Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7491) 18 - 24 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

...До востребования

"Острова. Александр Адабашьян" на "Культуре"

НАБЛЮДЕНИЕ

Матвей САМОХИН


А.Адабашьян

В самой биографии, даже в сугубо личных, житейских ее обстоятельствах, проявляется главное свойство творчества Александра Адабашьяна - его неуловимость, способность ускользать от определений. Как выявить "эффект Адабашьяна" в "ведческом" исследовании, пусть и осуществленном средствами телевизионного кинематографа? Создатели программы "Острова" решили сопоставить те фрагменты из, условно говоря, "фильмов Адабашьяна", что выявляют меты его авторства в совместных с другими кинематографистами работах. И им это удалось.

Этот сценарист, художник кино (а также просто художник) и актер, как всем хорошо известно, постоянно реализовывал свои замыслы в соавторстве с другими прославленными коллегами, будь то Александр Самулекин или Николай Двигубский, будь то его многолетний союз в качестве соавтора сценариев с режиссерами Никитой Михалковым или Себастьяном Аларконом, будь то его "точечные" встречи с отдельными мастерами, подарившие нам блистательные актерские эпизоды, непревзойденные камео Адабашьяна (кто же не вспомнит сакраментальное "Овсянка, сэр!") или сценарий данелиевско-володинской "Насти". К сожалению, об одном из первых наших TV-сериалов "Дом" Леонида Квинихидзе по сценарию Адабашьяна и Сергея Волынца вспоминают куда реже, нежели про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Можно вспомнить и многое, многое другое вплоть до того, что именно он поставил на российской сцене знаменитую пьесу-эксперимент Агаты Кристи "Мышеловка", что он проявил себя и как оперный режиссер, что он преподает... Присмотревшись внимательно к этому человеку-архипелагу, создатели "Островов" нашли сквозную тему. Но для этого им потребовался как раз гигантский труд отсечения, селекции, не складывания-конструирования, но взращивания итогового материала.

В принципе, при известной киноведческой оснащенности очень легко вытянуть главную и несколько аккомпанирующих ей тем в творчестве любого признанного кинематографиста. В том случае, если он еще и художник либо режиссер, блистательно проявляющий себя через визуальную сторону кино, пластику, то эти темы можно почти безошибочно проиллюстрировать несколькими эффектными эпизодами. Будучи людьми наслышанными-начитанными, немало журналистов смогли бы обыграть и главный "драматургический" момент в биографии вечного соавтора, званного в столь многие престижные проекты, но потерявшего в какой-то момент контакт с самым признанным своим соавтором, свою "пару": тему эту можно было бы и заострить для пущего публицистического эффекта... В "Островах" все получилось иначе. Но для этого нужно было "всего-навсего" выслушать героя. И найти именно нетривиальное решение, вернее - сочетание фрагментов из фильмов, которые в полной мере проиллюстрировали бы тему не столько творческого разрыва, но именно творческого партнерства. Долю Адабашьяна в общих успехах дуэта с Михалковым, их заочный диалог, не прекращающийся и по сию пору. Ведь все-таки без этой страницы об Адабашьяне и говорить бессмысленно... Вот режиссерский дебют Адабашьяна "Мадо, до востребования..." (1990), лента, названная в честь провинциальной простушки-француженки, девицы, "влюбленной в любовь", с таким же томящимся-томительным, почти отсутствующим сюжетом и медленно, но уверенно обрастающая неким неярким, но очень внятным эстетическим свечением, той волшебной подсветкой, что сама по себе становится и сюжетом, и смыслом фильма. Хотя это всего лишь история о приключениях во времени давно уж "отработанного", прославленного и оплаканного, исчезающего французского женского типа. Когда картина вышла в Москве в рамках некоего франко-российского культурного мероприятия, критик Андрей Шемякин опубликовал на нее рецензию, где было сказано примерно следующее: режиссер мог бы назвать этот фильм "Очаровательная идиотка", в честь фильма Эдуардо Молинаро с Брижит Бардо, но использовал в названии имя главной героини фильма Клода Сотэ с Роми Шнайдер. Тогда еще этот вираж текста, подтекста и нескрываемой любви к теме мог быть оценен постоянными читателями "Искусства кино". "Мадо...", снятая на французском, этим же приемом и остраненная, хотя, конечно, снималась на французском еще и потому, что продюсер и деньги были французские, эта история чужого, невостребованного опыта, поразившая еще и тем обстоятельством, что герой грез нелепой почтовой служащей - не кто иной, как загадочный "славянский любовник" в исполнении Олега Янковского, как выяснилось, близка не только нам.

Прошло время, и во французской кинематографии появилось уникальное явление - сценаристка, актриса и режиссер Аньес Жауи. Когда она приехала на Московский кинофестиваль со своим первым фильмом "Чужой вкус", то с восторгом рассказывала, что ее любимая актриса - Елена Соловей. А фильм, разумеется, "Раба любви". Жауи в своих фильмах последовательно возвращается к характеру, предложенному российским режиссером, к типу Мадо.

Второй ключевой сюжет программы: сцены на тему "русский человек на рандеву" из "Очей черных", ленты, ставшей кризисной, разрывной для тандема Михалков - Адабашьян. Как это красиво сделано! Как достойно. Как мы все в свое время недооценили, что тех, кто хотел бы подражать Висконти, у нас много, а удалось всего-то двоим, если по-гамбургскому счету. И как нас всегда будут пленять красота европейцев, их галантность, ожидающая нас где-то там, вдали, до востребования...

В журналистской среде есть и просто байки. Одна из самых смешных именно про Александра Артемовича Адабашьяна - о двух днях рождения. На "Культуре" "Острова" появились к официальной дате, то есть к 10 августа, но, между прочим, даже в печати время от времени проскальзывала другая дата рождения - 8 марта. Говорят, что сам художник-актер-режиссер Адабашьян приложил руку к этой мистификации и иногда поправлял желавших поздравить, а иногда и принимал поздравления на полном серьезе. С неподражаемой своей иронией. Понятно, что зимние съемки героя программы могли объясняться любыми причинами, но почему-то вот его сняли именно зимой. Может быть, и ранней весной: герой добывал воду из деревенского колодца и за кадром рассуждал об истончении культуры в кино. О том, что на заре перестройки и гласности, а потом и реформ великие мастера должны были снимать не как бы голливудские фильмы (он даже не сразу припомнил, как эти фильмы тогда называли -"малобюджетные, кажется?"), а преподавать. Не растрачивать мастерство, а консервировать. А теперь у нас снимаются уже крупнобюджетные подражания Голливуду, например, экранизации Акунина. Мы все в свое время не в полной мере оценили, что все-таки стиль и культуру этому крупнобюджетному направлению задал именно он, режиссер Адабашьян, своим фильмом "Азазель". Но авторы "Островов", отдавая дань, так сказать, заслугам героя, сделали это чуть тоньше, чем можно было предположить. Нашли и вмонтировали в фильм давнюю телевизионную съемку: Эва Шикульска и Александр Адабашьян репетируют и озвучивают сцену из "Азазеля". И это так же важно, как слова, как рассуждения - сама интонация юбиляра.

Также в рубрике:

НАБЛЮДЕНИЕ

ПЕРСОНА

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;