Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7446) 30 сентября - 6 октября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрГамлетовский допрос"Изображая жертву" братьев Пресняковых. МХТ имени Чехова Ирина АЛПАТОВА
Могли ли братья Пресняковы, которых нашими же критическими усилиями долгое время прочили в лидеры современной драматургической мысли и слова, обойти вниманием наихрестоматийнейший сюжет шекспировского "Гамлета", развернув его в нынешние реалии? Ну, конечно, не могли. И не обошли. При этом, как водится, отчасти "повторили" историю в виде фарса. К черту величественную трагедию и литературно-философские монологи. О чем можно возвышенно философствовать, когда даже на перспективу собственного убийства 30-летний соотечественник реагирует словом "наплевать"? Когда все и всем по фигу. А между тем в истоках XXI столетия братья Пресняковы "родили" еще одного мальчика, с простецким именем Валя, не мозгами, но инстинктами чуящего не менее страшную "вывихнутость века". Которому настолько страшно жить, что он пребывает в постоянной репетиции смерти, изображая жертву в следственных экспериментах. Пресняковы не заставляют зрителей долго ломать голову над сюжетными аллюзиями, но вместе с режиссером Кириллом Серебренниковым нахально тычут публику носом в старые мотивы. Чуть только полуголый Валя (Петр Кислов) очнется от лихорадочного сна, как в черно-белую комнату (сценография Николая Симонова) вплывет, покачиваясь то ли на океанских, то ли на рябящих телеволнах тень Отца (Виталий Хаев). Не павшего смертью храбрых, но, как выяснится, банально отравившегося (отравленного?) за домашним столом. И простенькая, но бодрая мамаша (Марина Голуб) совершенно предсказуемо пригрозит непутевому сыночку психушкой, дабы не мешал ей жить с дядей Петром (Александр Фисенко). Вскоре появится и призрак Офелии по имени Оля (Наталья Бочкарева), девушки несчастной и семейно-сексуально озабоченной. И даже слабеньких мыслительных способностей забитого Вали - Кислова хватит на то, чтобы понять: так жить нельзя. Очень уж муторно. Ну а дальше мини-Гамлет нашего времени будет действовать, а точнее, пока бездействовать по-своему. Не мстить, не крушить всех направо и налево, а с детским интересом наблюдать, как это делают другие. Грубовато, простенько, без затей. Подумаешь, дел-то - жену из окна выбросить, изменившую пассию в бассейне утопить или стрельнуть в некстати "наехавшего" одноклассника. Банальная бытовуха, с неизменными пресняковскими подтекстами, напрямую не связанными с визуальными эпизодами. Эпизоды же эти смешны донельзя, прямо "цирк с конями", как выразится затраханный этой бытовухой Капитан (Виталий Хаев). Вот рахитичный очкарик Сысоев (Олег Мазуров), визжа, "хлопает" дверью, имитируя сквозняк, захлопнувший злосчастное окно. Вот горец Закиров (Игорь Золотовицкий) "переблизительно точно" изображает плавание на бортике бассейна, а два здоровых мужика в черных купальниках и туфлях на каблуках пародируют синхронное плавание. Вот старая японка с биографией (Алла Покровская), хорошо пожившая "гейша" из новомодного азиатского ресторана, цинично хмыкая, разоблачает таинства элитарной кухни. Ухохочешься просто, совершенно забыв о том, что имитируются реальные преступления. Быть или не быть - не вопрос. Только Валя - Кислов то и дело недоуменно таращит глазенки, постигая таким вот заковыристым образом правду жизни. В том, что это правда, сомневаться не приходится. При всей гротесковой сконструированности ситуаций конструкции эти сделаны из деталей, подобранных на жизненной свалке. Сцементированы же они крепким матерком. Рядом с афишей спектакля "Изображая жертву" в театре висит объявление: "Детям до 16 смотреть не рекомендуется". Наивные вы люди, господа. Подойдите к любой песочнице, то ли еще услышите. Впрочем, мат здесь отнюдь не эпатаж "новой драмы". Работяга Капитан - Хаев, доведенный до истерики театром уголовного абсурда, в кои-то веки отчаянно выворачивает душу. Так, как умеет, сваливая в одну кучу "полный п...ц" в российском футболе и окончательное охренение от нынешнего "инопланетного молодняка". Ну не Шекспира же ему декламировать, в самом деле. И тут-то подтекст догоняет собственно текст, а содержимое этого вывернутого наизнанку милицейского нутра выплевывается прямо в зал. А Пресняковы с Серебренниковым потихонечку переводят фарсовое действо в иной регистр. Поскольку в последнем криминальном эпизоде Валя - Кислов уже ничего не изображает, а на самом деле отправляет на тот свет все свое семейство. В финале же Пресняковы позволяют себе вбить в действо весьма объемные и больные пассажи, отданные Вале и тени Отца, где почти нет ерничества, но многое объяснено и названо своими именами. Кому-то, быть может, это покажется лишним, но те, которых критический или жизненный цинизм еще не накрыл с головой, явно откликнутся. Как и на весьма откровенный, театрально-патетический эпилог, звучащий диссонансом ко всей истории. "А дальше-то что?" - вопрошает Капитан. Да нет, не тишина. Вся компания живых и мертвых, облачившись в черные бушлаты и бескозырки (костюмы Евгении Панфиловой), сгруппируется в четкой композиции и на полном серьезе сделает последний выстрел в зал, исполнив ностальгическую песню "Прощайте, скалистые горы". История в который раз замкнется в кольцо и уже не покажется фарсом. Также в рубрике:
|