Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7491) 18 - 24 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Поле смыслов

Форум художественных инициатив проплыл вдоль Москвы-реки

Елена ТИТАРЕНКО
Фото Павла СМЕРТИНА ("Коммерсант")


На Форуме художественных инициатив

В отсутствие ярких событий, что характерно для августа - тишайшего из летних месяцев, - главным центром притяжения для поклонников contemporary art ненадолго стал Х Международный форум художественных инициатив - юбилейный (хотя от такого статуса организаторы всеми силами открещивались). "Московский форум инициатив не хочет быть юбилейным. Это рабочая и коммуникационная площадка, где впервые показывают свои работы молодые художники из разных регионов, где известные художники выставляются рядом с профессионалами из других областей культуры и науки - философами, социологами, филологами, менеджерами, умеющими выразить свои идеи в визуальных образах", - заявлял бессменный куратор Георгий Никич, избравший темой фестиваля лаконичное, многозначное, гордо звучащее "МЫ/WE". Трудно сказать, что больше удивило на Форуме: более внятная, чем обычно, экспозиция (прежние походили на кучу-малу, хотя все элементы, разумеется, получали обоснование в кураторской концепции) или тот факт, что главное летнее арт-мероприятие не ограничилось привычной территорией "за спиной" у Госдумы, что на Охотном Ряду.

Пожалуй, еще в начале 1990-х было немыслимо, чтобы чопорный и консервативный "Новый (тогда еще Малый) Манеж" собирал в своих стенах столь "отвязные" проекты, туманные по смыслу и непригодные к практическому применению. Но жизнь идет вперед, и стены памятника промышленной архитектуры конца XIX века уже много чего повидали, да и зрителям удивляться нет причин: как правило, на Форум приходят люди привычные и закаленные, поднаторевшие в общении с актуалами. Приходят без больших надежд на некие открытия, тем не менее зная, что здесь всегда припасено нечто "вкусненькое". В данном случае подобных блюд было несколько. В роли дебютанта неожиданно выступил давно замеченный в разных культурологических проектах филолог Алексей Плуцер-Сарно. Автор многотомного, роскошно изданного "Словаря русского мата" (последний красовался на прилавке рядом с каталогом Форума) свыше десятка лет трудился над проектом "Музей объявлений": над головами зрителей, в провоцирующей доступности, трепетали на искусственном ветру рукописные или напечатанные на принтере, несанкционированно вывешенные и оборванные коллекционером со стен и заборов предложения и обещания. Экзотически-заманчивые ("Я пришел воскрешать живых", - изрекает с афиши небезызвестный в недалеком прошлом, но уже списанный в архив истории "целитель"), грозные ("Страшный суд произойдет..." такого-то числа 1993 года), благостные ("Меняю Азовское море на Москву").

Еще один вариант наполнения смыслом (тут уж вполне агрессивным) весомого, но все же несколько расплывчатого местоимения "мы" - другой проект от дебютантов, группы "Deadline". Георгий Никич вывел в свет своих питомцев - выпускников Московского-Британского университета, которые расположились в наивыгодной позиции, прямо напротив входа, заняв ненужный летом гардероб и не теряющий функциональности туалет выставочного зала. Последний - проектом "Ненависть в сортире", идея которого "простая, как мычание": в надписях, испещрявших стены заведения для сильного пола, женщины высказались о мужчинах, и наоборот, а весь пафос сводился, как нетрудно догадаться, к тривиальному и бесполому: "Все - козлы!". Более оригинально выглядела выставка, где юные художники обыграли название своей группы - "Deadline" ("...граница и предел, которые вы задаете для себя сами, ваши нервы и ваши чувства...") и показали "Шесть опытов с жизнью и смертью". Честно говоря, читать невразумительные надписи на бумажках и одежках, развешанных на веревочках, и вдумываться в смысл авторских высказываний охота была не у многих, тем более что впереди маячила внушительных размеров экспозиция с картинами, инсталляциями, фотосериями и даже "Хором", который составили участники модного квартета "русских венецианцев" - группы "Escape". Как обычно, последних заботила насущная проблема взаимного непонимания, неспособности услышать друг друга, то есть проблема коммуникации: одетый в униформу хор недружно раскрывал рты, и неслышная песня получалась, как говорят в народе, не в склад не в лад... Это можно было бы взять эпитетом ко всей выставке, где не возникло ни стилевого, ни идейного единства: МЫ складывается из многих эгоцентричных Я. Иногда это высказывания серьезные и значимые, как "Азиатский проект" Кирилла Челушкина, собранный из 12 сотен белых пенопластовых фигурок, расставленных на полу и стеклянных полках - много ярусов "граждан-экранов", не касающихся друг друга, но испытывающих единые "толки подсознательного". Иногда ностальгически окрашенные, как фотосерия Евгения Несетрова "РазМЫкание" - заметенная снегом страна, легковушки в сугробах, уходящие на бледный закат грузовики, теряются в белой мгле линии электропередачи... Иногда забавные и насыщенные сугубо отечественным юмором (иностранцу не понять!), как "Переносная мини-таможня" от екатеринбургской группы "Куда бегут собаки": механические куклы посажены в ящичек, в котором, стоит его открыть, закипает жизнь - по проходу вагона движутся пограничники, вселяя безотчетный страх, так как проверяют у пассажиров поезда документы; чем кончится проверка, нам не узнать - крышка с грохотом захлопывается. И только в нашей стране воспримут правильно (что и доказал вернисаж, где данный номер программы стал хитом) акцию "Рыба: Волжское застолье" - при поддержке Саратовского музея им. Радищева художник Евгений Стрелков с куратором Игорем Сорокиным придумали выложить на стол "рыбу" не из обычных костяшек домино, а из таких, что украшены старыми, вековой давности фотографиями.

Значительно убедительнее с художественной точки зрения проекты, исходившие от призванных на Форум арт-деятелей с именем. Например, Ольга и Александр Флоренские возвели в центральном зале "Вавилонскую башню" - многоярусное двухметровое сооружение из старых, теперь уж антикварных шляпных коробок, форм для торта и прочих "найденных объектов" из дерева, меди, латуни. Этакая реконструкция утраченных миров, напоминающих о себе остатками своей материальной культуры, недавно близкой и необходимой нам, теперь выглядит почти такой же экзотикой, как другая реконструкция - коллаж Валентины Апухтиной по мотивам "Тайной вечери" Леонардо да Винчи. Струйная печать, где элементы фрески ложатся на бумагу с изображением "дряхлого пука дерев", или, наоборот, зелень ветвей отражается в старинной стенописи, как в стекле автомобиля... Выходит, МЫ - еще и те, кому не чужда классика, кому дорога "времен связующая нить", даже когда она соединяет недавних идолов масс-культуры - "Битлз" и Элвиса Пресли, как на холсте А.Виноградова и В.Дубосарского "Слава героям концептуализма!". Обращением к живописи, которую никак не удается сбросить с корабля современности, порадовали и Александра Паперно, провозгласив способность краски "превращаться в психическую субстанцию", которая наделена также "оптической и звуковой тональностью", и комиксмен Георгий Острецов, и вездесущий Константин Батынков.

В этом году Форум выплеснулся за пределы "Нового Манежа", из озера превратясь в реку, захлестнувшую и центр, и окраины столицы: от старых, отработавших свое гаражей кондитерской фабрики "Красный Октябрь", где год назад устроили "АРТ Стрелку", до еще одной, вполсилы действующей фабрики технических бумаг "Октябрь", куда полгода назад, по случаю Московской биеннале, вселился выставочный "ПROЕКТ - FAБRИКА". Именно там было обещано показать сразу два проекта, посвященных российскому участию в старшей из сестер-биеннале - Венецианской. Обещание выполнили, выставку открыли в срок, да только разочарования больше, чем радости. Судите сами: организаторы звали посмотреть видеоинсталляцию "Прогулки по Венеции", дабы получить яркое и полновесное впечатление о главной в мире выставке современного искусства. Увидеть ее предполагалось сквозь объектив съемочной группы НТВ, дополненный выбором куратора Юлии Овчинниковой. Обещание, что "зрители смогут в полном объеме... ощутить масштаб Венецианской биеннале", на деле оказалось блефом. Даром что художник Сергей Мироненко старался сделать "московский зал мало отличающимся от стандартных европейских выставочных пространств, в которых демонстрируется современное искусство", и замысловато разместил проекторы в полутьме бывшего фабричного цеха. Изображение нужно считывать не со скучного белого экрана, о нет! Надо смотреть в угол, где свет рассеивается, а кадр дробится на выщербленной стене, или между колонн, или еще на одну стену, с которой проекция сползает на пол - куда как круто! Вышел еще один прикол, попытка самовыражения. Да, есть некий стеб по поводу открытия Российского павильона, где больше всего дыма и аплодисментов, мелькают лица основных фигурантов - из групп "Escape" и "ПровМыза"; имеется беглое скольжение по Французскому павильону, который был признан лучшим национальным и где помещалась инсталляция Аннет Мессажер, получившей "Золотого Льва", а равно по проектам Розы Мартинес в Арсенале и Марии де Коралл в Итальянском павильоне. Но оценить все это "изобилие" нет никакой возможности.

И уж окончательно погрузился в поток современности тот, кто прошел по мосту от оплота традиционализма - храма Христа Спасителя - к "АРТ Стрелке", где торжественно справили 50-летие антиклассического модельера Александра Петлюры, преподнеся этому по-своему выдающемуся деятелю искусства в подарок то, что в обычных условиях принято выносить на помойку, - сношенные ботинки, старые зонтики и прочую дребедень.

Разумеется, это не единственное, чем порадовали "арт-стрелочники": юный Антон Фатеев предложил изящную графическую серию "Минимализм", а маститый Сергей Шутов, неожиданно задумавшийся о вечности, изобразил неуловимо-прекрасный "Свет Поднебесной", взяв только лампочки, длиннющий лист бумаги да кисть с тушью. Но истинным героем, гвоздем сезона в последней серии "стрелочных" проектов оказался другой герой арт-современности - Владислав Мамышев-Монро. Он напомнил о своих былых подвигах - проекте "Старое пиратское видео", где некогда поразил зрителей подражанием легендарной Мерилин, у которой позаимствовал псевдоним. И теперь он продолжает рядиться в популярнейших див, теле- и эстрадных героев (Орлова, Пугачева, Агузарова... даже Штирлиц вкупе с Элтоном Джоном) и заводит с их фанатами философские беседы в артистических коридорах. Но круче всего последняя придумка - "Новое пиратское телевидение": уже в обычном мужском костюме, легко узнаваемый благодаря ТВ-передачам, наш мастер перевоплощений разгуливает по прошлогодней ярмарке "Арт-Москва" и делится впечатлениями и размышлениями. Ирония, сарказм и самоирония Лицедея Лицедеича стоят дюжины статей - спешите приобщиться!

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;