Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7167) 25 февраля - 3 марта 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Он был художником времени перебитых хребтов

"Расея" Бориса Григорьева

Виктор ЛЕОНИДОВ


В средние века его скорее всего сожгли бы на костре.

В ХХ веке, хотя он и изобиловал кострами, это никому не пришло в голову. Но мысль о сверхъестественном, о какой-то дьявольщине приходила в голову почти любому, кто видел его работы. Даже Александр Бенуа, вообще-то далекий от какой-либо мистики, писал: "Творчество Григорьева сыграло роль проводника каких-то велений, исходящих из сфер, недоступных человеческому познанию". Эти слова увидели свет в 1940 году, когда Борис Дмитриевич Григорьев уже навсегда успокоился в феврале 1939 года в прованской деревушке Кань, недалеко от Ниццы. А впервые мэтр русской художественной критики обратил внимание на молодого мастера в благословенном 1913-м. Жизнь летела как на крыльях, ничто не предвещало мировой бойни, а уж тем более российской катастрофы. В "Художественном бюро" Добычиной была представлена целая серия парижских набросков Григорьева, буквально поразивших зрителей. Тогда же Бенуа познакомился с совершенно еще молодым художником, ошеломившим его сразу сообщением, что за четыре парижских месяца им сделано несколько тысяч рисунков.

Это вообще было в его натуре. Какая-то безумная работа на износ и вечные странствия. То - русский Север, то - беспрерывные поездки в Америку (уже, естественно, в эмиграции), то, не успев купить желанный дом, он сорвался в Чили, где руководил Академией художеств и был признан там "великим русским художником". Но работу в этой южноамериканской стране прервал очередной государственный переворот. Правда, спустя семь лет он снова отправился в Южную Америку, чтобы, совершив немыслимое путешествие через весь континент, возвратиться во Францию с сотнями гуашей. Работы эти в который раз потрясли публику, толпами стекавшуюся в парижскую галерею Шерпантье. Затем была последняя прижизненная выставка в Нью-Йорке, а незадолго до смерти Григорьев написал последний автопортрет. Просто по Гоголю.

Героев Гоголя вспоминали очень многие, пытавшиеся хоть как-то понять феномен художника. До сих пор интеллектуалы Запада, не устающие изучать загадочную русскую душу, вместе с именами Пушкина, Достоевского, Гоголя, Хлебникова обязательно называют и Бориса Григорьева.

...Это случилось в 1917-м. Позади у него были уже и выставки "Мира искусства", и иллюстрации в лучших петербургских журналах, и статья Николая Пунина в "Аполлоне" "Рисунки Бориса Григорьева", означавшая признание на самом высоком уровне. Были и роспись знаменитого кабаре "Привал комедиантов", и фантастический портрет Мейерхольда, в котором до сих пор многие видят предчувствие трагедии "Темного гения". Казалось, Григорьев достиг почти всего, чего только мог желать русский художник в это время. Но то, что он представил на выставке уже почти не существующего "Мира искусства", произвело шок. Публика увидела картины и рисунки из цикла "Расея".

"Тем, кто не жил с нами, этот памятник скажет больше, чем любая летопись, любая книга", - писал великий гурман и пушкинист Павел Елисеевич Щеголев. В числе величайших произведений русской культуры называл "Расею" Евгений Замятин. Снова предоставим слово Александру Бенуа: "Когда на выставке Академии художеств под гигантскими копиями с Рафаэля предстала на публичный суд серия картиноподобных этюдов, окружавших главное произведение Григорьева, названное "Расея", многих одновременно с восторгом от явной талантливости охватил и род ужаса. Перед эстетами, совершенно к тому времени отвыкшими вычитывать из картин какие-либо уроки и пророческие назидания, предстало подобие "головы Горгоны".

Это было невероятно. Перед одними и теми же полотнами люди испытывали самые противоположные чувства. Григорьева проклинали и им восхищались. Его обвиняли в оскорблении России и писали, что со времен Андрея Рублева не было такого русского художника. Единственное, в чем ни у кого не возникло сомнений, - это в поразительном мастерстве Бориса Дмитриевича. Слово "гений" замелькало в различных иностранных изданиях, обрадованные редакторы которых наконец-то нашли иллюстрации для своих рассуждений о причинах смуты в Российской империи.

Где, как, откуда увидел он эти страшные, завораживающие лица высохших стариков и старух и золотушных детей? На берегах Волги, в Рыбинске, - там он провел детство и юность с отцом, управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского банка? Или в глухих местах севера, куда забирался, работая над подготовкой изданий знаменитого мецената и собирателя древнерусского искусства Бурцева? Григорьев сделал целую серию иллюстраций к бурцевским "Святочным гаданиям", "Народным календарям" и "Присловиям". Но, наверное, бесполезно было бы искать точные прототипы и корни "Расеи". Просто художник сумел выразить весь надвигающийся ужас своего времени.

Григорьев показал лицо новой эпохи, неразрывно связанной с древними, языческими, дохристианскими корнями старой Руси. Глаза его героев затягивали в омут. От них хотелось, но было очень трудно оторваться. Какая-то звериная, могучая сила исходила от этих полотен.

Впоследствии Григорьев несколько раз издавал "Расею" книгой. Сначала в 1918 году, в Петрограде, там же, где она гремела в Академии художеств. А в 1922 году, когда художник уже три года как был в эмиграции, практически бежав в 1918-м в Финляндию, "Расея" снова увидела свет в одном из русских берлинских издательств. Иллюстрации сопровождали очерки Алексея Толстого, Андрея Шайкевича и, конечно же, Александра Бенуа. Шайкевич обнаружил в произведениях Григорьева лишь "апокалипсическую Россию" и увидел корень всего в парижском дурмане, в "Цветах зла", в "демонической эротике" и "порочной грации" Тулуз-Лотрека. Очень точен в оценках был Бенуа. "Искусство Григорьева - страшное и детское искусство. Страшно оно по своей озлобленности, носящей мрачный отпечаток конечного завершения цивилизации, детское оно по своей почти всеобъемлющей искренности". Но, пожалуй, самые яркие слова нашел Алексей Толстой. Что-что, а этого умения у "красного графа" не мог отнять никто: "Из полотен выступают морщинистые скуластые лица - раскосые, красноватые, звериные глаза. Рядом с головой человека - голова зверя, та же в них окаменелая тупость: это сыны земли, глухой, убогой жизни. Тысячелетние морщины их и впадины - те же, что и на человеческих лицах, на звериных мордах... В этой России есть правда темная и древняя. Это - вековечная, еще до-Петровская Русь, первобытная, до нынешних дней дремавшая по чащобам - славянщина, татарщина, идольская, лыковая земля".

Толстой считал, что все мы несем в себе лыковую, глухую, подлинную Россию и именно поэтому так жутко становится от работ художника. Подобно Гоголю, Григорьев вывернул наружу все, что до поры до времени пряталось в каждом. И в то же время даже самые восторженные ценители мастера были единодушны: мимо него прошла другая Россия. Та, на земле которой были созданы величайшие произведения человечества и строились города и храмы.

Это было и верно, и неверно. Григорьев просто не мог писать иначе. Он был художником своего времени, времени перебитых хребтов целых народов. Он в каждой картине, в каждом рисунке был на изломе, на пределе. В нем искали и находили следы влияния Лукаса Кранаха и Ганса Гольбейна-младшего, его называли русским Тулуз-Лотреком, Игорь Грабарь считал, что он многое взял у Сезанна, кое-что из кубизма и "...выработал свой собственный стиль, примыкающий краем к Петрову-Водкину и какими-то другими концами к французам постимпрессионистического времени". Конечно, Григорьев во многом предвосхитил авангард, обратившись к традициям русского лубка. На Западе земля буквально горела у него под ногами, он тосковал отчаянно, он просто не мог быть художником покоя. "А сколько бы я показал Вам в России! Сколькому бы научил! Да и сам бы вновь научился тому, что мне нужно... Я никому не опасен, вреда никакого не сделаю, а только творю красоту, которая меня сейчас мучает... Я должен браться за кисти, а когда они в руках - я не живу больше, меня нет на земле... Во мне нельзя искать ни черносотенца, ни эсера, ни большевика. Я стою дороже тем, что во мне заложено и чем я обуян, в чем моя религия!" - писал он другу стихотворцу-авиатору Василию Каменскому, еще надеясь на возвращение из эмиграции. Беспрерывные путешествия давали массу материала для работы, но тоски заглушить все равно не могли. "Русские в своем окончательном падении еще стараются подняться хотя бы на словах. Но каковы же эти европейцы на высоте своего благополучия! Они дошли до предела, и пахнет от них, как от умирающих цветов... Когда думал убежать от Европы так далеко, в Чили, ведь, еще покупая билеты, знал я, что никакие контракты не помогут на прочности настроений". Это строки из послания Добужинскому.

...60 лет прошло с того дня, как его не стало. И в завершение опять хочется вспомнить слова Александра Николаевича Бенуа: "Найдутся ли в достаточной степени сознательные ценители исключительного великолепия григорьевского искусства, чтобы собрать то, что сейчас разбросано и что еще можно собрать... Трудности технической стороны такого собирания не так уже велики - будь то выставка или монументальная монография... Но все это ушло. Ничего подобного нельзя теперь сделать, особенно здесь, в условиях нашего оскудения и окисления, да еще в такой момент, как нынешний, когда все внимание половины человечества отвлечено роковым вопросом: быть или не быть".

Все это было написано в 1940 году, но не покидает ощущение, что как будто сегодня. Десять лет назад усилиями Советского фонда культуры сначала в Пскове, а потом в Москве, на Старой Басманной, прошли григорьевские выставки, собранные из различных российских музеев и частных коллекций. Чудес, конечно, не бывает, но вдруг найдется кто-нибудь в наши дни, кто сумеет это повторить? Или хотя бы помочь издать монографии о замечательном художнике, из-за отсутствия средств легшие на дно в московских редакциях...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;