Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7465) 10 - 16 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Времен Очакова и покоренья Крыма

Новая экспозиция Государственного Исторического музея

Лариса РОМАНОВСКАЯ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Новая экспозиция "Россия, XVIII век" открылась на днях в залах Государственного Исторического музея.

По словам организаторов, все экспонаты взяты из фондов ГИМа. Долгие годы эти редкости занимали свое место в отделах оружия, ткани, драгоценных металлов. Теперь они объединены в выставку, охватывающую один из самых интересных периодов российской истории - XVIII век - время Петровских реформ, дворцовых переворотов и крестьянских бунтов.

Экспонаты предстают перед посетителями в хронологическом порядке. Первый выставочный зал вместил в себя предметы, связанные с личностью Петра I, чье царствование пришлось на начало XVIII века; последний, седьмой, посвящен эпохе правления Павла I, взошедшего на престол в 1796 году и погибшего в результате заговора в 1801 году.

Центральное место в "петровском" зале занимает огромный черный возок с чудом сохранившимися слюдяными окошками - царский экипаж. Прямо за ним виден большой портрет Петра, созданный неизвестным живописцем еще при жизни императора. Рядом темнеют посмертная маска и отпечаток ладони правителя - копии настоящих слепков, хранящихся в Петергофе. В стеклянных витринах расположены камзолы и мундиры того времени, настоящий печатный станок и оттиски узорных печатей.

Следующий зал посвящен дамам, сделавшим XVIII столетие "галантным веком", - Анне Иоанновне, Анне Леопольдовне, Елизавете Петровне. Узорчатые маскарадные сани, украшенные черно-белым узором и звериной маской, огромные трубы, звучавшие во время дворцовых увеселений, хрупкие веера и детали изящных дамских туалетов - безмолвные свидетели первых "европейских" забав в Северной столице.

В соседнем помещении та же эпоха представлена совсем с другой стороны: здесь собраны предметы, принадлежавшие некогда крестьянским и купеческим семьям. Один из самых интересных экспонатов - сборник народных песен и заговоров, который на протяжении долгих лет передавался из поколения в поколение в семье купцов Масягиных. Толстая рукописная книжка, в которую разными почерками вписаны пронумерованные тексты, украшена не только старательными узорами и красно-черными рисунками, но и множеством свечных пятен, отпечатков, пометок. Здесь же разместились всевозможные кувшины, туески, праздничные головные уборы и самодельная кукла-боярышня, наряженная в пожелтевшие от времени кружева.

Екатерининская эпоха с ее казусами и парадоксами предстает перед посетителем в следующем зале. В одних витринах - клавесин, арфа, тончайший французский веер, точные приборы - солнечные часы, астролябия, "труба зрительская", манекен из Академии художеств, в других - фрагмент темной клети, в которой в Москву доставили Емельяна Пугачева. А в следующем витраже - один из чудом сохранившихся экземпляров самого первого издания "Путешествия из Петербурга в Москву". Этот тираж Радищев уничтожил собственноручно.

О сражениях и войнах, на которые не скупился XVIII век, напоминают предметы из следующего зала. В центре зала - огромная модель парусника с шестьюдесятью пушками. В витринах - кремневые ружья, солдатские мундиры, тяжелая каронада с горстью ядер, сабли и расшитые седла. На стенах - картины сражений, портреты полководцев и командующих армиями. Под стеклом черно-белая "георгиевская" лента со звездой, раскрашенные гравюры - "Переход русской армии через Чертов мост".

А дальше - усадебный быт. Резная колыбель, вышитая одежда, церковные "ведомости о родившихся, умерших и вступивших в брак", посуда, затейливые безделушки и фрагменты сервизов. Отдельную витрину занимают казначейские билеты того времени. Рублевая ассигнация - желтого цвета. Три рубля - зеленые, пять - синие, десятка - красная. Эта цветовая гамма продержалась на купюрах два с лишним века и исчезла вместе с деноминированными советскими деньгами.

В центре зала - вещественная иллюстрация к описаниям русских классиков "барин в халате, барыня в шлафроке" - плотный мужской халат и кружевное женское одеяние. Это уже не столько конец XVIII века, сколько начало XIХ. В таких костюмах могли перемещаться по родовому поместью дядюшки, бабушки и тетушки Пушкина, Тургенева, Гончарова и других литераторов, для которых XVIII век был временем, в котором жило старшее поколение.

Также в рубрике:

ОДНА НЕДЕЛЯ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

МУЗЫКА

СОТРУДНИЧЕСТВО

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

ПРЕМЬЕРА

АКЦИЯ

ГАСТРОЛИ

ЛИТЕРАТУРА

СМОТР

ЛАУРЕАТЫ

ЛИДЕР ПРОДАЖ

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;