Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 50 (7458) 23 - 29 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрБрудершафт с Чеховым"Чайка" Арпада Шиллинга и спектакли АХЕ на Фестивале NET Ирина АЛПАТОВА
В Новом европейском театре молодой венгерский режиссер Арпад Шиллинг - фигура достаточно известная. В отличие от своих российских коллег, принципиально не желающих вести собственное театральное дело, основал в Будапеште свой театр "Кретакор", где и экспериментирует от души. Знаком фестивальной публике разных стран, увенчан лаврами как "самый многообещающий" молодой режиссер Венгрии. Ставил Лорку, Брехта, Бюхнера, Чехова. "Чайка" и залетела в Москву, где подобные ей птицы давно сбились в стаю, включая залетных особей. Судя по "Чайке", проблемы и идеи у Шиллинга те же, что и у его коллег по Новому европейскому театру, в том числе и отечественному. Стремление бежать со всех ног от театра традиционного, читай - рутинного. И напряженка с "новой драмой", которая не отягощала бы этот бег. У венгров, видимо, нет в наличии своих братьев Пресняковых, способных талантливо перелицевать любой классический сюжет на современный лад. Приходится браться за вечного Чехова, поневоле становясь в позу Кости Треплева, который, как известно, так и не найдя "новых форм", в итоге застрелился. На "Чайке" Шиллинга впервые довелось усомниться в пресловутой вышеупомянутой "вечности" Чехова, что отнюдь не умаляет его заслуг как классика прежней "новой драмы". Но механически ставить его в ряд "наших современников" опасно, драматург сопротивляется, потому что куда более силен и профессионален, даром что доктор. Дело не в рваных джинсах и синтепоновых куртках, в которых нам являются актеры. "Джинсовая симфония" современного театра звучит уже не одно десятилетие и успела стать общим местом. Дело в том, что интонации, фразы, порывы его героев порой не укладываются в прокрустово ложе нынешних ритмов, стандартов, реалий, мироощущения, наконец. Без оглядки на режим реального чеховского времени существовать на сцене не получается, хоть плачь. Шиллинг поступает по-детски радикально - лишнее (на его взгляд) отбрасывает, нужное приписывает, исходя из сиюминутной ситуации. Мелочи, конечно: кто сегодня в Венгрии разберет, что такое "действительный статский советник", так сделаем Сорина "советником по культуре", даром что он всю жизнь прожил в деревне. Заменим красивое слово "богема" на актуальное "бардак", а ностальгическое "декадентство" на понятную "альтернативность". Поменяем рубли на форинты, а возраст персонажей подтянем к прожитым годам конкретных артистов. Правда, кажется, высший режиссерский пилотаж - остаться современным и без этих смехотворных подмен. Ну да бог с ними. Вожделенное единение актеров и публики, их "атмосферное" сотворчество понимаются Шиллингом не менее буквально. Актеры внедряются в зрительские ряды, присаживаются на такие же стулья, Тригорин (Тило Вернер) просит ручку, чтобы записать адрес, зрителей вежливо сгоняют с насиженных мест, дабы устроить лежанку для Сорина (Йожеф Дябронка) и т.д. Кстати, из истории театра помнится, что великие реформаторы минувшего столетия, познав прелести камерного пространства, переболели его соблазнами и четко уяснили: для достижения нужного эффекта зрителей вовсе не обязательно дергать за косички или подносить им водку. Но Шиллинг предпочитает изобрести велосипед сам. Имеет право. "Вот ты стоишь - это театр". Замечательная фразочка, брошенная Треплевым (Жолт Надь) Сорину и придуманная опять же Шиллингом, может стать ключевой в конструкции этого действа. Она логично завершает на сей раз чеховско-треплевский пассаж о том, что не надо декораций, костюмов, ничего не надо. Треплев - Надь при этом обводит рукой тесное пространство зала Центра имени Мейерхольда, тем самым декларируя: мы можем играть где угодно. В зале, в комнате, в саду, в пустыне, хоть на космическом корабле в состоянии невесомости. Впрочем, слово "играть" тоже предательски двоится. Играть кого? Чеховских персонажей, пусть и перемолотых машиной времени? Тут стоит честно признаться: молодые и не очень актеры "Кретакора" это не вытягивают. И оговориться: подобная задача, вероятно, перед ними и не ставилась. Тогда самих себя в предлагаемых обстоятельствах? Но тут, как на грех, мешают чеховский текст и его же ситуации. В результате получается нечто среднее вроде уже не раз описанного сидения между двух стульев. Хотя Шиллинг, режиссер, безусловно, ищущий, слышит иные ритмы и временами удачно аранжирует чеховские мелодии. Нина (Аннамария Ланг), грубовато и монотонно "выплевывая" всех этих "львов, орлов и куропаток", марширует по комнате, сшибая все на своем пути, после чего исчезает где-то в недрах мейерхольдовского центра, продолжая издалека голосить. А прочие персонажи покорно бредут вслед, провоцируя к тому же и зрителей. Треплев упаковывает пух и перья в пластиковый пакет из супермаркета, швыряя его к ногам Нины вместо убиенной чайки. Хлипкий Тригорин, задыхаясь от вожделения, неуклюже заваливает готовую на все Нину прямо на пол, чуть-чуть не успевая довершить начатое. Упасть на пол ей доведется еще раз - теперь уже от грубого толчка обиженного Кости. Какой-нибудь дотошный театровед, впрочем, может задаться сакраментальным вопросом: "А про что, собственно, все это?" Но любая трактовка для Шиллинга - понятие из области презренной рутины. Некая интерпретация отсутствует здесь по абсолютно программным соображениям. Что же остается? Сюжет для небольшого рассказа о новом венгерском театре (рассказ, кстати, затянулся на три с лишним часа). Сюжет абсолютно не трагический, так что и стреляться незачем. Треплев этого и не делает, а обозначает финал тем, что топчет ногами старенькую скрипку, на которой он некогда аккомпанировал монологу Нины. За это ему вежливо поаплодировали остальные участники спектакля, забравшиеся на галерею. Публика тоже хотела было включиться в этот заключительный ритуал, да оказалось, что хлопать некому. Поклоны отменили. Зато потом актеры, сбившись в кучку в коридоре, долго провожали глазами зрителей, торопящихся в гардероб. Также в рубрике:
|