Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7166) 18 - 24 февраля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Она умела говорить "да" и "нет"

Какой я запомнила Екатерину Фурцеву

Нами МИКОЯН


Как-то так получилось, что в последнее время СМИ неожиданно проявили значительный интерес к личности Е.А.Фурцевой. Вроде бы и юбилея никакого нет, а Екатерина Алексеевна вдруг вновь оказалась в центре внимания. В редакционном портфеле нашелся материал, посвященный этой знаменитой женщине, и мы решили ознакомить с ним наших читателей.

С Екатериной Алексеевной Фурцевой я познакомилась летом 1950 года. Было это в Сочи, в санатории "Приморье", когда я переходила на пятый курс Ереванской консерватории. В комнате, куда меня поселили, уже жила молодая женщина, очень привлекательная внешне и, как потом оказалось, удивительно приятная в общении.

Это была Екатерина Алексеевна Фурцева, в то время второй секретарь Московского городского комитета партии, энергичная, стройная светловолосая женщина с открытым милым лицом. Она много плавала, играла в волейбол - тогда эта игра была очень принята. В тот год я ее такой и запомнила - всегда в движении, доброжелательная и веселая.

Зимой я вышла замуж и переехала в Москву. Среда, в которой я оказалась, давала мне возможность время от времени видеть Екатерину Алексеевну. Слышала, что она много работает. В конце 50-х годов встретила ее на футболе - спорт она всегда любила. Сидели рядом. Екатерина Алексеевна спросила о моем дяде (воспитавшем меня после гибели отца в 1937 году) Г.А.Арутинове, который работал первым секретарем ЦК КП Армении с конца 37-го года до 1954-го и был снят с работы при Н.С.Хрущеве "за неправильный подбор кадров". Я ответила, что он без работы уже несколько лет, сейчас лежит после тяжелого инфаркта в больнице и что я к кому только ни обращалась, даже писала Хрущеву - но ответа не было, дядя сам хлопотал о любой работе - ему отвечали отказом, добавляя, что не хотят обострений с Хрущевым. Выслушав меня, Екатерина Алексеевна сразу стала серьезней и взволнованно сказала: "Как можно без работы? Завтра приходи ко мне на Старую площадь". Она уже была одним из секретарей ЦК.

На другой день я была у нее на приеме. Она при мне позвонила Суслову, потом быстро вышла и, вернувшись через какое-то время, сказала: "Работа у Арутинова будет".

И действительно, осенью дядя стал работать в Госплане Грузии. Правда, через несколько дней он умер от сердечного приступа, но не безработным.

Вот такую Екатерину Алексеевну, неравнодушную, смелую, я знала и позже, со слов своего второго мужа В.Ф.Кухарского, который долгое время был заместителем министра культуры СССР. Но о его воспоминаниях я расскажу дальше, а сейчас - о том, что видела и помню сама.

Я работала в журнале "Советская музыка", когда Екатерину Алексеевну неожиданно назначили министром культуры СССР. Она тяжело переживала уход с многолетней партийной работы, воспринимала это как предательство - ведь в свое время именно она предупредила Хрущева о готовящемся против него заговоре и была всегда по-человечески преданна ему. Но в конце концов с обидой справилась и, став министром культуры, зажглась и этой работой, как всем, за что бралась. Именно тогда, при ней, начались Международные конкурсы имени Чайковского, ею был задуман фестиваль "Русская зима", возобновился Международный кинофестиваль в Москве - к его открытию был построен кинотеатр "Россия". Помню в дни фестиваля снимок в журнале "Огонек" - Екатерина Алексеевна и две кинокрасавицы - Джина Лоллобриджида и Софи Лорен (последняя решила подшутить над соперницей по искусству и к фестивалю заказала себе точно такое же белое платье), обе были прекрасны, но Екатерина Алексеевна не потерялась рядом: она просто была красива по-другому.

Как-то я была на совещании по эстраде. В зале министерства сидели Л.Утесов и другие видные артисты эстрады. Вошла Екатерина Алексеевна - прекрасная фигура была подчеркнута элегантным строгим платьем, русые волосы волнисто обрамляли лоб, высокий шиньон возвышался на затылке. (Эту прическу потом делали многие работавшие в номенклатуре "дамы", из-за чего их, посмеиваясь, называли "Фурцева для бедных"). Так вот на этой встрече Екатерина Алексеевна встала перед собравшимися, улыбнулась своей полугрустной улыбкой (так улыбались актрисы Вера Марецкая и Валентина Серова), без тени кокетства, изящным движением руки поправила волосы и сказала спокойным тихим голосом: "Здесь собрались высокие мастера, что я могу, простая женщина, сказать вам? Я прошу говорить вас самих о проблемах эстрады". Все вскочили в восторге, аплодируя ей, - люди искусства, они оценили и манеры, и слова, и ее облик. Говорили долго, откровенно, доверительно.

Екатерина Алексеевна всегда была подтянута, строго, со вкусом одета, красиво причесана. При ее образе жизни это было совсем не просто - она приходила на работу в министерство всегда в одно и то же время - в 9 часов утра. День был расписан. Обедала Екатерина Алексеевна там же, в министерстве, обычно вместе со своими заместителями, а вечером были спектакли, концерты, просмотры фильмов, приемы. Около ее рабочего кабинета - кстати, в нем всегда были в вазе цветы - находилась маленькая комната, где стоял шкаф с ее платьями и со всем, что необходимо для вечерних мероприятий.

Я помню ее влюбленность в Фирюбина, начало их брака. Так получилось, что мы еще два раза встречались во время ее отпуска. Это было на мысе Пицунда, в деревне Лидзава. Там располагался уютный дом отдыха Совета министров Грузии, обычно отдыхающими там были гости из Москвы. К 6 часам утра к берегу подходил катер, и Екатерина Алексеевна отправлялась на рыбалку далеко в море, обычно ее не было до обеда, потом она уходила в горы, возвращаясь, коптила пойманную утром рыбу и угощала всех отдыхающих.

Вспоминаются милые женские мелочи. Ее обаяние включало и дар человеческого общения, и ум, и внутреннюю интеллигентность, и элегантную красоту всегда подтянутого облика. Она умела быть верной в дружбе - так было и с французской художницей Надей Леже, женой знаменитого Фернана Леже, дружила она и с Людмилой Зыкиной. Всех этих разных женщин роднили внутренняя сила, талант, особенная русская стать.

Личная жизнь Екатерины Алексеевны расклеивалась, хотя внешне все оставалось по-прежнему. Фирюбина, человека меньшего масштаба, раздражало ее высокое положение, он этого не скрывал. Свою дочь Светлану Екатерина Алексеевна очень любила, так же как и внучку Машу, бесконечно их опекала. Светлана была последней, с кем говорила Екатерина Алексеевна. Вернувшись с приема в честь Малого театра одна (Фирюбин остался там), она позвонила дочери, поговорила, а позже ее не стало...

Напряженность работы, ощущение недоброжелательности отдельных партийных руководителей не могли не отразиться на ее состоянии, на характере. Появилась вспыльчивость - она могла вдруг резко осадить, повздорить, но уже через несколько часов находила форму для извинения и примирения. Об одном случае мне рассказывал Арам Ильич Хачатурян: она подошла к нему с рюмкой на банкете, с улыбкой попросив прощения за резкость утреннего рабочего разговора. Часто это бывало и с моим мужем В.Ф.Кухарским - он мог быть в разговоре с ней таким же неровным. Утром Екатерина Алексеевна сама приходила к нему в кабинет, и они долго беседовали, пока не наступал дружеский мир. Зла Екатерина Алексеевна никогда не держала. Коллеги по работе ее уважали, да, можно сказать, и любили. Особенно близка она была со своими двумя заместителями - Владимиром Поповым и Василием Кухарским. Оба рослые, открытые, под стать своему министру, они целиком отдавали себя работе. Екатерина Алексеевна ценила их знания и рабочие качества и по-человечески дружила с ними. К концу рабочего дня они часто засиживались у нее в кабинете допоздна, обсуждая дела и запивая их водочкой. На это здоровья у всех троих хватало. Так же, как и взаимопонимания. Екатерина Алексеевна умела слушать, а главное, хотела слышать и знать то, что ранее ей было незнакомо.

Работать она умела.

Будучи министром культуры, она стала добиваться самостоятельности своего министерства, с которым до того не слишком считались.

Многое сделала Е.А.Фурцева для Театра "Современник", активно защищая его, понимая, что родился молодой театр, ищущий, с четкой творческой программой, с талантливыми актерами, со смелым репертуаром.

В мае 1974 года в Большом театре готовилась опера "Игрок" С.Прокофьева. Против был секретарь ЦК по идеологии Демичев. Екатерина Алексеевна активно вмешалась, уговорами и протестами добилась постановки оперы.

О многом написано в записках В.Кухарского: и о ее борьбе за С.Т.Рихтера, которому препятствовали в зарубежных гастролях, она добилась их, в процессе этой работы не забывая его поддержать, обнадежить. Позже их отношения перешли во взаимную сердечность и уважительность. И о поддержке режиссера Г.Товстоногова, и о ее привязанности к Галине Вишневской и М.Ростроповичу, о ее удивительно бережном отношении к Давиду Федоровичу Ойстраху, и о подчеркнутом уважении к Д.Д.Шостаковичу, на беседы к которому ездила сама.

Любила и опекала Майю Плисецкую, ценя ее талант и зная ее сложный характер.

Как-то Большому театру урезали дотацию. Екатерина Алексеевна, узнав об этом, тут же позвонила Л.Брежневу и объяснила, что культуру ущемлять нельзя, тем более Большой театр. Убеждала до тех пор, пока он не сдался.

Много можно вспоминать о Фурцевой. Уверена, что о ней будет написана книга. Эта незаурядная женщина, умевшая говорить "да" и умевшая говорить "нет", много сделала для нашей культуры. Было непростое время. Правили законы Системы, и она вынуждена была им подчиняться, но ум, интуиция, честность и активная смелость помогали Екатерине Алексеевне добиваться цели, какой она ее видела.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;