Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 32 (7491) 18 - 24 августа 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

СЕРГЕЙ АРЦИБАШЕВ: "Абсурда мне вполне хватает в жизни"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


С.Арцибашев

Непривычно рано, в середине августа, открыл очередной сезон Московский театр имени Маяковского, художественным руководителем которого три года назад стал Сергей Арцибашев. За прошедшее время публика отнюдь не изменила популярному коллективу в своей любви, а вот сам Арцибашев успел выслушать от критического сообщества массу нелицеприятных упреков, в основном по поводу "облегченного" материала для постановок и отсутствия "железной руки" по отношению к творящим (а порой и вытворяющим) в руководимом им театре другим постановщикам. Что изменится в наступившем сезоне, какими видит худрук дальнейшие перспективы Театра имени Маяковского, да и российской сцены в принципе? Об этом Сергей АРЦИБАШЕВ рассказал обозревателю "Культуры".

    

- Сергей Николаевич, поскольку мы встретились с вами накануне открытия сезона, первый вопрос закономерно будет о планах театра.

- Бог даст, в конце сентября состоится первая премьера - я завершаю работу над спектаклем "Птица-тройка" по поэме Гоголя "Мертвые души". Зрителей ожидает интрига, потому что впервые в одном спектакле будут объединены оба тома. Первый акт - это классические ситуации, а второй сделан на основе того материала, который остался несожженным. Владимир Малягин, автор инсценировки, придумал продолжение похождений Чичикова. Исходя из записок Гоголя, его рассказов, все-таки можно было допустить, что он хотел вывести Чичикова на положительную стезю. Но, видимо, мечты с реальностью не совпали. Мне кажется, это, во-первых, интересно с чисто просветительской точки зрения, ведь второй том практически никто не знает. А во-вторых, там отдельные фразы и монологи звучат так, словно бы сочинялись в нашей сегодняшней реальности.

    

- И все-таки вы, наверное, рискуете? Да, театральные гурманы "скушают" спектакль с удовольствием. Но заманить массовую публику на Гоголя с "Мертвыми душами", по-моему, проблематично.

- Да, я рискую, но классика - это наша подпитка. Подобный материал всегда творческий, профессиональный и человеческий. И для зрителей, и для актеров, и для меня - это определенная веха, без которой трудно даже не столько продвигаться вперед, сколько просто держаться на плаву. Да, комедии и коммерческие спектакли - это нормально, они финансово поддерживают театр. Хотя я и в коммерческих постановках стараюсь отыскать то, что меня по-человечески там задевает. Иначе мне тяжело это ставить, да я скорее всего и не буду этого делать.

А классика? Ну да, скажу сейчас банальность, но ведь никто не отменял ее истинности. В классике - вечные мысли, вечные проблемы и одновременно те, которыми ты сегодня живешь. Только выражено это правильным языком, красивым слогом и наполнено высокими помыслами. Поэтому мне с таким материалом интересно работать. Пусть это нечасто происходит, но если я хотя бы раз в два года не замахнусь на классическое произведение, то чувствую какое-то упущение. Это наш духовный золотой запас.

Да, наверное, публика валом не повалит на "Мертвые души". Но ведь, например, "Карамазовы" у нас в театре с успехом существуют, творчески и финансово себя оправдали. А "Женитьба" вообще идет первым номером.

    

- Но "Женитьба" и сделана весьма зрелищно, азартно, оптимистично, что ли.

- Да. А здесь будет другой Гоголь. Но надеюсь, что и он тоже сможет вызвать интерес. К тому же в спектакле заняты ведущие актеры труппы - Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Галина Анисимова, Игорь Костолевский, Игорь Охлупин, Ефим Байковский, Игорь Кашинцев, Даниил Спиваковский.

    

- Что еще ожидает зрителей?

- Готов к выпуску спектакль по комедии Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского" в постановке Татьяны Ахрамковой с участием Анатолия Лобоцкого и Романа Мадянова. Юрий Иоффе работает над спектаклем "На бойком месте" Островского. Вскоре приступит к новой работе Леонид Хейфец. Есть и другие наметки.

    

- Судя по названным режиссерским именам, вы по-прежнему ограждаете свой театр от визитов модных молодых постановщиков, одно приглашение которых - уже мощный пиар?

- Во-первых, хватает работы и нашим штатным режиссерам. Во-вторых, я пробовал приглашать, может быть, не столько модных, сколько просто молодых режиссеров, но они не вписались в нашу ситуацию. Я вижу их самоподачу, а все фантазии заключены в придумках каких-то перевертышей. Ни идей там нет новых, ни форм, а только работа на эпатаж.

Я вообще - ученик реалистической и психологической школы. И мне всегда хочется на этот риторический вопрос: "чем будем удивлять?" - ответить: "удивляйте актерской игрой, новыми замыслами, открытиями, ходами. Но не переделывайте, не искажайте материал. Все-таки должна сохраниться авторская идея, тем более если в работу берется классика".

    

- Молодых ведь манит и модный зарубежный опыт подобных перевертышей.

- Я помню, как в 1993 году поехал со спектаклем Театра на Покровке "Три сестры" на крупный фестиваль в Мюнхене. Там собрался весь театральный мир - были и Стрелер, и Брук. Американцы тоже привезли "Трех сестер", и меня уговорили пойти посмотреть. Там такой авангард был, что я ничего не понял. Потом спросили у меня: "Как вы относитесь к этой постановке?" Я ответил: "Замечательно отношусь, там есть поиск формы, только лучше бы они искали на своем материале". Ведь кто-то из зрителей, особенно молодых, не читал ни Чехова, ни Достоевского, ни Островского. Они приходят на спектакль и думают: вот это и есть знаменитые русские истины. Впрочем, высший театральный пилотаж на самом деле в другом.

    

- В чем же?

- Мне кажется, что-то очень важное должно остаться в душевной памяти зрителей. Высший пилотаж театра - когда человек, посмотрев спектакль, может изменить свою жизнь, судьбу. Хотя понятно, конечно, что это некое донкихотство. Но сейчас все убеждены: да ничего искусство не исправляет, не меняет в жизни. Неправда. Я хотя бы по своему опыту знаю, что меняет. Могу даже примеры привести, когда после моих спектаклей люди кардинально повернули свое мироощущение совсем в другую сторону.

    

- Приведите, пожалуйста.

- Хотя, конечно, я могу говорить только о том, что знаю. Был, например, человек, который хотел покончить жизнь самоубийством, но после спектакля изменил свое решение и даже умудрился со временем стать счастливым. Просто нашел, ощутил какое-то свое предназначение.

Или такой случай. Идет на Покровке спектакль "Ревизор". В зале сидят медики, которые занимаются разработкой лекарств. После спектакля они остались, хотелось поговорить. И один из них все бегал вокруг меня и спрашивал: "Знаете, что вы поставили?" - "Ну, наверное, знаю". - "Нет, вы знаете, что сделали?" Я уже начал беспокоиться, что же такое я сделал? А он говорит: "Я весь спектакль сидел и думал: елки-палки, когда же наступит утро, чтобы я смог пойти на работу". - "Что же это вам вдруг так захотелось на работу?" - "Вы знаете, я десять лет бьюсь над одной проблемой, и ничего не получается, а тут вижу, что Арцибашев смог посмотреть на известную ситуацию совсем с другой стороны. Что же я-то десять лет бьюсь как баран в одни ворота? Дай-ка и я взгляну по-другому".

То есть во время спектакля у него пробудился творческий процесс. А ведь это и есть самое главное - возникновение творческого начала в человеке. Пережив какое-то возбуждение или потрясение на спектакле, человек переносит это в свою жизнь.

Да и у меня такое бывало после некоторых спектаклей Товстоногова или Эфроса. Почему-то потом хочется обязательно с кем-то поговорить, кому-то позвонить, написать маме, не идти домой, но гулять по ночным улицам. Мне кажется, это одна из задач театра - разбудить человека, вытряхнуть его из серой обыденности, освободить от мелких каждодневных забот, которые способны забить любое творческое начало. Вот это - театр. Радость.

    

- К сожалению, это такая редкость, тут уж я сужу по собственному опыту. Да и мало кто сегодня об этом думает всерьез.

- Наверное. А я думаю. Быть может, этой высшей планки не всегда удается достичь. Но когда после трехчасового и не слишком легкого спектакля "Карамазовы" я вижу горящие глаза зрителей, которые не сбежали в антракте, проклиная театр за напрасно потраченные деньги, то получаю подтверждение, что мы не зря работали.

Или вот вы, критики, например, ругаете спектакль "Банкет" за низкопробный материал. А ведь там в середине действия, когда герои вдруг перестают кривляться и начинают говорить искренне, в зале наступает такая тишина, что у многих перехватывает горло.

    

- Вы как худрук театра ощущаете ответственность за все, что происходит на его сценах? Почему спрашиваю об этом? Мне кажется, что некоторые спектакли вроде "Строителя Сольнеса" или "Карлика" просто компрометируют театр.

- Это очень тяжелый вопрос. Я в советские времена прошел мучительный и трудный период. В течение семи лет у меня не вышло ни одного спектакля, хотя я пахал не останавливаясь. Заработал на этом и язву, и все прочие болезни. Помните, как в пьесе "Добрый человек из Сезуана" говорится: летчик, который не летает, - мертвый летчик. То же и режиссер, работающий вхолостую.

Поэтому мне очень трудно сегодня вмешиваться в чужой процесс. Конечно, если я вижу какие-то просчеты, обычно пытаюсь мирным путем договориться с режиссером, начиная с выбора материала. Но я пока не дошел до той стадии, когда можно стукнуть кулаком по столу и сказать, что спектакль не выйдет.

    

- Но "Строителя Сольнеса" вы все-таки сняли с репертуара?

- Снял. Конечно, я понимаю, что в какой-то мере несу ответственность и за результаты чужого труда. Но вы сейчас, конечно, говорите о результатах творческих, а я еще думаю и о финансовых. Мы не можем провалиться сразу во всех местах.

    

- Как-то вы мне говорили, что работа Филиала и Малой сцены - ваша головная боль. Она утихла?

- Справиться с ней окончательно пока не удалось, хотя работа идет.

    

- Ваша Малая сцена активно функционирует, но там не видно риска, эксперимента, свойственных таким камерным пространствам.

- Это издержки наши. Знаете, мечтается быстро, а вот исполняется трудно, да и не всегда получается. Да, я тоже хочу эксперимента. Но есть сложности даже производственного характера. Пространство маленькое, декорационный размах там невозможен, значит, сразу отметается ряд режиссерских задумок. Эпатировать матерщиной? Нет, на это я не пойду. Плюс материальный вопрос. На содержание трех сцен нужны деньги.

    

- А финансирование, конечно, этого не учитывает?

- Конечно. Мы имеем средства на два простеньких спектакля в год.

    

- Вы остаетесь художественным руководителем Театра на Покровке? Сейчас этот некогда очень популярный коллектив как-то затих.

- Да, это есть. Я курирую его, приглашаю других режиссеров, но самому плотно заняться этим театром не хватает времени, конечно.

    

- Не задумывались о том, чтобы передать театр в надежные руки?

- А кому передать?

    

- Я не знаю.

- Вот и я не знаю. Жалко, что учеников нет. Да, я веду заочный режиссерский курс в РАТИ, но мои студенты уж совсем в другую сторону смотрят.

    

- В какую же?

- Им надо самовыразиться прежде всего. Но сегодня-то я вижу, что открытия возможны только в направлении реалистически-психологического театра. Вот докажите мне, что вы это умеете, а потом делайте что хотите. Но это же самое сложное, потому что в таком театре не видно режиссера, он-то должен умереть в актере. А им это неинтересно.

И начинаются поиски материала, который сделан шиворот-навыворот. Спрашиваю: "А ты сам-то понимаешь, что там написано?" - "Не очень". - "Узнай у автора". - "Узнавал, он тоже не очень понимает". Вот такой абсурд получается. Да, мы все живем сегодня в абсурде, так из него же человека извлечь надо. Мне-то, например, абсурдистского театра вполне хватает в Чехове. Да, там полно безумия, но связанного с людьми, судьбами. А новых пьес я не понимаю. Но молодых с этих пристрастий сбить трудно. Надо либо выгонять, либо смиряться и ждать, когда все разрешится естественным путем.

    

- Мы давно не видели ваших новых актерских работ. Хотя бы надежда на это есть?

- Есть. И планы есть, но опять-таки времени не хватает. Хотя, вероятно, уже наступил тот период, когда можно подумать и о себе как об актере. Я ведь от многого отказываюсь и в кино, и в антрепризе. В кино я, правда, могу быть покладистым актером. Но в театре мне с другим режиссером трудно и мучительно. Так что, может быть, скоро приглашу сам себя в спектакль нашего театра.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;