Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7465) 10 - 16 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Строитель Курентзис

В Новосибирском оперном появились новые коллективы

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Евгения ИВАНОВА
Новосибирск - Москва


Т.Курентзис с оркестром "Musica Aeterna"

Теодор Курентзис стал главным дирижером Новосибирского оперного в самый, казалось бы, малоподходящий момент: только-только началась реконструкция. Обычно, когда на театр обрушивается сие стихийное бедствие, руководство озабочено прежде всего тем, чтобы пережить, сохранить etc. Новые творческие лидеры в эту неблагодарную пору приходят чрезвычайно редко. Тем не менее, вопреки, казалось бы, всяческой логике, Курентзис предложение (сделанное ему после премьеры "Аиды") принял и сразу же занялся не столько планированием далекого и прекрасного будущего в реконструированном театре, но созиданием не менее прекрасного настоящего. Не прошло и года, а первые результаты уже предъявлены изумленной общественности. Реконструкция оказалась крестной матерью или, если угодно, повивальной бабкой двух новорожденных коллективов - камерного оркестра "Musica Aeterna" и хорового ансамбля "New Siberian Singers", сразу взявших необычайно высокую творческую планку.

Впрочем, последний, созданный вместе с главным хормейстером театра Вячеславом Подъельским, практически целиком вышел из недр большого хора театра, издавна имевшего репутацию одного из лучших в России, а под руководством Подъельского не только достигшего новых высот, но и развившего активную концертную деятельность. А вот в камерном оркестре, также связанном с театральным, значительную часть составили вновь пришедшие сюда музыканты, среди которых не только талантливая молодежь (к примеру, юный концертмейстер оркестра Афанасий Чупин - еще студент и одновременно лауреат нескольких международных конкурсов), но также люди с именем и авторитетом (как, скажем, лютнист Аркадий Бурханов, хорошо известный в кругах российских аутентистов).

Вообще-то основная репертуарная сфера новых коллективов - старинная музыка, представляемая, насколько это возможно, в соответствии с принципами аутентизма, приверженцем и знатоком которых явил себя Курентзис. Поэтому музыканты играют в основном на жильных струнах и без вибрации. Однако, в отличие от многих представителей этого направления, маэстро отнюдь не склонен замыкать себя и своих музыкантов в узкие рамки соответствующего репертуара. И в презентационных концертах (таковых было не менее четырех на самых разных площадках, включая и Малый зал оперного театра, пока что не затронутый реконструкцией, но особое значение придавалось двум последним вечерам, проходившим в Кафедральном католическом соборе и в Большом зале Новосибирской консерватории) наряду с Купереном, Кавальери, Бахом, Генделем, Моцартом, Бетховеном, Березовским звучали также Брамс и Чайковский, Пярт, Шнитке и Айвз.

Не так-то просто выделить что-то в этих сверхнасыщенных программах. Но все же, что касается хора, то о его кажущихся безграничными возможностях можно было судить, с одной стороны, по фрагментам "Страстей по Иоанну" Баха и "Реквиема" Моцарта, с другой - "Немецкого реквиема" Брамса, и с третьей - хорового концерта Шнитке. Оркестр полнее всего проявил свои лучшие качества в Симфонии Березовского, Concerto Grosso Генделя, увертюрах Пёрселла, Моцарта и Бетховена и в том же "Немецком реквиеме".

Среди солистов особого упоминания заслуживают Наталья Емельянова, стильно и выразительно певшая арию из "Страстей по Матфею", партию Дидоны во фрагментах из оперы Пёрселла и еще многое другое, Юлия Никифорова (Белинда в "Дидоне", Прилепа в пасторали из "Пиковой дамы", Графиня, Царица ночи и Фьордилиджи в отрывках из опер Моцарта), а также приглашенные из Москвы геликоновец Михаил Давыдов ("Немецкий реквием", отрывки из опер Моцарта и Чайковского) и студент Гнесинской академии Олег Ромашин, хорошо показавшийся в арии Елецкого. Кроме того, в качестве солистов выступали и многие артисты хора.

Главный виновник торжества, первопричина и душа происходящего, Теодор Курентзис доминировал надо всем и вся, никого, однако, при этом не подавляя, а подчас даже сознательно отходя в тень. Если говорить о дирижерском масштабе, то, наверное, сильнее всего он проявился в "Немецком реквиеме". Музыкантскую же глубину, пожалуй, еще в большей мере явил слушателям минималистский "Psalom" Пярта. И конечно, Курентзис в этих программах во весь голос заявил о себе как об одном из наиболее ярких в нашем отечестве (ставшем для него второй родиной) интерпретаторов старинной музыки. В каковом качестве его признали и специально приехавшие в Новосибирск руководители знаменитого питерского фестиваля "Earlymusic".

В столице Сибири дирижер обрел то, на что вряд ли мог рассчитывать в обозримом будущем в Москве: свой театр и своих музыкантов, которые верят ему безоговорочно и которым не надо ничего доказывать. Соответственно, в его дирижерской манере становится все меньше и меньше внешнего, а когда маэстро в соответствии с музыкальным ритмом начинает вдруг приплясывать за пультом и только что не вокруг него, это уже кажется естественным внутренним импульсом по-настоящему раскрепощенного музыканта, что, кстати, весьма часто бывает присуще именно аутентистам.

Новосибирск стал для него идеально благоприятной средой. С одной стороны, потому что это - провинция, где только и возможен еще сегодня тот бескорыстный энтузиазм, который демонстрируют все без исключения музыканты. С другой стороны, Новосибирск - город с прочными музыкальными традициями и при этом открытый новым веяниям (достаточно сказать, что здесь проходило огромное количество премьер новых сочинений, да и интерес к аутентизму существует давно).

Долгое время тесно связанный с Петербургом, Курентзис проникся концепцией многопрофильного театра, одновременно являющегося также и концертной организацией, воплощение которой имел возможность воочию наблюдать в Мариинском. И теперь проводит ее в жизнь в столице Сибири - естественно, с поправкой как на обстоятельства места, так и на собственные пристрастия.

Конечно, в Новосибирской опере и прежде устраивались концерты, и даже свой камерный оркестр здесь уже был, но все это проходило, как правило, по категории "домашних радостей". Ныне размах и масштаб совсем иные. Едва появившись на свет, дебютанты заявили о себе как о коллективах международного класса, способных в перспективе составить достойную конкуренцию даже самым знаменитым брендам.

Впрочем, создание камерного оркестра - это еще и шаг к реформированию оркестра большого, в состав которого тот должен не просто влиться (существуя параллельно в обоих качествах), но и стать ядром обновляемого коллектива, готового к решению тех сверхсложных задач, что ставит Теодор Курентзис. К примеру, к исполнению "Тристана и Изольды" Вагнера или "Святого Франциска Ассизского" О.Мессиана, постановки которых намечаются на реконструированной сцене.

В общем, Курентзис оказался не только феноменально одаренным музыкантом, каковым успел заявить себя в Москве, но и строителем, чего в нем прежде и не подозревали. И параллельно реконструкции здания в Новосибирской опере полным ходом идет реконструкция творческая. Если Новосибирску удастся удержать Курентзиса, то в ближайшие годы в столице Сибири будут происходить события, которые привлекут к ней внимание музыкальной Европы.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;