Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7441) 26 августа - 1 октября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Цена самооценки

Российские школы прощаются с пятибалльной системой

ОБРАЗОВАНИЕ

Елена НОВИКОВА
Фото Бориса ЛАКА


На пятибалльную систему оценок российские чиновники покушались не раз. Последняя попытка свергнуть устаревшие пятерки и четверки была предпринята в 2000 году. Именно тогда стартовал федеральный эксперимент по отмене пресловутых пяти баллов, результатом которого должна была стать новая система оценок. На нее возлагали большие надежды, рассчитывая, что она позволит не только оценивать учеников, но и унифицировать школьные отметки с баллами единого госэкзамена (ЕГЭ). Завершиться эксперимент должен был уже к началу этого учебного года. Однако испытательный срок, как всегда, затянулся...

Любопытно, что теперь на все вопросы о результатах этого мероприятия в Департаменте образования Москвы отвечают, что никакого эксперимента не было и в помине, ссылаясь на закон "Об образовании", в котором говорится, что каждое учебное заведение начиная с 1990 года "самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся". Таким образом, об эксперименте благополучно забыли, предоставив школам право самостоятельно выбирать собственную систему оценок.

Тем временем более полутора тысяч школ Москвы, вдохновившись этой идеей, уже отказались от пятибалльной системы. Причем с каждым годом энтузиастов появляется все больше. Но поскольку эксперимент застыл на месте, так и не завершившись принятием обязательных норм, у школ (а точнее, у их воспитанников) возникло одно неудобство: несмотря на то, что Министерство образования и науки РФ предоставило им полную самостоятельность в выборе промежуточных оценок, в аттестат по-прежнему должны идти привычные пятерки и четверки. Поэтому главными жертвами несостоявшегося эксперимента стали те, ради кого он, собственно, и затевался, - учащиеся и выпускники, которым приходится теперь вести подсчет своих оценок одновременно в двух системах (пятибалльной и в той, которая принята в школе), не забывая и о том, что впереди их ожидает еще 100-балльный ЕГЭ.

Но если закрыть глаза на это недоразумение, картина получается более чем любопытная. Воспользовавшись полной свободой действий, школы наконец-то получили возможность реализовать на практике то, о чем мечтали годами.

Как известно, пятибалльная система оценки знаний существует в России уже более 160 лет. До революции вместе с цифровой отметкой школяр получал также словесную характеристику знаний: единица соответствовала "слабым успехам", двойка - "посредственным", тройка - "достаточным", четверка - "хорошим", пятерка - разумеется, "отличным". В 1918 году баллы уступили место характеристикам учителей, в которых учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная деятельность учащихся. Правда, без пятерок и двоек учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки ("удовлетворительно", "неудовлетворительно", "хорошо" и "отлично"), а вслед за ними, в 1944-м, и привычные баллы. Несмотря на то, что пятибалльная система отметок с тех пор успешно прижилась, поиски альтернативы не затихали, породив множество всевозможных теорий и систем. Правда, если раньше осуществить их на практике отваживались единицы, то теперь к этому стремится почти каждая передовая общеобразовательная школа.

Московская школа № 1804 пошла по наиболее простому пути, заменив 5-балльную систему на 12-балльную, которая, по мнению педагогов, позволяет расширить возможности отметок. К примеру, оценки от 1 до 3 ставятся за слабое воспроизведение усвоенного материала, 4 и 5 - за повтор материала с элементами творчества, 6, 7, 8 уже свидетельствуют о творческом подходе ученика к заданию, а 12 ставится, когда ученик достигает такого уровня, что может сам проводить занятия в младших классах. Приблизительно по тому же принципу действуют учителя школы № 656 имени А.С.Макаренко, где в 2003 году в рамках нашумевшего эксперимента была введена 10-балльная система. Главное ее преимущество, по мнению замдиректора, заключается в том, что у привычных пяти баллов в этой системе появляются различные оттенки. Скажем, получить пятерку здесь намного проще, чем при старой системе, поскольку ей соответствует и десятка, и девятка, и восьмерка, правда, с небольшими отличиями. Десятка обычно заменяет пятерку с плюсом, то есть ставится не просто за отличный ответ, а за нестандартный, творческий подход к заданию, восьмерка - это, наоборот, пять с минусом. Единственный недостаток этой системы, по мнению педагогов, кроется в том, что одних детей такая система заставляет расти, других - напротив, расхолаживает: некоторые отличники "съезжают" на восьмерки и на этом успокаиваются, зная, что в аттестате пятерка по старому стилю им все равно обеспечена.

Уникальным можно назвать эксперимент, проведенный в московской школе № 149 учителями математики, которые по своему предмету ввели 20-балльную систему оценок. Татьяна Лепишко рассказала, что опиралась на французскую систему обучения. По мнению педагога, пятибалльная система оценок в математике просто непригодна. "Бывают такие ошибки, - пояснила Татьяна Ивановна, - которые надо разделять не только одним или двумя баллами, но и десятыми долями баллов. Пятибалльная система, конечно, не дает таких возможностей. Допустим, в 11 классе ученик написал, что пятью пять - двадцать. Понятно, что это описка! Но по старой системе я должна поставить ему за это 4, а теперь я ставлю 19,9, что в принципе соответствует обычной пятерке, но при этом ученик заметит, где он допустил промах". Главное достоинство такой системы, по мнению учителя, в том, что она помогает следить за развитием ребенка и вовремя заметить снижение его успеваемости. "Возьмем такой пример, - рассуждает Татьяна Лепишко, - ребенок по старой системе получает одни четверки. Но четверка ни о чем не говорит ни ему, ни тем более родителям. А если использовать 20-балльную систему, то мы увидим, что сначала это было 18 баллов, потом 17,2, а затем и 16,4. И тут уже понятно: снижается успеваемость, ребенок что-то не понимает или ленится, а в итоге это все та же четверка!"

Но какую бы систему отметок ни выбрали школы, отказавшиеся от традиционной оценки, все они исходят из одного убеждения: современной педагогике тесно в рамках пятибалльной системы, которая не способна настолько же полно отразить картину успеваемости ученика, как, скажем, 20- или 10-балльная система. Поэтому в зависимости от особенностей учебного заведения учителя изобретают собственные буквенные и цифровые обозначения. По сути, они не имеют принципиального отличия, главное - расширить возможности самой цифры или буквы, чтобы они не превращались для детей в ярлыки (двоечник - отличник), а содержали в себе информацию о действительной успеваемости школьника.

По-другому обстоит дело со школами, которые вводят так называемые безотметочные оценки. В школе № 91 РАО убеждены, что отметка - это наиболее удобный (для учителей и родителей) и в то же время бестолковый (по отношению к ученику) способ оценки. Более того, здесь считают, что отметка вредна для самого школьника, который привыкает совершать усилие не ради достижения, а ради учительской оценки, тем самым попадая от нее в психологическую зависимость. Любая отметка (будь то 5, 10 или 100 баллов) навязана школьнику извне и поэтому мешает развитию самооценки. А воспитание самооценки педагоги 91-й школы считают своим первым долгом. Поэтому и стремятся к тому, чтобы каждое свое усилие школьник оценивал самостоятельно и максимально объективно. С этой целью педагог, возвращая школьнику тетрадь с исправлениями, не ставит ему отметку. Оценить свою работу - задача самого ученика. Школьник рисует шкалу и ставит на ней крестик: чем ближе к центру, тем удовлетворительнее работа. Затем учитель снова собирает тетради и на той же шкале делает свою отметку. Психологи считают, что чем чаще оценки учителя и школьника будут совпадать, тем скорее ребенок научится оценивать себя объективно. Однако это вовсе не значит, что учителя 91-й школы полностью избегают оценок. Есть предметы, на которых без них не обойтись. Но и здесь педагоги применяют особый подход. К примеру, чередуют различные системы оценок (то пять баллов, то двадцать, то вообще абстрактные звездочки.

О достоинствах и недостатках этой и других альтернативных систем психологи и педагоги спорили и будут еще долго спорить, придумывая новые методы работы со школьниками и совершенствуя уже существующие. Но, вероятно, отмена устаревшей пятибалльной системы так и останется личным делом каждой школы в отдельности. А точнее, личным делом каждого учителя, на которых государство в очередной раз переложило ответственность за знания своих юных граждан.

Также в рубрике:

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЛИКТ

  • Прощание со Славянкой
    Фонды Государственной публичной научно-технической библиотеки выселяются в бомбоубежище
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;