Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7466) 17 - 23 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрВ отсутствие бенефиса"Блажь". Малый драматический театр - Театр Европы Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Полузабытую пьесу А. Островского "Блажь", написанную им в соавторстве с П. Невежиным, обычно ставят, если в коллективе есть средних лет примадонна, желающая сыграть не очень умную помещицу Серафиму Сарытову, сгорающую от любви к молодому прохвосту. В столице за последние годы "Блажь" шла в двух театрах: Новом драматическом (спектакль ставился к юбилею Веры Васильевой) и Ермоловском, где режиссер Вадим Данцигер пытался сочинить жаркое летнее действо, а получилось... то, что получилось. Поэтому несколько удивителен был выбор этой пьесы для репертуара питерского Малого драматического театра - Театра Европы, где всегда чрезвычайно серьезно относились к подбору названий. Однако в первоклассном коллективе нелогичных ходов не бывает. Не став программным заявлением, "Блажь" режиссера Игоря Коняева (постановщика знаменитого "Московского хора") оказалась зрелищем вполне адекватным, со своими удачами, неудачами, тонкостями и особенностями. Из беззаботной комедии о дамских чудачествах "Блажь" превратилась в элегантную и очень жесткую мелодраму о превратностях любви. Именно любви, а не блажи (что же из того, что порой эти вещи стоят ближе друг к другу, чем предполагаешь?..). В затейливой системе взаимоотношений каждый уверен в своей правоте, никто не скрывает собственных намерений, а сами намерения чаще циничны, нежели лиричны. Традиционный для постановок Островского быт эффектно преломлен в холодноватую красоту Серебряного века. Художник Алексей Порай-Кошиц выстроил на сцене красивую оранжерею со стеклянным сводчатым потолком, белыми колоннами и множеством цветов. Сценография задает тон атмосфере: томной, душноватой, эфемерной, как сгустки цветочных ароматов. И хозяйка под стать обиталищу - молодая еще женщина, мечтательная, одинокая, отчаянно желающая любви, но совсем не верящая в себя. Созданная для отображения на сцене любовных трагических страстей, актриса Наталья Акимова играет свою Серафиму тонко, с оттенком грусти и искренне ей сочувствуя. Серафима - прежде всего женщина, отсюда и ее непрактичность, и витание в облаках, и закономерный влюбленный эгоизм. И ополчившиеся на нее домашние в глубине души завидуют ей, ее безоглядному умению броситься в омут чувств, даже если цена их высока, а последствия разрушительны. Неспроста родственница Серафимы Прасковья Антоновна (превосходно сыгранная Татьяной Рассказовой) - эмансипе до мозга костей, с колкими интонациями и суровым взглядом из-под очков, поначалу ругается на чем свет стоит и наводит на все решительную критику, но при удобном случае робко осваивает роскошный вечерний наряд и покорно принимает бурные ласки собственного мужа. А потом и вовсе отдается прежнему возлюбленному Серафимы; в финале ее ждет точно такая же любовная сцена, которой - но с Серафимой - начинается спектакль. И пронзительной, безысходной лирики в ней ничуть не меньше. Ведь что может предоставить молодому поклоннику влюбленная дама, кроме материальных благ? А сегодня чувства прекрасно заменяются взаимным использованием. Как сие ни горько и ни болезненно. В "Блажи" состоялось целых три актерских дебюта. И главный из них - Виктор Васильев в роли управляющего имением и горе-любовника Баркалова. Этот черноволосый молодец в огненно-красных шортах мгновенно привлекает дамское внимание, умело обхаживает каждую - с кем-то груб и высокомерен, с кем-то медоточив и покорен. Да и собственные дела умеет неплохо обделывать. Все бы хорошо, да из-за нешуточного сражения за его персону теряет он почву под ногами - уж и не знает, куда кидаться и как на все реагировать. И финальная его истерика перед Серафимой со знаменитыми словами "это не любовь... Это - блажь" - прежде всего отчаяние юного, растерянного существа, запутавшегося в хитросплетениях интриг окружающих. Молодой актер еще не во всем чувствует себя уверенно, но наблюдать за ним уже сейчас интересно. Хороши оказались и молодые актрисы Инна Степанова и Екатерина Старателева - крестницы Серафимы Ольга и Настя. Первая, умная, книжная девушка, мечтающая о любви, но вполне готовая выйти замуж "за бриллианты", переплюнет по цинизму и здравомыслию иного мужчину. Вторая же, воздушное создание, послушно принимает сторону тех, кто одерживает верх, и радостно соглашается на предложенное личное счастье. Обе актрисы обладают хорошим чувством формы, а их излишняя жесткость, думается, уйдет с опытом. "Блажь", похоже, обещает быть единственной премьерой МДТ в нынешнем сезоне. Поэтому при некоторых недостатках данного спектакля, временами монотонного и затянутого, хочется отнестись к нему с пристальным вниманием. И оценить ту творческую "блажь", что пришла в голову режиссеру. Оправдав ее, как он оправдал своих героев. Также в рубрике:
|