Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7465) 10 - 16 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяВремен Очакова и покоренья КрымаНовая экспозиция Государственного Исторического музея Лариса РОМАНОВСКАЯ Новая экспозиция "Россия, XVIII век" открылась на днях в залах Государственного Исторического музея. По словам организаторов, все экспонаты взяты из фондов ГИМа. Долгие годы эти редкости занимали свое место в отделах оружия, ткани, драгоценных металлов. Теперь они объединены в выставку, охватывающую один из самых интересных периодов российской истории - XVIII век - время Петровских реформ, дворцовых переворотов и крестьянских бунтов. Экспонаты предстают перед посетителями в хронологическом порядке. Первый выставочный зал вместил в себя предметы, связанные с личностью Петра I, чье царствование пришлось на начало XVIII века; последний, седьмой, посвящен эпохе правления Павла I, взошедшего на престол в 1796 году и погибшего в результате заговора в 1801 году. Центральное место в "петровском" зале занимает огромный черный возок с чудом сохранившимися слюдяными окошками - царский экипаж. Прямо за ним виден большой портрет Петра, созданный неизвестным живописцем еще при жизни императора. Рядом темнеют посмертная маска и отпечаток ладони правителя - копии настоящих слепков, хранящихся в Петергофе. В стеклянных витринах расположены камзолы и мундиры того времени, настоящий печатный станок и оттиски узорных печатей. Следующий зал посвящен дамам, сделавшим XVIII столетие "галантным веком", - Анне Иоанновне, Анне Леопольдовне, Елизавете Петровне. Узорчатые маскарадные сани, украшенные черно-белым узором и звериной маской, огромные трубы, звучавшие во время дворцовых увеселений, хрупкие веера и детали изящных дамских туалетов - безмолвные свидетели первых "европейских" забав в Северной столице. В соседнем помещении та же эпоха представлена совсем с другой стороны: здесь собраны предметы, принадлежавшие некогда крестьянским и купеческим семьям. Один из самых интересных экспонатов - сборник народных песен и заговоров, который на протяжении долгих лет передавался из поколения в поколение в семье купцов Масягиных. Толстая рукописная книжка, в которую разными почерками вписаны пронумерованные тексты, украшена не только старательными узорами и красно-черными рисунками, но и множеством свечных пятен, отпечатков, пометок. Здесь же разместились всевозможные кувшины, туески, праздничные головные уборы и самодельная кукла-боярышня, наряженная в пожелтевшие от времени кружева. Екатерининская эпоха с ее казусами и парадоксами предстает перед посетителем в следующем зале. В одних витринах - клавесин, арфа, тончайший французский веер, точные приборы - солнечные часы, астролябия, "труба зрительская", манекен из Академии художеств, в других - фрагмент темной клети, в которой в Москву доставили Емельяна Пугачева. А в следующем витраже - один из чудом сохранившихся экземпляров самого первого издания "Путешествия из Петербурга в Москву". Этот тираж Радищев уничтожил собственноручно. О сражениях и войнах, на которые не скупился XVIII век, напоминают предметы из следующего зала. В центре зала - огромная модель парусника с шестьюдесятью пушками. В витринах - кремневые ружья, солдатские мундиры, тяжелая каронада с горстью ядер, сабли и расшитые седла. На стенах - картины сражений, портреты полководцев и командующих армиями. Под стеклом черно-белая "георгиевская" лента со звездой, раскрашенные гравюры - "Переход русской армии через Чертов мост". А дальше - усадебный быт. Резная колыбель, вышитая одежда, церковные "ведомости о родившихся, умерших и вступивших в брак", посуда, затейливые безделушки и фрагменты сервизов. Отдельную витрину занимают казначейские билеты того времени. Рублевая ассигнация - желтого цвета. Три рубля - зеленые, пять - синие, десятка - красная. Эта цветовая гамма продержалась на купюрах два с лишним века и исчезла вместе с деноминированными советскими деньгами. В центре зала - вещественная иллюстрация к описаниям русских классиков "барин в халате, барыня в шлафроке" - плотный мужской халат и кружевное женское одеяние. Это уже не столько конец XVIII века, сколько начало XIХ. В таких костюмах могли перемещаться по родовому поместью дядюшки, бабушки и тетушки Пушкина, Тургенева, Гончарова и других литераторов, для которых XVIII век был временем, в котором жило старшее поколение. Также в рубрике:
|