Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7465) 10 - 16 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСтроитель КурентзисВ Новосибирском оперном появились новые коллективы Дмитрий МОРОЗОВ
Теодор Курентзис стал главным дирижером Новосибирского оперного в самый, казалось бы, малоподходящий момент: только-только началась реконструкция. Обычно, когда на театр обрушивается сие стихийное бедствие, руководство озабочено прежде всего тем, чтобы пережить, сохранить etc. Новые творческие лидеры в эту неблагодарную пору приходят чрезвычайно редко. Тем не менее, вопреки, казалось бы, всяческой логике, Курентзис предложение (сделанное ему после премьеры "Аиды") принял и сразу же занялся не столько планированием далекого и прекрасного будущего в реконструированном театре, но созиданием не менее прекрасного настоящего. Не прошло и года, а первые результаты уже предъявлены изумленной общественности. Реконструкция оказалась крестной матерью или, если угодно, повивальной бабкой двух новорожденных коллективов - камерного оркестра "Musica Aeterna" и хорового ансамбля "New Siberian Singers", сразу взявших необычайно высокую творческую планку. Впрочем, последний, созданный вместе с главным хормейстером театра Вячеславом Подъельским, практически целиком вышел из недр большого хора театра, издавна имевшего репутацию одного из лучших в России, а под руководством Подъельского не только достигшего новых высот, но и развившего активную концертную деятельность. А вот в камерном оркестре, также связанном с театральным, значительную часть составили вновь пришедшие сюда музыканты, среди которых не только талантливая молодежь (к примеру, юный концертмейстер оркестра Афанасий Чупин - еще студент и одновременно лауреат нескольких международных конкурсов), но также люди с именем и авторитетом (как, скажем, лютнист Аркадий Бурханов, хорошо известный в кругах российских аутентистов). Вообще-то основная репертуарная сфера новых коллективов - старинная музыка, представляемая, насколько это возможно, в соответствии с принципами аутентизма, приверженцем и знатоком которых явил себя Курентзис. Поэтому музыканты играют в основном на жильных струнах и без вибрации. Однако, в отличие от многих представителей этого направления, маэстро отнюдь не склонен замыкать себя и своих музыкантов в узкие рамки соответствующего репертуара. И в презентационных концертах (таковых было не менее четырех на самых разных площадках, включая и Малый зал оперного театра, пока что не затронутый реконструкцией, но особое значение придавалось двум последним вечерам, проходившим в Кафедральном католическом соборе и в Большом зале Новосибирской консерватории) наряду с Купереном, Кавальери, Бахом, Генделем, Моцартом, Бетховеном, Березовским звучали также Брамс и Чайковский, Пярт, Шнитке и Айвз. Не так-то просто выделить что-то в этих сверхнасыщенных программах. Но все же, что касается хора, то о его кажущихся безграничными возможностях можно было судить, с одной стороны, по фрагментам "Страстей по Иоанну" Баха и "Реквиема" Моцарта, с другой - "Немецкого реквиема" Брамса, и с третьей - хорового концерта Шнитке. Оркестр полнее всего проявил свои лучшие качества в Симфонии Березовского, Concerto Grosso Генделя, увертюрах Пёрселла, Моцарта и Бетховена и в том же "Немецком реквиеме". Среди солистов особого упоминания заслуживают Наталья Емельянова, стильно и выразительно певшая арию из "Страстей по Матфею", партию Дидоны во фрагментах из оперы Пёрселла и еще многое другое, Юлия Никифорова (Белинда в "Дидоне", Прилепа в пасторали из "Пиковой дамы", Графиня, Царица ночи и Фьордилиджи в отрывках из опер Моцарта), а также приглашенные из Москвы геликоновец Михаил Давыдов ("Немецкий реквием", отрывки из опер Моцарта и Чайковского) и студент Гнесинской академии Олег Ромашин, хорошо показавшийся в арии Елецкого. Кроме того, в качестве солистов выступали и многие артисты хора. Главный виновник торжества, первопричина и душа происходящего, Теодор Курентзис доминировал надо всем и вся, никого, однако, при этом не подавляя, а подчас даже сознательно отходя в тень. Если говорить о дирижерском масштабе, то, наверное, сильнее всего он проявился в "Немецком реквиеме". Музыкантскую же глубину, пожалуй, еще в большей мере явил слушателям минималистский "Psalom" Пярта. И конечно, Курентзис в этих программах во весь голос заявил о себе как об одном из наиболее ярких в нашем отечестве (ставшем для него второй родиной) интерпретаторов старинной музыки. В каковом качестве его признали и специально приехавшие в Новосибирск руководители знаменитого питерского фестиваля "Earlymusic". В столице Сибири дирижер обрел то, на что вряд ли мог рассчитывать в обозримом будущем в Москве: свой театр и своих музыкантов, которые верят ему безоговорочно и которым не надо ничего доказывать. Соответственно, в его дирижерской манере становится все меньше и меньше внешнего, а когда маэстро в соответствии с музыкальным ритмом начинает вдруг приплясывать за пультом и только что не вокруг него, это уже кажется естественным внутренним импульсом по-настоящему раскрепощенного музыканта, что, кстати, весьма часто бывает присуще именно аутентистам. Новосибирск стал для него идеально благоприятной средой. С одной стороны, потому что это - провинция, где только и возможен еще сегодня тот бескорыстный энтузиазм, который демонстрируют все без исключения музыканты. С другой стороны, Новосибирск - город с прочными музыкальными традициями и при этом открытый новым веяниям (достаточно сказать, что здесь проходило огромное количество премьер новых сочинений, да и интерес к аутентизму существует давно). Долгое время тесно связанный с Петербургом, Курентзис проникся концепцией многопрофильного театра, одновременно являющегося также и концертной организацией, воплощение которой имел возможность воочию наблюдать в Мариинском. И теперь проводит ее в жизнь в столице Сибири - естественно, с поправкой как на обстоятельства места, так и на собственные пристрастия. Конечно, в Новосибирской опере и прежде устраивались концерты, и даже свой камерный оркестр здесь уже был, но все это проходило, как правило, по категории "домашних радостей". Ныне размах и масштаб совсем иные. Едва появившись на свет, дебютанты заявили о себе как о коллективах международного класса, способных в перспективе составить достойную конкуренцию даже самым знаменитым брендам. Впрочем, создание камерного оркестра - это еще и шаг к реформированию оркестра большого, в состав которого тот должен не просто влиться (существуя параллельно в обоих качествах), но и стать ядром обновляемого коллектива, готового к решению тех сверхсложных задач, что ставит Теодор Курентзис. К примеру, к исполнению "Тристана и Изольды" Вагнера или "Святого Франциска Ассизского" О.Мессиана, постановки которых намечаются на реконструированной сцене. В общем, Курентзис оказался не только феноменально одаренным музыкантом, каковым успел заявить себя в Москве, но и строителем, чего в нем прежде и не подозревали. И параллельно реконструкции здания в Новосибирской опере полным ходом идет реконструкция творческая. Если Новосибирску удастся удержать Курентзиса, то в ближайшие годы в столице Сибири будут происходить события, которые привлекут к ней внимание музыкальной Европы. Также в рубрике:
|