Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7446) 30 сентября - 6 октября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Очарование простых вещей

"Крымский альбом" и старая Япония

Елена ШИРОЯН


В.Сокорнов. "Ночь в Крыму". 1900-е гг.

Пафос освоения мира (двойного: география вкупе с новым способом запечатлеть незнакомые прежде земли) объединил выставки в двух столицах. Пока Московский дом фотографии показывал Японию конца XIX - начала XX века, Государственный центр фотографии (Петербург) распахнул "Крымский альбом". Это шанс впервые увидеть образ утраченной Аркадии в подлинных авторских отпечатках из частных коллекций, недоступных не столько по причине мнимой хрупкости (сохранность их поразительна), сколько из-за невостребованности темы. Ведь с тех пор, как фотография отвоевала себе полновесные права в ряду визуальных искусств, все чаще на первый план фотопоказов выходят не карточки - "пылинки дальних стран", а кадры иного рода: портреты, репортажи, изыски рекламы или исследования человеческого тела, предметной среды, городских пространств. "Фотографический ведутизм", выросший из жажды зафиксировать памятники истории и природные ландшафты, кажется ушедшим в прошлое: все чаще слышится презрительное словосочетание "туристический снимок".

Но попробуем отрешиться от стереотипов наших дней, вспомнив фразу кинокритика Андре Базена: "Фотоснимок воздействует на нас подобно явлению природы, цветку или снежинке, чье растительное или атмосферное происхождение неразделимо с их красотой". И тогда "ведуты", сделанные фотографами - виртуозами "искусства нахождения объектов" (это уже - американский фотоклассик Ансель Адамс), вновь захватят наше воображение, сокращая пространство и продлевая время. И напомнят об эпохе, когда светопись стремительно превращалась из сугубо технологической новинки в метод эстетического осмысления реальности, тем более важный, что в силу "документальности" обладала неоспоримой гарантией подлинности.

Неизвестный автор. "Сбор раковин". 1890-е гг.

Сначала выставку поэтических фоторепортажей из Крыма конца XIX века устроили вдогонку ушедшему лету в Москве, затем раритетные снимки развесили в Музее городской скульптуры Петербурга. И поставили вопрос: что для нас Крым - очередной культурный миф? Недавно знакомая до боли всесоюзная здравница, полная исторических примет (так кстати, когда море штормит), стала ближайшим зарубежьем, не требующим хлопот о визе. А каким он был столетие назад: летом - фешенебельный курорт, любимый венценосной семьей, зимой же - пустынное прибежище несчастных с больными легкими?

Вглядываться в неброские, полные мелких деталей, хотя и чрезвычайно четкие старые снимки - не такая уж услада: нужны особая острота зрения и чуткость к очарованию простых вещей. И все же энтузиасты решились показать полузабытых крымских мастеров светописи, от чьих имен порой остались лишь инициалы. В этой когорте лучше других известны Федор Орлов из Ялты - придворный фотограф императора Александра III, его "преемник" при Николае II - А.Ф.Рыльский, лауреат Европейской выставки в Антверпене С.И.Райниш - популярнейший фотограф Севастополя. Но более всех знаменит проживший до 1946 года, забытый и открытый заново Василий Сокорнов, один из первых фотохудожников-профессионалов. Приверженец пикториализма, он ассоциируется с живописцами - завершившим свой короткий век в Крыму Ф.Васильевым или феодосийским долгожителем И.Айвазовским. В 1908 году Сокорнов вступил в Русское фотографическое общество, получал медали в Париже и Петербурге, а в новые времена был приглашен на громкую выставку 1937 года "Мастера советского искусства". Тогда, на волне интереса к ландшафтной фотографии, стиль мастера из Алупки стал эталоном для фотопейзажей в духе соцреализма - его негативы использовали для плакатов и открыток вплоть до 1960-х.

Встречающие северянина по пути к морю Байдарские ворота и зубцы Ай-Петри, античная идиллия Ливадии и "готический" Воронцовский дворец, ханский Бахчисарай и корабли на рейде Севастополя - одна сторона Крыма, запечатленная еще не на пленку даже, а на стеклянные пластины. Это пока не открытки, но весьма на них похожие видовые фотографии. Такие "визитные карточки" края, как правило, фиксируемого с одних и тех же точек, дотошно отражали достопримечательности "русской Ривьеры". К чести авторов "Крымского альбома", не меньше экспонатов принадлежит к другому типу фотографии. Тут мало эффектных картин: деревни с грудами камней и повозками у забора, сбегающие террасами с горы грядки, пасущийся на развалинах скот, изредка - фигуры в национальных костюмах (татарские женщины у источника), чаще - неказистый быт и дороги в ухабах. Словом, маловыразительные, на первый взгляд скучноватые ландшафты из категории этногеографических зарисовок. Или "археологические натюрморты" с осколками древних предметов, где порой мелькнут античный храм или руины генуэзской крепости. Между прочим, делали эти зарисовки истинные подвижники: снаряжение фотографа весило пуды, его едва тащил мул, а то и телега... Постепенно замечаешь, как - достоверностью или тщанием автора - изначально простая фиксация местности насыщается чертами художественного "материала". Сколь выразителен контраст между хаотическим нагромождением скал и геометрией плоских крыш горного селения! Разумеется, на образ работают и дистанция во времени, сообщающая новую поэтику незамысловатому старому кадру, и четко продуманная композиция, и тонкая нюансировка деталей, в унисон пожеланию Ш.Бодлера: "Пусть фотография обогащает альбом путешественника, возвращая его взгляду подробности, упущенные памятью..." И на наших глазах постепенно, исподволь рождается genius loci ("гений места").

Несхожие черты Тавриды в разные эпохи выявит исследовательский цикл ее жизни "Крымский альбом". Он преодолеет границы между странами - некогда частями единой империи. Выставку "1911. Лето в Крыму" уже провел краеведческий музей Феодосии, показав раритетные "стереопары", этнографические и жанровые фотографии чаще всего анонимных авторов. Это интрига проекта, а заодно призыв к знатокам включиться в поиски "безвестных героев".

Историческая составляющая вышла на первый план и в "японском проекте" МДФ, ровеснике "крымского" - те же 1890-е годы. Здесь, увы, нет первых дагерротипов с видами Японии: не сговариваясь, их сделали в 1853 году офицер армии США Э.Браун и его русский коллега А.Можайский. Зато в изобилии - работы Феличе Беато (он первым из западных фотографов осел в Японии, основав школу в Иокогаме), Тамамуры и безымянных авторов. Выставка вскрыла истоки рекламной фотографии Страны восходящего солнца: завороженный красотами природы и диковинным для европейца укладом жизни, Беато прославился жанровыми сценами и пейзажами с нежной акварельной подцветкой. У его последователей несть числа попыткам нарисовать светом, добавив красок от руки, идиллически-спокойное море с островами и парусниками, цветущие ветви сакуры и таинственные храмы, собирательниц раковин или чайных листьев... Фотография явно подражает гравюре укиё-э: похожие на фарфоровых кукол женщины, зачастую гейши, занимаются рукоделием или совершают прогулки, а над сказочно-безмятежным миром царит волшебная гора Фудзи с вечно заснеженной вершиной, отраженной в зеркальных водах... Богатая этнографическими мотивами, полная созерцательного настроения и удивления перед страной-загадкой, только-только открывшейся миру, коллекция снимков, как и в случае Крыма, поневоле манит искать параллели с традиционным искусством Японии. Те же кимоно, прически, загнутые крыши... Японская выставка рифмуется с "Крымским альбомом", пусть и перенося нас в совсем иные края. Однако стоит пройти два десятка шагов по экспозиции, как ощущаешь и разницу: застывшие, канонические виды нежат взор недолго, но в силу бесконечной повторяемости порой выглядят безжизненными, уныло-однообразными. И в памяти всплывает вопрос Заболоцкого о сущности красоты: "Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?"

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;