов, то немцы ставили перед собой прежде всего культурно-просветительские задачи, надеясь, впрочем, как-то заинтересовать российских дистрибьюторов и телеканалы. И это не только политика, но и вынужденная мера: если из двух сотен созданных во Франции в этом году фильмов более трети будет показано в России, то из 80 немецких фильмов нами куплено всего лишь шесть. Такой подход сделал немецкий фестиваль привлекательным для зрителей. Если французские фильмы уже вышли или вот-вот выйдут в прокат, то немецкие, за редким исключением, мы, скорее всего, не увидим. Так что грешно было не воспользоваться столь уникальной возможностью. При довольно высокой стоимости билетов просторный зал Центрального дома предпринимателя почти на каждом сеансе был заполнен. В программу, помимо современных картин, вошла и классика - специально к фестивалю отреставрированный немой фильм Ханса Шварца "Ложь Нины Петровны" (1929), который демонстрировался с живым музыкальным сопровождением. Вниманию зрителей, помимо 12 полнометражных лент, было представлено 12 короткометражных. Если на французский фестиваль фильмы подбирали российские дистрибьюторы, чуть было не переругавшиеся между собой (каждый хотел показать побольше и в более выгодное время - на открытии или закрытии), то немецкую программу составляли эксперты из России - Алексей Медведев и Стас Тыркин. Организаторы фестиваля посчитали, что им лучше знать, какие фильмы из представленного списка более интересны российскому зрителю. В результате для такой откровенной коммерческой халтуры, как, например, французские "Профессионалы", на немецком фестивале места не нашлось. Наши эксперты опытным немецким мастерам предпочли молодежь. Правда, здесь есть одно исключение - полнометражный мультфильм "Тиль Уленшпигель", который поставил знаменитый продюсер Эберхард Юнкерсдорф. И тому есть объяснение: "Тиль" номинировался на "Оскара" в категории "Лучший анимационный фильм". В фестивальную программу включены две полнометражные документальные ленты: "Центр Европы" Станислава Мухи и "Призванные сценой" Андреса Вайеля. Первая из них традиционна и без всяких претензий решает культурно-просветительские задачи: съемочная группа отправилась в путешествие по Центральной Европе, веселое и трагикомичное одновременно, в поисках "истинного" центра континента. А вот вторая оригинальна по замыслу, интересна по исполнению и гораздо более глубока по содержанию. Андрес Вайель при поддержке телевидения и Национального фонда развития кинематографии задумал уникальный эксперимент: проследить личностное и творческое становление четверых молодых людей с момента поступления в самую престижную в Германии школу актерского мастерства до первых шагов в профессиональной карьере. Из 200 отсмотренных абитуриентов (всего их было около тысячи) было выбрано 20 человек, из них 9 стали студентами. Из этой девятки режиссер отобрал двух девушек и парня, добавив к ним еще одну девушку, Штефани, которая не поступила. И вот в течение семи лет камера наблюдала за ними на занятиях и в быту, фиксировала их размышления о жизни, о себе и профессии, которую они осваивают. Из 250 часов отснятого материала Андрес Вайель смонтировал 104-минутный фильм, который участвовал в четырех десятках фестивалей, отмечен многими призами, в том числе призом зрительских симпатий на Берлинском фестивале, был 25 недель в театральном прокате в Германии, закуплен во многие страны (увы, не в Россию!) и в значительной мере "отбил" свой большой (по меркам документального кино) бюджет в 800 тысяч долларов. На открытии организаторы фестиваля решили показать один из купленных нами фильмов - "Воспитатели". Был соблазн отдать предпочтение невероятно успешной в коммерческом плане комедии Свена Унтервальта "Семь гномов" (у нас ее будет прокатывать компания "Партнер Видео Фильм"), но затем все-таки остановились на "серьезном" кино. "Воспитатели" Ханса Вайнгартнера примечательны уже тем, что это первый немецкий фильм, отобранный после долгого перерыва в основной конкурс Каннского фестиваля. Ханс Вайнгартнер рассказал о том, что ему хорошо знакомо, - о юношеском бунтарстве. Давние друзья Ян и Петер называют себя воспитателями. В отсутствие хозяев они забираются в роскошные виллы, ничего не воруя, ставят там все с ног на голову. Богачи, по их замыслу, должны понять, что дни их купания в роскоши сочтены. Однажды некстати вернулся хозяин виллы - пришлось его взять в заложники и увезти в горы. Не зная, что делать, бунтари ведут с ним долгие разговоры. А он в 1968 году активно участвовал в студенческом движении, жил в коммуне. Фильм получился вполне зрительским - был продан в 43 страны, а в самой Германии его посмотрели более 600 тысяч человек. Музыкальная трагикомедия "Шульце играет блюз", отмеченная наградами в Венеции и Стокгольме, - самое что ни на есть авторское кино. Режиссер и автор сценария Михаель Шорр рассказывает историю добродушного и молчаливого толстяка (Хорст Краузе), который всю жизнь провел в провинциальном городке, чередуя работу на шахте с пивной, игрой на аккордеоне и рыбалкой. Однажды привычный порядок вещей был грубо нарушен: Шульце и двух его приятелей выпроводили на пенсию. Шульце чувствует себя выброшенным из жизни, но все круто меняется с поездкой на музыкальный фестиваль в далекую Луизиану. К артхаусной продукции можно отнести и фильм Оскара Релера "Агнес и его братья". Это три истории из жизни колоритных братьев, один из которых, несколько лет назад влюбившись в знаменитого негра, сделал операцию и стал женщиной. К сожалению, пока еще не заинтересовала наши телеканалы, и в частности "Культуру", психологическая драма Андреаса Кляйнерта "Мой отец", где речь идет о взаимоотношениях сына и его неизлечимо больного отца. Премию "Эмми" (телевизионный аналог "Оскара"), как известно, просто так не присуждают. К временам фашизма возвращает зрителей фильм "Напола" об элитной национал-политической школе в 1942 году. А современную немецкую молодежь, как уверяет своим фильмом "Летний шторм" Марко Кройцпайнтнер, волнуют проблемы однополой любви. В основе сюжета лежит неразрешимый любовный четырехугольник. О каких-либо художественных достоинствах картины говорить не приходится - это откровенно коммерческое кино. То же самое можно сказать и о триллере Меннана Япо "Без звука", где речь идет о любви "одинокого волка" - суперкиллера и молодой женщины, которая чуть было не стала его жертвой. Также в рубрике:
|