Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7465) 10 - 16 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Чему все возрасты покорны?

"Кошки-мышки" И.Эркеня. МХТ имени Чехова

Ирина ЛЕОНИДОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Н.Гуляева - Эржи и О.Яковлева - Гиза в сцене из спектакля

Московский Художественный (так и хочется добавить: общедоступный) театр в очередной раз выпустил "нужный" спектакль - для нечасто играющих актрис старшего поколения и определенной категории зрителей, не склонных восхищаться "новыми формами" в режиссуре и драме. Это в принципе нормальный, хотя и достаточно банальный ход. Но в МХТ так шагают уже не впервой - не столь давно в репертуаре театра появились спектакли "Ретро" и "Немного нежности", сделанные по образцу добротного и непритязательного театра 70-х годов минувшего столетия, но не более того. На фоне обвала прелюбопытнейших событий нынешнего МХТ подобные постановки, конечно же, выглядят анахронизмами. А достаточно вспомнить последние блистательные роли той же Аллы Покровской, тоже актрисы старшего поколения, в модных спектаклях Кирилла Серебренникова "Мещане" и "Изображая жертву", чтобы понять - делить актеров по возрастному признаку не всегда продуктивно.

"Кошки-мышки", произведение некогда весьма популярного венгерского писателя и драматурга Иштвана Эркеня, сегодня, конечно же, на слух воспринимается с трудом. Впрочем, в версии режиссера Юрия Еремина - и на глаз тоже. Еремин, опытный и профессиональный мастер, в последние сезоны выпускает спектакли с разными кардиограммами. Одни (скажем, "Муж, жена и любовник" в Театре имени Моссовета или "Последняя жертва" в МХТ) стильны, эмоциональны и грамотны, в других жизнь едва теплится. Словно бы режиссер взял временную творческую паузу и одновременно выполнял не слишком греющий душу театральный заказ.

Во мхатовских "Кошках-мышках" все компоненты спектакля существуют словно бы сами по себе. Отдельно сценография Алексея Порай-Кошица: стена, оклеенная старыми фотографиями и расколотая пополам. По историческо-идеологическим причинам: слева - фрагмент социалистической Венгрии, справа - самодовольный Мюнхен. Костюмы Елены Афанасьевой порой не столько украшают, сколько уродуют актрис, особенно находящихся по сюжету в социалистическом захолустье. В музыкальном оформлении Дмитрия Скрипченко закономерно лидируют чардаш и мелодии Имре Кальмана, но коль речь заходит о венгеро-советской дружбе, тут же артист начинает выпевать: "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги..." Проще говоря, во всем этом не обнаружишь ни выдумки, ни изобретательности, все поверхностно-плоско.

Конечно, в подобной ситуации положение должны спасать актеры, а вернее, актрисы, потому что представитель сильного пола здесь всего один - бывший знаменитый певец Виктор (Валерий Хлевинский). Одно лишь мимолетное упоминание в пьесе о его габаритах привело к тому, что актера обложили подушками и обклеили накладками, начисто отняв у персонажа всякое обаяние. Ей-богу, проще было купировать в тексте пару фраз, нежели мучить артиста. Женские образы сложились более удачно, хотя опять-таки не покидает впечатление, что они сошлись на сцене из абсолютно разных спектаклей.

Две сестры, Эржи - Нина Гуляева и Гиза - Ольга Яковлева, на исходе лет оказавшиеся по разные стороны границы, общаются внешне опосредованно через переписку и телефонные разговоры, не видя друг друга и, наверное, не до конца представляя себе всех прелестей и тягот раздельного существования. Эржи - Гуляева, несмотря на почтенный возраст, бодра, энергична, жизнелюбива и куда более непосредственна, нежели ее сестра. Именно Гуляева и задает верный тон звучанию этой архаичной пьесы - ироничный, легкий, не перегруженный излишней психологией. Ольга Яковлева, истинно трагическая актриса, остается верна себе и одновременно погружает всех в такую драматическую пучину, которая уместна в каких-нибудь трагедиях Шекспира, но не у приземленного Эркеня. Две полярные мелодии, к сожалению, не сливаются в гармоничном звучании спектакля. Приходится просто переключать внимание с одной актрисы на другую путем поворота головы вправо или влево.

В качестве эпизодических подруг наших сестер представлены утонченная Раиса Максимова (Паула), разлучница-кокетка, и Нина Килимник (Мышка), от беспросветного одиночества почти разучившаяся говорить, зато виртуозно имитирующая мышиный писк. Добавьте сюда совсем уж краткосрочное появление Ии Саввиной в роли сто с лишним-летней матери Виктора, впрочем, достойное пусть маленького, но очень яркого бенефиса.

Это действо могло бы прозвучать как сентиментальная и ностальгическая комедия и тогда смотрелось бы куда легче и выигрышнее. Нагнетание мелодраматического трагизма не пошло ему на пользу. Согласитесь, травиться от неразделенной любви в 72 года по меньшей мере смешно, и самоирония Эржи - Гуляевой здесь вполне оправданна и органична. Когда же две сестры, вероятно, отошедшие в лучший мир, наконец-то встречаются и начинают говорить с растянуто-загробными интонациями, делается немножко неловко. Не столько за актрис, впрочем, враз утративших органичность. Они все-таки еще не в том возрасте и форме, когда их можно было бы просто жалеть. Они-то как раз способны и на более яркие сценические откровения. Неловко скорее от ощущения режиссерской безвольности, которая в современном театре (и неважно, что берется в работу - Эркень или братья Пресняковы) просто недопустима.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;